Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Елена МИРОНОВА: «Работа на экспорт и почетна, и выгодна»


Елена МИРОНОВА: «Работа на экспорт и почетна, и выгодна»

Одно из основных направлений работы Пермской торгово–промышленной палаты (ПТПП) – содействие предпринимателям  в продвижении своей продукции за рубеж. Пермский край по результатам работы в 2019 году является одним из лидеров в Приволжском федеральном округе по экспорту. Поставка продукции на экспорт для предприятия  это выгодно, убеждена вице–президент ПТПП Елена МИРОНОВА. Елена Александровна поделилась особенностями работы «на экспорт» в период пандемии коронавируса и рассказала о сложностях делового общения с внешним миром.

– Елена Александровна, более четверти века Пермская ТПП помогает бизнесу налаживать связи с внешним миром. В чем заключается эта помощь?

– Поддержка участников внешнеэкономической деятельности была и остается одним из основных направлений нашей работы. С 2017 года Палата действовала как точка присутствия Российского экспортного центра (РЭЦ) в Пермском крае. В 2020 году мы вошли в число пилотных территориальных ТПП по работе с РЭЦ в рамках соглашения между ТПП РФ и РЭЦ. Кроме того, мы  активно сотрудничаем с Центром поддержки экспорта Пермского края. Совместно с ЦПЭ было организовано уже порядка 17 выездных торгово–экономических миссий за рубеж и 8  раз мы принимали у себя гостей из дальнего и ближнего зарубежья.

– С какими странами сотрудничает Пермская палата?

– Мы работаем со многими странами. Бизнес–миссии организуем как в страны ближнего зарубежья, так и достаточно далекие от Урала. Так, с 2002  года мы активно сотрудничаем с Китаем, побывали с делегациями в Харбине, Пекине, Шанхае, Ганьчжоу, Наньчане. В 2019 году состоялась совмещенная поездка в Австрию и Словакию с презентацией Пермского края, встречами в торгпредствах. Активно обмениваемся делегациями с Болгарией – провели три выездных бизнес–миссии, дважды болгарские делегации приезжали в Пермь. В 2019 году впервые выехали в Сербию. Наладить практически двустороннюю связь получилось благодаря активной работе Юлии Вавиловой, почетного представителя Пермской ТПП на Балканах.

Возобновляются связи со странами бывшего СНГ. В прошлом году провели успешную бизнес–миссию в Азербайджан. Нас встретили очень тепло, помогли наладить общение с компаниями, которые могли бы стать партнерами пермских бизнесменов, как результат – были заключены четыре контракта.

– Страны Европы не очень охотно идут на контакт?

– Да, в целом экспорт пермских товаров в Европу мог быть и больше. И многие пермские компании хотели бы поставлять свою продукцию в страны Европы, полагая, что там она будет востребована. Однако здесь все упирается в достаточно дорогостоящее оформление европейских сертификатов на продукцию. Не у всех малых предприятий есть на это средства.

– А пользуются ли спросом пермские товары в США, например, или в Южной Америке?

– В дальние страны пермская продукция тоже поставляется, и в США в том числе. Надо понимать, что Пермский край для многих партнеров в первую очередь – сырьевая база. От нас традиционно на экспорт шли нефть и нефтепродукты, древесина и др. Но торговать готовой продукцией более выгодно, чем сырьем или продуктами первичной переработки. Именно в экспорте  несырьевой продукции мы и стараемся помочь пермским предпринимателям.

Бизнес Прикамья в этом году впервые стал поставлять свои товары в Йемен, Нигерию, Кватемалу, Бангладеш. Среди новых партнеров также Руанда, Исландия, Фиджи, Палестина, Новая Каледония, Нигер. Как видите, география разнообразна.

– А продукция Пермского края столь же разнообразна? От чего зависит спрос?

– Каждая страна выбирает то, что ей нужно. Например, все, что связано с нефтяным оборудованием – измерительные приборы, вибрационные и буровые установки и так далее – охотнее приобретают Казахстан, Азербайджан, Оман, Йемен. Продукты питания больше востребованы в Казахстане и Китае. Должна заметить, что сотрудничество с Поднебесной получилось далеко не сразу – у китайцев свой вкус, поэтому не все наши продукты питания им подходят, но, например,  пермское мороженое, конфеты пользуются там успехом.

– Повлияла ли ситуация с коронавирусом на экспортные поставки?

– Безусловно. В первую очередь появились сложности с логистикой. На таможне ужесточились требования к обработке машин. Пропускная способность снизилась. Решать эти проблемы пришлось буквально на ходу. Это было в марте–апреле 2020 года. Так, китайскую границу теперь стало проще пересекать не автотранспортом, а железнодорожным. К лету ситуация понемногу стабилизировалась. Сейчас экспортеры уже  сориентировались, и логистические проблемы возникают реже.

– Как удается сохранить проведение бизнес–миссий в период пандемии коронавируса?

– Мы разработали и внедрили новые формы работы – в режиме онлайн. Первой такой «ласточкой» стала онлайн–выставка «Пермский бизнес для Казахстана», подготовку к которой мы начали еще в апреле и завершили выставку в июле  2020 года. Желание участвовать в ней выразили 28 пермских предприятий. Количество уникальных посетителей составило 17 992 человек, а количество визитов – 25 238. Проект вышел за рамки Казахстана, выставку посетили представители 39 стран. Конечно, многому нам пришлось учиться, многому учить предпринимателей. Но первый  опыт стал успешным. Думаю, еще и потому, что те компании, которые подготовили свои виртуальные стенды с прицелом на возможных партнеров, смогли наладить общение. Бизнес заинтересовался возможностью приобретения и поставки уникальных товаров. Но товар надо показывать, как говорится, лицом. Просто ждать, пока кто–то увидит, к примеру, плакат с названием фирмы, в наше время – недопустимое расточительство.

– Елена Александровна, в прошлом году вы представляли опыт работы Пермской ТПП по проведению межрегиональных торгово–экономических миссий на Правлении ТПП РФ. В конце года вы по решению Правления ТПП РФ проводили российский семинар по организации бизнес–миссий в РФ, в котором участвовало более 100 ТПП. Планируете ли вы поделиться опытом проведения онлайн–выставок и бизнес–миссий в виртуальном мире?

– Если есть опыт, им надо делиться. Мы в постоянном контакте с коллегами из региональных ТПП, обмениваемся опытом проведения мероприятий друг с другом. Ситуация, в которой мы все оказались, сложная и непредсказуемая, поэтому любой опыт полезен.

Матвей Настин

Фото: Евгений Харитонов


IN-календарь
INосказательно
Марина ШИЛОВА,  шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Декабрь наступает. Для меня этот зимний месяц всегда был особенным   

Дмитрий ПОРОХИН,  руководитель Пермского Фонда развития предпринимательства и центра «Мой бизнес»

Пока эпидемия не отступает, предприниматели вынуждены приспосабливаться 

Игорь НИКИТИН,  и.о. министра информационного развития и связи Пермского края

Для нас существует три стратегических цели по развитию цифровой экономики до конца 2024 года 

Марина ШИЛОВА, шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Подарить немного будущего осенью високосного года – просто здорово.