Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Счастье без национальности


Счастье без национальности

В Пермском ТЮЗе поставили спектакль по пьесе Людмилы Улицкой.

Пермский ТЮЗ за последние несколько лет потерял свой статус «исключительно детского» театра – раз за разом он показывает сильные и глубокие драматические спектакли. Пермские зрители шутят, что ТЮЗовцы активно уводят зрителей у признанных мастадонтов пермской драмы – «Театра–Театра», «Сцены–Молота», «У Моста». Многие называют «Продавца дождя» и «Преступление и наказание» – самыми глубокими и яркими премьерами прошлого года, и билеты на них раскупаются буквально за несколько дней.

Неудивительно, что сейчас премьеры пермского ТЮЗа искушенные жители «ловят» заранее – общественный просмотр спектакля «Еврейское счастье» по пьесе Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» собрал полный зал. Собрал не зря – спектакль получился на удивление теплым и откровенным.

Произведения Людмилы Улицкой для постановок на сцене сложны – при всем их драматическом и жизненном течении очень много места в ее книгах и рассказах занимают не только размышления героев, но и события, происходящие на метафизическом плане. О том, что не видит свои пъесы на сцене и удивляется режиссерам, которые за них берутся, Людмила Улицкая неоднократно говорила сама – например у нас же, в Перми, на премьере «Веселых похорон» в «Театре–Театре».

«Мой внук Вениамин» – не исключение. На первый и очень поверхностный взгляд эта пьеса – семейная мелодрама со всеми присущими ей признаками. Казалось бы, что весь спектакль можно уложить в анекдот – «Сынок, тебе уже 34 года, ты на любой вопрос должен иметь свое собственное мнение…». Свадьба из–за того, что жених сбежал из–под венца, властная родительница третирует сына и диктует, на ком ему жениться, девочка, «понаехавшая из провинции», беременеет нежеланным вовсе ребенком. Привычно? Да. Но и малая, и большая проза Людмилы Улицкой показывает – из привычной, крапленой колоды обязательных сюжетов она раскладывает совсем необычный пасьянс. «Мой внук Вениамин» – это размышление о тревожности жизни, о многочисленных трактовках одного и того же события, о том, как обычная житейская драма, в которую попадают люди с сильным и необычным духом, может превратиться в подлинную трагедию, слегка визжащую шинами на крутых, почти фантасмагорических сюжетных поворотах.

В чем Людмила Улицкая признанный мастер – так это в выписывании живых, выпуклых характеров персонажей. Герои вроде узнаваемые – их черты, шутки, говорок – мы видим в анекдотах, в не очень знакомых случайных прохожих, в персонажах других пьес и рассказанных кем–то историях. И в то же время каждый герой Людмилы Улицкой – это цельная и непротиворечивая, способная на поступки личность. Именно эту цельность, выпуклость персонажей удачно подхватил в своей постановке «Еврейское счастье» пермский ТЮЗ.

Роль главной героини Эсфири Львовны исполняет Валентина Лаптева. Вместе с режиссером Михаилом Скомороховым она «перекроила» заданный Улицкой характер «последней местечковой еврейки» под себя. Это не деспот, но полководец, не тиран, но лидер. Ее волей, стремлением вперед словно наполнена вся пьеса. Эсфирь Львовна при этом очень еврейка: она стремится «жить не хуже, чем другие» и найти своему сыну «правильную еврейскую невесту». Как говорится в поговорке – ее бы рвение, да в мирных бы целях. Собственно, в итоге такие мирные цели находятся. А под деспотичностью, напористостью, сарказмом проглядывают желание сделать мир вокруг лучше и принести всем счастье.

Валентина Лаптева очень точно, напряженно держит на себе целый ряд сцен. Элегантная, яркая, улыбающаяся – она словно вписана в картинку из другой, более открытой, модной эпохи. Очень удачно художник по костюмам подчеркивает ее горячность, порывистость, готовность к действиям графическими нарядами главной героини. Резкие ломаные линии костюма – резкие взмахи руки – резкие интонации. И очень ярко пойманы моменты, когда планы Эсфирь рушатся – она, вся движение, порыв, громкость – вдруг замирает и затихает. А потом ее лицо словно преображается – и она снова напор, движения – уже с другой идеей. Часто – прямо противоположной.

У других театров – у того же Марка Розовского, например, в его «Незабудках» – Эсфирь классическая еврейская мать. Слегка чопорная, недовольная, диктующая свои правила. В Пермском ТЮЗе Михаил Скоморохов дал Валентине Лаптевой проявить ее собственный темперамент, раскачивать эмоциональную лодку и перескакивать от лирики к сарказму, создавая объемную картину очень пластичной и живой души этой женщины.

Двоюродная сестра Эсфири Львовны – Елизавета Яковлевна – словно создана, чтоб ее уравновесить. В эмоциональных порывах своей сестры она воспринимается как пауза для вдоху в чьем–то пении. Татьяна Жаркова «смирна и тиха», она вечная, но неоцененная и ненужная жертва. Но вот ее одиночество, непонимание, замкнутость становятся тем сосудом, который изнутри наполняется и, наконец, проливается счастьем.

Татьяна Жаркова редко раскрывается как драматическая «тихая» актриса, ей чаще достаются роли с яркими преображениями. Но здесь нет резкого преображения, здесь Жаркова одновременно показывает, но не выпячивает множество граней: и умение любить, и умение презирать, и зависть, и нежелание обидеть… Ее Елизавета Яковлевна постепенно завоевывает сочувствие публики, не покоряя сразу, но склоняя на свою сторону.

На фоне очень яркого дуэта двух «возрастных» актрис молодые исполнители Анна Михайлова (Сонечка) и Дмитрий Гордеев (Витя) слегка теряются. Но «теряются» они вполне осознанно – роль ведомых персонажей им прописала сама Людмила Улицкая.

Михаил Скоморохов, ставя пьесу, сделал главное. Он не потерял свойственной Людмиле Улицкой тонкой грани между цинизмом и лиричностью. Он бережно, заботливо выпестовал и пересмотрел сквозь лупу каждую интонацию, каждую шутку – сделав свое счастье не просто еврейским, а общечеловеческим, безрасовым, безграничным. Счастьем, которое интуитивно понятно и так нужно каждому…

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений