Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

И в небе, и на земле


И в небе, и на земле

«ОДК–Пермские моторы» подвели итоги года.

Сергей Попов, директор «ОДК–Пермские моторы», сообщил, что переезд предприятия на новую площадку в районе близ Новых Лядов откладывается. Причина – недостаток средств для оборудования цехов на новом месте – в этом году денег на запланированное полномасштабное строи­тельство у государства, которое должно выделить на строительство 40 миллиардов рублей, не хватит. Однако сама идея продолжает жить – первые колышки в чистом поле, которые по первоначальным планам предполагалось забить уже в этом году, предположительно появятся где–то после 2017 года.

Стоит отметить, что «ОДК–Пермские моторы» вообще оказались сильно зависимы от политики Центробанка и экономики страны в целом. Чистая прибыль «моторов» в прошлом году рухнула более чем в 15 раз – с 942 миллионов рублей в 2014 году до 64 миллионов рублей в 2015 году. При этом общие финансовые показатели вполне оптимистичные – выручка выросла на 3% (до 20,7 миллиарда рублей), прибыль от продаж – на 9,4 % (до 13,7 миллиарда рублей). И это в условиях, когда за весь год «Пермские моторы» не отгрузили ни одного двигателя для российских авиакомпаний! Секрет финансовой устойчивости бывшего завода имени Свердлова прост – предприятие не только летает в небе, но и давно просто стоит на земле.

Сравните сами – авиационных двигателей ПС–90 в прошлом году на предприятии собрали 23 штуки (в 2014 году – 21), а наземных газотурбинных установок на той же базе – 50. Плюс 11 ГТУ меньшей мощности (на базе двигателя Д–30) для энергоустановок. Правда, были собраны еще три ПД–14 (№№ 7, 8 и 9) для опытной партии. Итого 61 «наземный» двигатель (в 2014 году – 60) против 26 авиационных. Ремонт остался на прежнем уровне – за год отремонтировали 20 ПС–90, 24 Д–30, 54 «наземные» установки на базе ПС–90 и 13 – на базе Д–30.

Сейчас ни один магистральный газопровод не обходится без пермских ГТУ. В прошлом году они были отгружены на объекты ПАО «Газпром», ОАО «Севернефтегазпром», ПАО «Газпром нефть», ООО «ЛУКОЙЛ–Коми», ООО «ЛУКОЙЛ–Западная Сибирь», ООО «Иркутская нефтяная компания», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НОВАТЭК»… Благодаря поставкам с «Пермских моторов» на проектную мощность вышли сразу несколько компрессорных станций на газопроводах «Бованенково – Ухта», «Ухта – Торжок», «Северный поток». Если будут реализованы «Северный поток–2» и «Сила Сибири», то и они, однозначно, не обойдутся без пермской продукции – газовики и нефтяники всегда предпочитают брать проверенную продукцию.

А вот с небом пока придется подождать. Из–за банкротства компании «Трансаэро», парк которой был укомплектован в основном отечественными самолетами, и использования прочими российскими перевозчиками «Аэробусов» и «Боингов» пермские ПС–90 поставлялись исключительно по спецзаказам и для транспортной авиации. В 2015 году Российская Армия получила два первых Ил–76МД–90А с пермскими двигателями на крыле плюс один Ил–76ТД–90А был отправлен в Экваториальную Гвинею, и один Ил–76МФ – в Иорданию. По спецзаказам, в том числе по программе «Чистое небо», различными модификациями ПС–90 оснастили еще три Ту–214, два Ил–96–300 и два Ил–96–400 – всего за год на двигателях с лейблом «сделано в Перми» поднялись в небо 11 самолетов. Но это не те объемы, о которых можно мечтать.

Есть, конечно, еще долгожданный двигатель ПД–14, на который дышит все отечественное авиастроение, но тут идут испытания. «Летающая лаборатория» Ил–76ЛЛ уже совершила 12 полетов с пермским двигателем на крыле, все заявленные характеристики подтверждаются. Первый МС–21, по словам директора завода, взлетит в небо на пермских движках только в начале 2018 года. Сергей ПоповНо Сергей Попов совершенно недвусмысленно дал понять: это может быть именно первый полет самолета. Первоначально на МС–21 предполагалось ставить американские движки PW1400G производства компании «Пратт–Уитни». Именно эта компания победила в тендере на поставку двигателей еще в «нулевые», и до последнего момента все представители «Авиадвигателя» и Объединенной двигателестроительной корпорации отмечали, что контракт есть контракт. Первые PW1400G уже отгружены на завод в Иркутске. Однако времена меняются, особенно в связи с геополитической обстановкой и политикой импортозамещения, и в первый полет перспективный российский авиалайнер МС–21 может отправиться на российских двигателях, сделанных в Перми. Это не просто хорошо, это здорово.

В 2016 году «Пермские моторы» планируют собрать еще четыре новых двигателя ПД–14, которые также отправятся на испытания. Кроме того, планируется изготовить 25 двигателей ПС–90А, отремонтировать 25 ПС–90А и пару Д–30. Газовики и нефтяники заказали 54 «наземных» двигателя на базе ПС–90 и 15 – на базе двигателя Д–30. В ремонт пойдут 54 ГТУ на базе ПС–90 и 17 на базе Д–30. То есть если в прошлом году всех двигателей на «моторах» изготовили 87 штук, то в нынешнем сделают 98 – рост приличный. Хотя, напомним, в лучшие годы на площадке бывшего завода им. Свердлова делали и по 200 двигателей в год…

Еще одна «ниша», которая буквально в последние месяцы открылась перед «Пермскими моторами», – Иран. В связи со снятием санкций может быть реанимирован замороженный проект поставки самолетов Ту–204 с двигателями ПС–90А2, однако тут у директора завода есть большие сомнения. Во–первых, о перспективах поставок он, как и все, узнает из прессы, потому что времена, когда каждое предприятие пробивалось на международный рынок самостоятельно, ушли в прошлое. А во–вторых, вопреки всеобщей ­эйфории, Попов считает, что наши персидские друзья как были, так и остались ориентированными в основном на западную продукцию. Пробиться на их рынок будет непросто, и на это потребуются годы.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Владимир ПУТИН, Президент России

Владимир Путин- Новый ПД–14 – это первый продукт подобного рода с конца 80–х годов прошлого века. Это огромное достижение наших двигателестроителей. Такой прорыв даст России возможность и дальше развивать отечественное самолетостроение, в том числе вывести в массовое производство М–21 Ил–96.

Энергообеспеченность и возможности ПД–14 дают нам перспективу развивать целую линейку самолетов и среднемагистральных, и дальнемагистральных. Именно двигатели были самым слабым звеном в российской авиационной промышленности, потому что мы должны были использовать либо Pratt&Whitney, либо Rolls–Royce. У них хорошие двигатели, но наш лучше. И самолет у нас будет лучше.

Надо ориентировать авиастроителей на выход на мировой рынок, но в первую очередь необходимо обеспечить собственными самолетами наши региональные линии. Новый двигатель дает нам такую возможность

Денис МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли России

Денис Мантуров- Двигатель ПД–14 – безусловно, главная надежда Российской авиации. Объективную картину по его взлету в небо в промышленных масштабах можно будет составить уже в ближайшие месяцы. Сейчас российская сертификация ПД–14 запланирована на начало 2017 года, старт летных испытаний под крылом МС–21 – на середину того же года. Серийное производство двигателей должно начаться в 2018 году, оно будет синхронизировано с запуском серийного производства МС–21. Базовый ПД–14 будет установлен на МС–21–300 – первый авиа­лайнер семейства.

Также ПД–14 применим и для других авиационных платформ с их последующей ремоторизацией, например, для транспортных самолетов Ил–476 и ряда других перспективных направлений. Мы рассчиты­ваем, что газогенератор, который разработан в рамках этой программы, будет использоваться для двигателей на тяжелые вертолеты и другие типы авиационной техники, для того чтобы максимально увеличить серийность и уйти от зарубежных поставщиков.


INосказательно
Позитивный опыт моногородов

ТОСЭР «Нытва» и «Чусовой» решают проблемы с трудоустройством жителей Прикамья  

Набирая обороты

До конца года ТОСЭР «Нытва» планирует привлечь 240 млн рублей капвложений резидентов  

Творческий выход из кризиса

Детская эстрадно–театральная студия «Прозус–Д» успешно работает в Перми уже 14 лет  

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение