Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

А не испить ли нам русского чаю?


А не испить ли нам русского чаю?

Я спешила с одной встречи на другую. Путь пролегал через так называемый «Пермский Арбат» – совсем пустую улицу. Где–то за поворотом шумел город, а здесь ветер гонял бумажку по асфальту, да из глубины двора доносился звон металла. И лишь стоящий посреди дороги указатель «Русский чай» добавлял реальности в этот пустынный мир. «А почему бы не выпить чаю? Время есть», – подумалось мне, и я свернула в подворотню.

ИВАН—ЧАЙНАЯ «СЕНОВАЛ»

Здесь оказался совсем другой мир. Не менее незнакомый. «Кукольный дом» – магазин и музей одновременно. Маленькая букинистическая лавка. Мастерские кузнецов и мастеров по изготовлению украшений. И – «Сеновал». Лавку можно сразу выделить среди других ремесленных и прочих заведений. Грубо сбитый стол из досок, на котором гордо высится суксунский самовар. Сарайного типа дверь в перекрестье из досок, и за ней – сказка.

Встречают гостей с порога аромат чая и радушный хозяин – Константин Собакин.

– Вы– хозяин, предприниматель? – спросила я.

– Купец III гильдии, – улыбнулся Константин и жестом предложил располагаться.

Уютно устроившись на широкой лавке, покрытой домотканым половиком, я приготовилась пить чай и задавать вопросы. И первый, конечно: почему «Иван–чайная»? Ответ был прост – здесь подают именно иван–чай, традиционный русский чай, который был некогда главным напитком на Руси.

– «Сеновал» – это только начало, – улыбается хозяин. – Я хотел бы, чтобы в русских городах и селах вновь популярны стали чайные, как новый формат общественного питания, альтернатива многочисленным кафе, фаст–фудам и бистро. Сейчас я занимаюсь разработкой бизнес–модели такой чайной.

Вприкуску к чаю на «Сеновале» подаются сласти: сушки, вязовские пряники, пастила, ягодные конфеты, цукаты. Но главное – это сам иван–чай, душистый и целебный напиток из кипрея. В лавке представлены чаи двух российских производителей чая. Но их целых 35 сортов!

– Импортозамещение в действии, – улыбается Константин, добавляя в напиток фирменный изыск – сироп из топинамбура без сахара.

РУССКИЙ ЧАЙ

История иван–чая упоминается еще в хрониках XII века. Его экспортные поставки опережали практически все русские «бренды» – пеньку, воск, меха. Если сравнить с днем сегодняшним, то иван–чай экспортировали на уровне нефти и газа. К XIX веку он стал вторым российским товаром по экспорту, опережал его только ревень. Англичане две сотни лет назад покупали тысячи пудов иван–чая. Статья о нем вошла в Большую Британскую энциклопедию, за выдающиеся оздоровительные качества, способность бодрить организм без кофеина. А ведь Англия владела огромными колониями, в том числе Индией, где выращивался чай. Наверно, это и помешало стать иван–чаю самым популярным в мире: конкуренция, не всегда добросовестная, перехватила рынок сбыта.

– Сейчас слава русского чая возрождается. Вновь распробован и востребован его вкус, многогранный, сочетающий в себе чистоту воздуха, ароматы поля и краски лета. Главное – уровень мастерства производителя, – делится Константин, разливая по чашкам ароматный насыщенный напиток. – Я сотрудничаю с двумя поставщиками: предпринимателем из Перми, бренд «Иван Царевич» (место сбора Осинский район), и промышленным чайным предприятием из Екатеринбурга – торговая марка «Верба Богородицы» (места сбора Свердловская область, Пермский край, Башкирия, Челябинская область).

Сеновал, чаи

ВЯЗОВСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ПРЯНИКИ

Константин подвигает поближе плетенку с сушками, предлагает печатные пряники, каждый, как с картинки, произведение искусства.

– Откуда? – интересуюсь у купца.

– Из Кунгура, – ответил Константин. – Вязовские…

Оказалось, что вязовские пряники пекутся по старинному русскому рецепту мастерами пряничного дела в городе Кунгуре, семьей Вязовых – Кожуховых. Для пряничного теста используют натуральные продукты, замешивается на меду, сливочном масле, дополняется букетом специй: корицей, куркумой, имбирем, черным перцем. Начинка: домашнее варенье, яблочно–смородиновое.

В процессе изготовления пряников принимает участие вся семья. Все начинается с создания эскиза пряничной доски, в котором участвуют взрослые и дети. Сейчас в семейной мастерской более 150 разнообразных пряничных форм: подарочные, пасхальные, рождественские, свадебные, детские.

Пряничная доска изготавливается из березы или липы – Константин демонстрирует мне несколько вариантов таких досок. Теперь можно и дома свои пряники стряпать – было бы желание и время.

– Вязовские пряники – это не просто угощение, а замечательный подарок со смыслом, – улыбается купец. – Они дарятся в знак любви, дружбы и по торжественному случаю. Пряник всегда был воплощением русской народной культуры и произведением искусства. Красивый, продуманный резчиком орнамент и форма, богатый вкус пряника, радость подарка – все это создает ощущение прикосновения к мудрости наших предков и истокам русской культуры.

РЕМЕСЛЕННЫЕ ТОВАРЫ

Время пить чай – это время для неспешной беседы. Внимательно оглядываю небольшое помещение, стеллажи с товарами – произведения народных мастеров. И даже кружка в моих руках – особенная. По форме – почти кувшин, по цвету – темная, похожая на металлическую.

– Мы не гонимся за простотой, мы возрождаем традиции, – поясняет Константин.

– У вас в руках кружка – молочного обжига, сделанная по технологии Х–XII веков…

Лощение и молочение керамики – это технология, которая применялась в древней Руси задолго до того, как была изобретена глазурь. И водилась она в каждом доме. Даже воду держали не в ведрах, а в кувшинах и корчагах, сделанных по технологии молочения. Есть еще чайники, жаровни, тарелки… А вот мастеров, умеющих профессионально работать в этой технике, в Перми нет.

– Поставляют посуду мастера из Рязани и Крыма, – уточняет Константин. – К сожалению, в погоне за прибылью, в угоду моде местные умельцы родным традициям предпочитают заморские, попроще. Вот и приходится обращаться в соседние регионы…

Декорирование гончарной керамики способом молочного обжига – уникальный процесс. Он является экологически чистым, изделие преображается, отличаясь от повсеместного машинного товара выраженной «ручностью».

сеновал кафе

ПЕРМСКИЕ СУВЕНИРЫ

Среди товаров на полках лавки «Сеновал» – домашняя утварь: традиционные герметичные туеса, изделия из селенита, половики и коврики, корзины, деревянные ложки ручной работы, народная кукла, корыта, скалки и прочие диковинные вещи…

– Мечтаю о том дне, когда такие товары будут более востребованы, – улыбается Константин. – Тогда многие смогут оценить особый вкус иван–чая из глиняной кружки…

– А чего не хватает для исполнения мечты? – спрашиваю у купца, возрождающего традиции российского купечества.

– Размаха, – честно отвечает Константин. – Пора выходить из подворотни.

Одного столика маловато для чаепития компании или семьи. Необходимо помещение побольше – двадцати квадратных метров давно уже не хватает. Ко мне поступают заявки из школ на экскурсии и мастер–классы. И самому хочется показать лицом дивный товар, который сложно разглядеть сейчас на тесных полках. Нужно место, чтобы принимать туристов и заграничных гостей. Надо развивать родную культуру.

Хотя и в нынешней тесноте Константин не сидит без дела. Он проводит мастер–классы «Топим суксунский самовар», экскурсии «Мастеровые традиции», дегустацию иван–чая.

За неделю я трижды забежала на «Сеновал» выпить вкусного чаю. Пешеходная улица по–прежнему лежит вдали от основных путей пермяков. Но лавка не пустует. Бывают посетители, и русские, и иностранцы. При мне заходили индусы, немцы, сербы… Частые посетители – студенты местных вузов. В последние годы в Перми учится в вузах много иностранцев. Многих манит вкусный чай, колоритный антураж и уникальные работы мастеров на подарки.

– Приходите еще, – улыбается купец Константин. – Жду на днях поступления туесов под мед, великая невидаль нынче…

Юлия Шумихина

Фото Михаила Чепкасова

сеновал макет

Вязовские пряники макет


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО