Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Ольга ГИЛЁВА: «Основа основ – это профессиональные стандарты»


Ольга ГИЛЁВА: «Основа основ – это профессиональные стандарты»

Подготовка кадров для бизнеса стабильно занимает первые строчки в информационной повестке страны и региона.

Заказ бизнеса на кадры, дуальное обучение, создание новых учебных полигонов и высокопроизводительных рабочих мест… Работа ведется сразу по нескольким направлениям. Об одном из них – оценке качества подготовки кадров IN рассказала генеральный директор Пермского регионального агентства развития квалификаций, действующего при Пермской торгово–промышленной палате, Ольга ГИЛЁВА.

– Ольга Леонидовна, Пермский край одним из первых включился и в развитие дуального обучения, и во внедрение инструментов независимой оценки качества подготовки кадров. Расскажите, как происходит оценка?

– Сейчас в Прикамье и в России в целом активно развиваются два инструмента подобной оценки: профессионально–общественная аккредитация (ПОА) образовательных программ и оценка квалификаций. Оба прекрасно укладываются в стратегию кадрового обеспечения промышленного роста, без которой невозможно произвести качественные изменения структуры экономики.

Чтобы было понятнее, расскажу чуть подробнее непосредственно об инструментах. Первый – ПОА – нацелен на оценку качества и актуальности образовательных программ, здесь основным объектом изучения выступают образовательные организации. А второй – оценка квалификаций – это уже оценка квалификации и компетенций конкретного человека, работника. По сути, это тест на профпригодность, в основе которого лежат требования профстандартов. То есть в первом случае мы понимаем, как учим. Во втором – чему научили.

– Такая система должна строиться во всей стране одновременно?

– Да, конечно. Так, например, разработка системы оценки квалификаций ведется под патронажем Национального совета при Президенте РФ по профквалификациям. Как я уже сказала, основа основ – профстандарты. Работа по созданию национальной системы профессиональных стандартов, как вы знаете, ведется на протяжении нескольких лет. В рамках деятельности нацсовета на текущий момент разработано свыше 800 стандартов. Для построения системы создано более 20 советов по профессиональным квалификациям. Они делятся по сегментам рынка. Следующий шаг – строительство центров оценки квалификации (ЦОК). Именно ЦОК будут проводить оценку квалификаций.

– Расскажите чуть подробнее о центрах оценки квалификации. Как они создаются?

– Сейчас на уровне государства развивается такая схема: организация, отвечающая определенным требованиям (сейчас их устанавливает Национальный совет, а с 1 января 2017 года – Минтруд России), подает заявку на проведение независимой оценки по конкретным квалификациям в соответствующий совет по профессиональным квалификациям. Совет рассматривает документы и принимает решение. Если решение положительное, организация получает официальные полномочия по проведению оценки квалификаций.

Именно в ЦОК в перспективе будут приходить на экзамен специалисты определенных профилей и специальностей для подтверждения своего соответствия той специальности, по которой они работают или планируют работать. Пройти оценку можно будет по собственной инициативе за свои деньги или по направлению работодателя за его счет.

– То есть и у работников, и у работодателей возникают дополнительные затраты?

– Да, но у работодателей, например, затраты компенсируются за счет целого ряда факторов. Ведь бизнес в итоге получает работников, которые наиболее полно соответствуют требованиям производства. При оптимальной организации труда это приводит к увеличению производительности, снижению расходов на «профессиональную доводку» работников и, как результат, к повышению доходов бизнеса.

Для специалистов это тоже выгодно. Успешное прохождение оценки квалификаций повышает ценность работника на рынке труда и одновременно защищает его трудовые права. Предполагается, что будет большая волна специалистов, которые по собственной инициативе захотят подтвердить свою компетенцию.

– Но ведь в зоне риска при оценке квалификаций оказывается молодежь. Ведь нередко возникают ситуации, когда выпускник ссуза или вуза поступает на работу, и выясняется, что его учили не тому, что требуется на практике, что новое оборудование он в глаза не видел и подойти к нему боится. Как с этим быть?

– Проблема есть, но она решаема. В Пермском крае над ней работают совместно органы власти, ТПП, бизнес, система образования. Мы начали активно действовать в 2012 году, когда при поддержке ТПП РФ стартовал проект «Рабочие кадры «под ключ». И неслучайно первым эшелоном шли внедрение дуального обучения, актуализация образовательных программ, профессионально–общественная аккредитация. К моменту вывода оценки квалификаций на, так скажем, промышленный уровень, все процессы должны синхронизироваться. В идеале наша система образования должна выпускать специалистов, имеющих высокий качественный уровень теоретической подготовки и практический опыт, полученный на площадке работодателя в рамках дуального обучения.

Понятно, что идеальное соответствие квалификации выпускников требованиям работодателей – это высокая цель. Ее невозможно достичь быстро, но это не означает, что к ней не нужно идти.

– А как вы считаете, у сферы образования есть мотивация на изменения?

– Абсолютно точно — есть. В Пермское региональное агентство развития квалификаций постоянно приходят руководители учебных заведений, и я с полной уверенностью говорю о том, что система профессионального образования в Пермском крае очень заинтересована во взаимодействии с бизнесом, в получении информации о том, какие специалисты нужны современной экономике.

От ответа на этот вопрос зависят перечень образовательных программ и их содержание, кадровый состав образовательной организации, оснащение учебного заведения. Способность учитывать требования работодателей стала насущной потребностью, ведь она позволяет обеспечить целевые места, а успешное трудоустройство выпускников, в свою очередь, привлекает новых студентов.

– А для этого как раз нужна процедура ПОА, правильно?

– Да, все верно. Профессионально–общественная аккредитация образовательных программ позволяет дать объективную оценку качеству подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе. Оценка производится на основании анализа востребованности выпускников рынком труда, соответствия их квалификации требованиям работодателей и профстандартов, а также выявления лучших практик и значительных достижений учебного заведения.

Пермское агентство развития квалификаций применяет методику ПОА, разработанную совместно с Федеральным институтом развития образования, активно привлекает к оценке экспертов от бизнеса. На сегодняшний день аккредитацию прошли 20 образовательных программ ссузов Пермского края, много процедур на этапе реализации… И мы на практике видим живую заинтересованность в диалоге, как со стороны сферы образования, так и со стороны работодателей и работников. Стороны хотят говорить на одном языке, понимать друг друга.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений