Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Подарок учителю


Подарок учителю

Большую роль в образовании и воспитании ребенка играет подход учителей в образовательном учреждении. Школы должны пересматривать традиционную систему образования и внедрять новые методики, соответствующие изменяющимся детским поведенческим тенденциям. Благодаря нестандартному подходу к учебе 10 учеников МАОУ «Гимназия №31» Перми стали лауреатами премии главы города «Золотой резерв».

МЫСЛИТЬ СВОБОДНО

И. о. директора гимназии Светлана Анатольевна САЛЮКОВА рассказала редакции об инновациях в школе: как заинтересовать детей учебным процессом, почему в гимназии не пятибалльная система оценки, и как «Золотой резерв» пригодится ученикам в будущем.

– Любой школьник Перми может получить премию, но именно ваша школа одна из отличившихся. Что мотивирует учеников собирать портфолио?

  – Победа в проекте «Золотой резерв» не случайна, а закономерна. Она является результатом хорошо построенной системы работы в гимназии. Работа с портфолио гимназиста – не новый вид деятельности, а одна из оценочных процедур. Поэтому к моменту появления электронного портфолио школьника у ребят накопилось много достижений. Этому способствовал и формат многоаспектного подхода: более 10 лет назад мы начали реализовывать проект «Одаренный ребенок», где пересмотрели и построили план работы преподавателей, родителей, психологов так, чтобы любой ребенок смог раскрыть талант, к которому он наиболее склонен. В школе есть интеллектуальный клуб, английский центр, медиа–центр, наличие органов самоуправления, а из спортивных и творческих: военно–спортивный клуб «Гром», школьный спортивный клуб «Стрела»,  танцевально–спортивный клуб «Этуаль» и театр песни «Камертон». Помимо этого, мы пять лет назад стали представителями деятельности НКО БФ «Наследие Менделеева» в Пермском крае. Это позволяет организовывать конкурсы для учителей и учащихся не только на уровне школы, но и на уровне региона. Детям представлен более широкий спектр конкурсов и олимпиад. Ребят мотивирует именно возможность попробовать как можно больше разных видов деятельности, найти из них свою и развиваться в этой сфере. Занимая призовые места, они выходят на краевой уровень, потом могут поехать в Москву на конкурс всероссийского масштаба,

а далее – получить путевку в «Артек». Там за последние три года побывали около 20 наших активно проявивших себя учеников.

В итоге электронное портфолио просто систематизировало порядок сбора достижений и позволило выделить ученикам направления для своего дальнейшего развития – они увидели весь перечень олимпиад, смогли определить, что для них весомее, что поможет поступить в вуз.

– Действительно, спектр занятий в гимназии широкий. А какие инновационные методики вы используете для обучения?

– Основная наша идея заключается в том, чтобы позволить детям мыслить свободно и не бояться делать ошибки. Ученики должны уметь применять полученные знания и во внеучебной деятельности, и в нестандартных жизненных ситуациях. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий. Поэтому мы прививаем навык находить информацию, перерабатывать и использовать в определенных целях. Наш негласный девиз «Пробую, исследую, выбираю» можно проследить в наших программах на протяжении всех лет обучения. Важно уточнить, что эти методики согласованы между собой, поэтому не сбивают с толку при переходе из начальной школы в основную. Мы основываемся на опыте московских школ – экспериментально–учебного комплекса «Школа развития», с которым сейчас взаимодействуем, на работах наших основателей Д. Б Эльконина и В. В. Давыдова, а также трудах Л. С. Выготского. Все они учитывают особенности психологии, восприятия и развития детей.

– Можно ли узнать подробнее об этих методиках, возможно, есть наглядные примеры?

– Примеров много, потому что здесь весь процесс и строится на деятельности. В начальных классах процесс построен на системе развивающего обучения. Вместе с учителями дети познают новое через деятельность, максимально применяя все на практике. Поэтому им понятно, зачем они изучают тот или иной закон, знают, где это может пригодиться. Там же, в начальной школе, у них проходит курс   междисциплинарного обучения – раз в неделю школьники занимаются исследованием в рамках групповой работы. Здесь они изучают даже философские категории, например, хаос или порядок.

Все классы объединяет применение системы проектных задач – когда ребенок через деятельность, личный опыт применяет свои знания. Одновременно с этим он учится самостоятельно искать информацию, оценивать, планировать действия, представлять результаты в разных форматах, менять роли и работать в межвозрастной команде. Ребята у нас во время проектной задачи становятся турагентами, разрабатывающими туристические поездки, знакомятся с направлениями искусства, организовывая арт–пространство города, уже во втором классе выбирают жанр, чтобы написать отчет о поездке доктора Айболита. То есть через знакомые вещи, через игру дети учатся проектировать и создавать. И чем больше таких «проб» они возьмут в детстве, тем успешнее они смогут быть, решая нестандартные задачи в будущем. В качестве еще одного наглядного примера можно назвать английский клуб «Five o’clock2», в котором учащиеся готовят театральные постановки, кураторами которых зачастую бывают носители языка. Благодаря этому детям легче разобраться в иностранном, они чаще выбирают английский во время итоговой аттестации, успешно сдают кембриджские экзамены, так, девятиклассники клуба уже сдали на уровень KET и готовятся к PET.

Хочу повторить, что все классы учатся в рамках одной системы, и, переходя в основную школу, они используют программы углубленного изучения предметов, но все преподаватели следуют одному подходу – научить применять знания в практической деятельности.

– Что вы можете сказать про систему оценок и деление учебных периодов? Они тоже соответствуют этим инновационным методикам?

– Да, у нас безоценочная система, при которой оценка формируется из ряда выполненных работ, а не определяется среднеарифметическая среди разных заданий. Мы исходим из того, что если ребенок пробует, он не может сделать «на отлично» сразу, он может и ошибиться, и оценка будет его тормозить, так как он будет бояться ошибиться снова. У нас в процессе проб учитель обсуждает с ним места, над которыми надо работать, и вместе или самостоятельно у него есть шанс в них разобраться и улучшить. Оценочные работы есть – это устный и письменный практикум, но и они оцениваются не от одного до пяти, а по определенным общепринятым критериям преобразуются в проценты, что позволяет объективно оценить работу. И ребенок понимает, отчего у него сформировался именно такой балл. Такие практикумы позволяют ребенку увидеть продвижение в теме и набрать, как мы называем, «стартовый капитал» – дети зарабатывают его и копят, выполняя эти работы. Проценты, конечно, в аттестате конвертируются в оценки.

Ну а учебный год делится для 1–5–х классов на квинты, а для старшеклассников – на семестры. Так, у малышей есть каникулы в феврале – в самую длинную для других учеников четверть. Ну а выпускникам удобно привыкать к вузовскому порядку.

– Получается, вы даете ребенку шанс попробовать решать задачи снова и снова разными способами. Но как удержать его внимание, интерес ходить в школу?

– Согласна, важно расположить ребенка к учебе, поэтому и преподаватели, и родители должны взаимодействовать с ним. У нас есть табель совместного планирования, который дети обсуждают с родителями, планируют свои результаты. Далее учитель составляет таблицу планов детей, сопровождает их во время четверти. Он видит работу каждого ребенка и обязательно рефлексирует с ними, анализирует их успехи. Так ребенок учится планировать свой собственный результат. Кроме того, располагает к обучению и обстановка в школе: достаточная техническая оснащенность позволяет детям проводить время с интересом. Изучать технологии можно в кабинете робототехники – маленькие инженеры участвуют в таких конкурсах, как, например, «ТехноПермь». Также обновлены кабинеты информатики, химии, есть медиа–центр – радио, газета, телевидение. Дети сами фиксируют выход радиопередач и газет, соответственно, есть и техника для видеосъемки, записи и трансляции эфира. Говоря о дизайне, пространство гимназии разделено на тематические зоны, им соответствуют определенный цвет, интерьер, элементы декора. Так, в зоне иностранного ученики видят цитаты на других языках, узкий коридор у нас – галерея известных художников, в библиотеке есть мягкая зона для чтения и работы. Обстановка постоянно сменяется, ребенок не устает от однотипных парт и ему хочется остаться и продолжить занятия.

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В гимназии №31 премию главы города «Золотой резерв» получили сразу десять учащихся: Татьяна Салищева, Полина Четверикова, Екатерина Некрасова, Максим Селезнев, Глеб Власов, Максим Наборщиков, Николай Кононыхин, Любовь Соломатина, Николай Бородкин и Никита Бреничев. У всех них есть огромный исследовательский опыт.

 – Каждый решает интересующую его проблему. Мои одноклассники представляли такие работы, как «Культурная карта современной архитектуры Германии», «Рецепт идеальной закваски», «Изготовление косметики в домашних условиях», «Исследование иллюзии обмана» – это по физике, «Камское речное пароходство: проблемы и перспективы развития», «Туристический маршрут по Амстердаму», «Создание неприкосновенного резервного фонда как этап обеспечения личной финбезопасности» и многое другое. Это все мы делали в восьмом классе, – рассказывает ученица гимназии Татьяна Салищева.

В дальнейшем Татьяна хочет стать учителем немецкого языка, а может быть, и актрисой:

– Это, конечно, совсем разные сферы, но в гимназии у нас с учителями доверительные отношения, нас не загоняют в рамки, поэтому школьники у нас склонны к инициативе, пробуют себя везде, а потом выбирают что–то свое.

 Другая ученица гимназии №31 Екатерина Некрасова также уверена, что имеющиеся возможности помогут ребятам применить их, воплотить и чего–либо добиться.

– Я склоняюсь к гуманитарным наукам, и вижу себя в профессии режиссера или вокалистки, либо в деятельности управленческой. Успевать во всем не сложно, когда это тебе интересно, но все же свободного времени почти нет. Учителя нам всегда повторяют: «Успеха может добиться каждый, просто идти к нему можно разными путями», и, наверное, неспроста слова «успеть» и «успех» так созвучны! – уверена девушка.

 – Я бы хотела связать жизнь с обществознанием, поэтому для меня важны мои достижении в обществознании, истории, социологии, также мне интересна математика, – делится своими планами ученица гимназии Полина Четверикова. – Я благодарна школе за то, что она так помогает нам в развитии, получении знаний и опыта.

По словам еще одного обладателя премии «Золотой резерв» Максима Селезнева, гимназия дает ребятам возможность участвовать в различных олимпиадах:

 – Также я очень ценю нашу групповую работу в интеллектуальной команде. Все ребята, преуспевшие в номинации «Интеллект», – члены этой команды. С нами работают преподаватели – мы их называем тренерами, потом представляем школу на районных соревнованиях. В прошлом году мы вышли на городской уровень и всероссийский. Возможностей, правда, много, но я уже почти определился. В моих планах стать инженером, моя профессия будет связана с физикой, географией и информатикой.

А сама премия для ребят – это не конечная точка, а еще одна возможность.

– «Золотой резерв» – это, наоборот, возможность для нас. Он нужен для того, чтобы предприятия, которые сотрудничают с проектом, смотрели на портфолио и выбирали тех, кто им нужен. То есть это увеличит шансы поступить в вуз или устроиться на работу, – уверен Максим.

– Это в нашем возрасте значимое мероприятие, мы сейчас должны сделать выбор, куда идти дальше. Как уже сказал Максим, для нас это возможность попасть в желаемый вуз, а еще это мотивация развиваться дальше. Например, премию я бы хотела вложить в новый ноутбук, а на нем, в свою очередь, я смогу обучаться интересующим меня направлениям: создание текстов, обработка фотографий и видеомонтаж, – объясняет Екатерина Некрасова.

Инвестировать полученную премию в собственные знания планирует и Татьяна Салищева:

– Это может быть поездка на интеллектуальные игры или вокальный конкурс. Еще мне уже не хватает возможностей старой техники, поэтому я хочу купить фотоаппарат.

– Конечно, хоть немного я бы хотела потратить на себя, но для меня важно сейчас отложить часть на свое будущее образование, поступление в университет. Поэтому я очень благодарна проекту «Золотой резерв» за возможность стремиться к участию в конкурсах и олимпиадах и росту, – добавляет Полина Четверикова.

Как поясняет Светлана Салюкова, номинаций на премию было четыре – это «Интеллект», «Художественное творчество», «Спорт» и «Социальная деятельность». По баллам у большинства учеников гимназии №31 получилось больше в номинации «Интеллект», но в портфолио у них есть дипломы и за творческую, и за социальную деятельность.

– У нас дети не замыкаются в узком направлении, а успевают поучаствовать и во многом другом. Это позволяет им не только стремиться к получению премии, но и открывать для себя новые сферы деятельности. На уроках рефлексии мы замечаем, что дети сами понимают: «Я поучаствовал в олимпиадах, мне это помогло». Они убедились, что это способ развития. Для них олимпиады – это не страх, а интерес, – объясняет Светлана Салюкова.

Общее количество получателей премии – 100 учеников 8–11–х классов, занимающие лидирующие позиции в общегородском рейтинге портфолио. По словам Светланы Анатольевны, увидев успех своих школьных товарищей, многие дети стали более активно заполнять свое портфолио. Такой тенденции необходимо способствовать внедрением инновационных практик и методов обучения, помогать ребятам работать на выполнение своих целей. У педагогического коллектива гимназии №31 это получается в полной мере.        

Людмила Оборина

 https://gymnasium31.ru


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона