Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Торговля уходит в онлайн


Торговля уходит в онлайн

Оборот интернет–коммерции в стране бьет рекорды.

В прошлом году сумма транзакций россиян для совершения онлайн–покупок, по информации агентства Data Insigh, превысила 650 млрд рублей. По прогнозам, по итогам 2016 года этот показатель увеличится еще на 20%. При этом львиная доля виртуальной купли–продажи приходится на Китай и страны Юго–Восточной Азии.

В Пермском крае сетевые покупатели делают акцент на приобретении в онлайне аксессуаров для компьютеров и гаджетов, расходных материалов (от канцелярских принадлежностей до рыболовных снастей), одежды, БАДов, предметов гигиены и сувенирной продукции. Потребители уходят из традиционных магазинов в электронные, руководствуясь сугубо экономическими интересами. На интернет–площадках цены на товар ниже (даже с учетом транспортных расходов), ассортимент больше, сервисы (система возврата товара, если покупка пришлась не по душе) лучше, чем в классических торговых точках.

ОНЛАЙН ТЕСНИТ КОНКУРЕНТОВ

Интернет–торговля в Пермском крае создает проблемы малому и среднему бизнесу. Предприниматели, не вписавшиеся в новые реалии, могут уйти с рынка. К примеру, традиционные небольшие магазины бытовой техники сейчас переживают не самые простые времена.

– Объем продаж по прошлому году упал от 20 до 30% по разным группам товаров. Сильнее всего проседают компьютерные и телефонные аксессуары среднего ценового уровня. Плюс – почти перестала пользоваться спросом недорогая бытовая техника. Люди приходят, смотрят и уходят. Хотя ценники стараемся держать низкими даже с учетом валютного курса, – констатирует владелец одного из пермских магазинов электроники Камиль Анваров.

Проблема в том, что у классической торговли слишком большие издержки: арендные платежи, расходы на продавцов, на логистику и так далее. В структуре стоимости товара такие траты коммерсантов могут достигать до четверти ценника. Прямые продажи через интернет предполагают минимум накладных издержек. Даже крупные ритейлеры («Эльдорадо», «М–видео», «Техносила») постепенно смещают акцент при реализации техники в сеть.

– Маржинальность при продажах через интернет выше, поэтому можно и предлагать весомые скидки покупателям. Реализация товара идет при электронных заказах напрямую со склада. По сути цепочка от продавца до покупателя становится максимально короткой, а значит, и максимально выгодной, – говорит управляющий мебельным интернет–магазином Сергей Стецюк.

Итог этой практики закономерен: классический торговый бизнес фиксирует падение оборотов, а вот онлайн–торговля демонстрирует уверенный рост. За прошлый год в стране сделано более 160 млн заказов на товары через интернет (в денежном выражении рост по сравнению с 2014 годом составил 16%).

УДАР «ПАКЕТОМ ЯРОВОЙ»

Эксперты рынка прогнозируют до конца года переход россиян с зарубежных интернет–площадок на отечественные. Антитеррористические изменения в законодательстве, по некоторым оценкам, грозят и вовсе серьезно переформатировать рынок. По оценкам Министерствам связи РФ, стоимость посылок вырастет, а срок ожидания заказа возрастет минимум вдвое. Эксперты предрекают: низкий ценовой сегмент рынка посылок просядет больше чем наполовину.

Многие локальные игроки закроют собственную доставку в связи с расходами на обеспечение требований «пакета Яровой». Операторы почтовой связи обязаны массированно препятствовать пересылке оружия, взрывчатки и других запрещенных веществ и предметов. Для их обнаружения необходимо использовать рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, металлодетекторы, газоанализаторы и другое оборудование. Мониторинг предписан на всех этапах доставки, начиная с момента приема товара и заканчивая вручением его потребителю. Понятно, что у небольших компаний на такое «перевооружение» просто нет средств.

Ведущим игрокам рынка – Почте России, DHL, EMS, «Деловым линиям» – предстоит модернизация. Так, Почте России на закупку техники потребуется как минимум 500 млрд рублей и еще более 100 млрд в год на эксплуатацию техники и зарплату для обслуживающего ее персонала. Эти деньги главный почтовый оператор страны может потратить, если таможенным оборудованием придется оснащать все 42 тысячи отделений почтовой связи.

Первые последствия реализации нововведений будут ощутимы уже этой осенью. Правоприменительная практика сейчас нарабатывается, примеры с задержкой доставки есть уже и в Перми. Пересылка автозапчастей из Китая в адрес одного пермского предпринимателя затянулась почти на месяц (ранее в среднем срок доставки из Благовещенска был максимум 2 недели).

ПРОГРЕСС НЕ ОСТАНОВИТЬ

Однако тренд на торговлю в интернете, несмотря на «пакет Яровой», уже не остановить. Общество с каждым днем становится все более мобильным. Даже в электронной коммерции доля сделок смещается: от стационарных компьютеров к смартфонам. Сейчас каждая десятая покупка в стране осуществляется с помощью телефона.

Оплата заказа тоже производится в режиме онлайн. В целом за последние три года доля мобильных торговых запросов в Google выросла в 2,5 раза и достигла 60% – приводит официальные данные поисковик.

Важно, что основной контингент сетевых покупателей – это молодежь и пермяки среднего возраста. Но люди постарше не ратуют за покупки на бегу. Им, как и прежде, нужно попробовать товар на ощупь: примерить одежду или обувь, оценить технические характеристики того или иного гаджета, проверить свойства парфюмерии или косметики. Однако именно молодежь становится все более платежеспособной, ее запросы выше, чем у старшего поколения.

Смещаются в сторону большей мобильности и сами интернет–торговцы. Продажи сейчас идут не только в интернет–магазинах, но и в социальных сетях: в качестве магазинов активно используются «Одноклассники», «ВКонтакте», Instagram. Это, кстати, наиболее простой и дешевый способ входа на рынок для начинающего бизнеса. А вот предпринимателям, привыкшим работать «по старинке», предстоит либо адаптироваться к современным реалиям – либо искать иные ниши. Например, переходить от торговли к производству.

Олег Хвацкий

Фото: mygazeta_com


INосказательно
Позитивный опыт моногородов

ТОСЭР «Нытва» и «Чусовой» решают проблемы с трудоустройством жителей Прикамья  

Набирая обороты

До конца года ТОСЭР «Нытва» планирует привлечь 240 млн рублей капвложений резидентов  

Творческий выход из кризиса

Детская эстрадно–театральная студия «Прозус–Д» успешно работает в Перми уже 14 лет  

Светлана САЛЮКОВА: «Мы открыты миру, мир открыт нам»

Всю третью неделю марта в пермской гимназии №31 царило праздничное настроение