Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

«Я не узнал Еву Польна»


«Я не узнал Еву Польна»

История Дмитрия Горшкова и Дарьи Щекотовой, которые переехали в Испанию и стали там частными гидами

Дима + Даша = Барселона

Дмитрий Горшков и Дарья Щекотова по образованию историки. Но познакомились благодаря телевидению: Дарья – журналист, Дмитрий – оператор. Женаты 10 лет. Сначала семейная пара переехала из Перми в Ханты–Мансийск. Когда там развивали телеканал «Югра», журналистов семьями приглашали со всей России. Даша с Димой – на тот момент уже опытные телевизионщики – сорвались из родной Перми на Крайний Север. Проработали там в губернаторском пуле восемь лет. Дима даже успел побыть преподавателем тележурналистики в местном вузе.

На Севере длинные отпуска. Почти все заработанные деньги семья тратила на путешествия. Каждый год они ездили в трип по Европе. Список городов всегда был разным, неизменным оставалось лишь присутствие в нем Барселоны.

– Влюбились в этот город с первого взгляда. Мы приезжали туда снова и снова, каждый год. В общей сложности – семь раз. А 1 октября 2015 года собрали три чемодана и купили билеты на самолет в один конец – до Испании, – рассказывает Даша.

– Мы, конечно, ребята сумасшедшие. Если честно, когда ехали – не представляли: куда и зачем? Планов не было. План был один – переехать и найти какую–нибудь работу. У нас была финансовая подушка, которой бы хватило не больше, чем на полгода, а потом пришлось бы возвращаться, – добавляет Дима.

Работу удалось найти только спустя три месяца. Компания, обслуживающая русскоязычных туристов и граждан Испании, задумала делать собственное интернет–телевидение, чтобы таким образом продвигать свой продукт. А наши земляки – готовые специалисты с собственным оборудованием – оказались в нужное время в нужном месте. Однако через полгода работодатель перестал платить, и Даша с Димой решили уйти в туристическую сферу и стать экскурсоводами.

По словам Даши, Барселону они любят и всегда хотели делиться своей любовью к городу с другими людьми. Так родилась идея своего бизнеса – проводить экскурсии.

Историческое образование и опыт работы с информацией на ТВ стали хорошим подспорьем в новом
начинании.

Клиентов искали через Инстаграм. По фото и геотэгам вычисляли людей, которые отдыхали в Барселоне, и отправляли им свои предложения. Этот метод оказался рабочим. К нам обратились мама с дочкой из Москвы, отдыхавшие на тот момент на Коста–Брава. Они были первыми, кто купил у нас экскурсии.

–Поначалу было страшно. Особенно мне. Даша – журналист и телеведущая, у нее поставленная речь. У меня же не было большого опыта публичных выступлений. А тут нужно проводить экскурсии, вести за собой людей и при этом уверенно держаться. Сейчас эта робость прошла, – улыбается Дмитрий.

Начало

Чтобы стать гидом в незнакомом городе, нужно приложить массу усилий. Семейная пара днями и ночами читала литературу, разрабатывала маршруты. Обогатили информацию о городе мифами и легендами, непридуманными историями из жизни самих каталонцев. Постепенно наработали свою уникальную программу.

Самая популярная экскурсия – обзорная, она занимает целый день. Первая часть – это прогулка по небольшому готическому кварталу у моря, где находилась старая Барселона, какой она была до середины XIX века. А после обеда Дима и Даша ведут туристов в более современную часть города, смотреть архитектуру Антонио Гауди, храм Саграда–Фамилия.

Они стремятся к диалогу с туристами, любят каверзные вопросы и обмен мнениями. С удовольствием делятся собственным опытом жизни в Барселоне, помогают советами и полученными опытным путем лайфхаками.

А еще у бывших телевизионщиков есть фишка: они проводят экскурсии с профессиональным фотосопровождением. Туристу не нужно отвлекаться на то, чтобы сделать фото. После экскурсии он получает пакет хорошо обработанных снимков: и себя любимого, и знаменитых достопримечательностей.

Как объясняет Даша, идея с фото лежала на поверхности. У ребят были профессиональная техника и навыки. Они понимали, что фотосопровождение может стать «фишкой». Эта услуга оплачивается отдельно и стоит от 10 евро. Все зависит от количества фото и часов
работы.

– Экскурсии ведем на русском языке. Уровень нашего испанского, мы считаем, пока недостаточный. Да и в нем нет необходимости, ведь наши клиенты – русскоязычные. Приезжают со всего мира: России, Америки, Канады. Вот, например, скоро ждем из Австралии, – рассказывает Дима. – У нас есть клиенты, которые берут у нас экскурсии уже по 2–3 раза. Нас советуют своим знакомым. Частенько слышим: «А вот вы для Натальи Петровны провели в прошлом году экскурсию!» Естественно, Наталью Петровну я уже не помню, но узнаваемость на сарафанном радио – это всегда приятно.

В сезон работа есть ежедневно. Как говорят в Испании, Барселона не знает понятие «сезонность». Летом люди едут к морю, зимой – гулять, смотреть архитектуру. Чуть меньше туристов в ноябре и феврале.

При таком высоком потоке туристов у Димы с Дашей бывают и негативные отзывы. Обычно люди, если им не нравится, пишут об этом в интернете. Гиды отвечают на каждую претензию, чтобы следующие заказчики понимали, что к чему.

Случаются и курьезы. Однажды Диме через интернет поступил заказ на обзорную экскурсию по Барселоне. На встречу пришли две дамы. И лишь на середине экскурсии Дима понял, что одна из них – Ева Польна.

– Я не узнал, если честно, певицу. Обычные приятные интеллигентные московские барышни. Только на середине экскурсии меня спросила ее подруга, знаем ли мы группу «Гости из будущего». И тогда я понял, с кем имею дело. Естественно, сказал, что да и что сразу узнал! – смеется Дима.

Барселона певице понравилась. Особенный восторг у нее вызвал старинный магазин шляп. В нем «Гостья из будущего» порядком потратилась. Оказалось, что Ева очень любит этот головной убор. Носит шляпы и в повседневной жизни, и на концертах.

Как заработать гидом в Барселоне

Барселона – одно из самых популярных у туристов направлений. По словам Даши, конкуренция среди экскурсоводов неимоверная.

– Но и туристов много. И если ты хочешь и любишь работать, всегда найдешь своего клиента. Сложнее всего сделать так, чтобы о тебе узнали. Мы раздаем визитки, активно используем соцсети и вообще интернет. Сегодня там много площадок, на которых частные гиды размещают свои предложения: «Трипстер», «Туристер», «Экскурсио», «Тонкости туризма», – поясняет она.

Чтобы начать свой семейный бизнес, паре пришлось вложить около тысячи евро. В основном – на раскрутку своего сайта. Заплатили маркетологам SMM.

Еще для продвижения своих услуг наши земляки делают свой канал на YouTube. Туда опытные телевизионщики выкладывают ролики с интересными фактами о Барселоне: что посмотреть, где вкусно поесть, какой сувенир купить.

– Я отдал телевидению 18 лет. Оператор–постановщик, научился ставить свет и умею работать со звуком, сам монтирую. У меня есть профессиональное оборудование: видеокамера, микрофон, свет. Но сейчас я чаще всего снимаю на фотоаппарат Nikon D850. Современная техника – даже iPhone – позволяет снимать без особой потери качества.

На своем YouTube–канале мы с Дашей стараемся ответить на популярные у туристов вопросы: «Как добраться из аэропорта до центра Барселоны», «Как правильно припарковаться?», «Когда прогревается море?». У нас уже более сотни роликов, темы самые разные охвачены, – рассказывает Дима.

Работать гидом в Барселоне доходно, делятся супруги. Но только если действительно ты вкладываешь в дело себя самого. Дима и Даша говорят, что им приходится делать иногда вынужденные перерывы – отключать телефоны и интернет, заранее запланировав три дня выходных. В эти дни они стараются уехать подальше от города, чтобы набраться сил.

– Родственники нам не помогают: ни сейчас, ни на начальном этапе. Если б наш бизнес не позволял нам здесь жить, нам бы пришлось уехать, – говорит Даша.

– В среднем наши экскурсии стоят от 40 до 120 евро. Есть, конечно, дороже, под индивидуальные заказы. В самый доходный месяц удается заработать 2,5 тысячи на человека. А в самый провальный – три тысячи на двоих, – делится Дима.

Загрузка у гидов из Перми – ежедневная. От двух до 10 туристов каждый день. Супруги работают только с частными лицами и не сотрудничают с турфирмами. Работают без лицензий гидов. Говорят, чтобы водить экскурсии по городу, лицензия не нужна. 95% гидов в Барселоне работает без нее.

– Отсутствие лицензий не мешает. В Барселоне к такому гиду могут возникнуть вопросы только в музее. И то еще нужно доказать, что он работает, а не гуляет со своими друзьями, – объясняет Даша.

Сейчас выдача лицензий вообще приостановлена. Как приостановлена и выдача лицензий на сдачу в аренду жилья. Таким образом мэрия пытается регулировать поток туристов. Барселона уже не справляется с тем количеством, которое приезжает.

По словам Димы, пока пара не зарегистрировала фирму, но планирует в ближайшем будущем. Будут работать по типу нашего ИП.

Особенности жизни в Испании

По словам пермских эмигрантов, в целом жить в Испании недорого. Однако львиную долю доходов приходится тратить на жилье и транспорт. Что касается недвижимости, то Барселона – самый дорогой город в этой стране. Если покупать здесь квартиру, то по цене ниже 3300 евро за квадратный метр не найти. Супруги решили, что цены искусственно раздуты, и сейчас не время вкладываться в собственное жилье в Барселоне. Пока их устраивает вариант аренды.

– Мы снимаем квартиру за 1000 евро в месяц. Дешевле сейчас нормальное жилье не найти. Плюс коммуналка – 100–200 евро в месяц, – рассказывает Даша.

Снять на длительный срок квартиру здесь вообще большая проблема. Потому что законы защищают арендатора. И если я въеду и перестану платить, выселить меня до истечения контракта никто не сможет. Поэтому хозяева жилья очень тщательно проверяют твою платежеспособность. Обязателен счет в местном банке, доходы, рекомендации твоей благонадежности от испанских граждан.

Как поясняет Дима, в Европе все близко, все рядом: «Понимаешь, что если не получится так, то можно быстро и безболезненно переиграть и заняться чем–то другим. Этим мне очень нравится жизнь здесь».

В Россию семейная пара из Перми возвращаться не собирается. Говорят, что в Барселоне им комфортнее, спокойнее и приятнее. Даже съездить ненадолго нет желания. Родственники навещают их сами.

– Насчет ведения бизнеса в Испании, да и вообще жизни здесь, можно сказать – никто никуда не спешит. Никто никуда ради тебя не побежит что–то сделать. Иногда приходится прибегать к «волшебному пенделю». Но чаще всего надо долго ждать. Вот я сейчас жду продления медицинской страховки – жду, жду и жду, – рассказывает Дима. – Иногда это ожидание доводит до белого каления. Например, когда полетел интернет, который очень нужен для работы, но мастер не торопится на вызов. У испанцев любимое слово «маньяна», то есть «завтра». Сейчас мы к этому уже попривыкли – ну, «маньяна» и «маньяна».

– В нашем бизнесе есть куда развиваться: поле в плане экскурсий просто непаханое. Мы еще много не знаем сами – будем читать и учиться, и рассказывать нашим клиентам, – делится планами Даша.

Уже сейчас у Димы с Дашей нет дефицита в клиентах, но лет через пять, они надеются, к ним будут стоять очереди. Чтобы послушать именно их! В перспективе – возможна покупка яхты.

– Или будем не только фотографировать, но и снимать видео. Планы есть. Главное – нам нравится этим заниматься. Нам нравится зарабатывать деньги таким образом. И мы надеемся продолжать это дальше! – поддерживает супругу Дима.  


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов