Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Знай наших!


Знай наших!

Музыканты Пермской филармонии покорили Казахстан.

Пермский оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии вернулся с гастролей из Казахстана. Коллектив дал концерты в трех городах страны, сыграл с лучшими исполнителями республики и даже открыл популярнейший там ежегодный фестиваль «Музыкальная Сарыарка», участниками которого стали профессионалы из 30 стран мира.

О том, что такое успех и как воспринимается народная музыка публикой с другими национальными корнями и традициями, наш разговор с художественным руководителем оркестра Галиной ТОКАРЕВОЙ.

– Галина Викторовна, выступления пермского оркестра в Казахстане прошли с большим успехом. Ощущение, что связи пермских и казахских музыкантов давние и прочные. Это так?

– Гастроли нашего оркестра русских народных инструментов в Казахстане прошли впервые. Но дружба с некоторыми музыкантами республики у нас на самом деле давняя. Среди них лауреат международных конкурсов Дамир Султанов. Это уникальная личность, профессор национального университета искусств в Астане. Мы знакомы с ним с 2010 года, когда в нашем институте культуры проходил международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Прикамье». Одним из членов жюри был баянист Дамир Султанов. Мы сыграли с ним несколько совместных произведений. Так мы с ним познакомились поближе и подружились.

Когда стало понятно, что наши гастроли в Казахстан уже точно состоятся, мы с ним связались. И снова договорились о совместных выступлениях. Исполнение аргентинского танго «Аконкагуа» А. Пьяццоллы стало премьерным. Оно разрушило все географические и национальные барьеры: баян Дамира Султанова было не узнать – настолько по–восточному протяжно он «пел». В этом произведении вместе с Дамиром солировала пианистка из Астаны Лариса Латышова.

– Что за публика была на ваших концертах?

– Люди приходили разные: и по возрасту, и по национальности. В Казахстане осталось многое из того общего, которое когда–то объединяло всех в одну большую семью под названием «союз». В республике живет много русских, и они очень соскучились по народной музыке. Я сама не видела, но кто–то рассказывал, что во время выступления из зала вышла мама, покормила ребенка и вернулась обратно.

Насколько я знаю, в республике всего два коллектива, играющих на русских народных инструментах. Вообще, музыкантов, обучающихся игре на баяне, балалайке, домре, очень немного.

На нашем первом концерте в Астане присутствовал дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Михаил Бочарников. Он поблагодарил наш оркестр за поддержку культуры в Казахстане и подарил огромную корзину с розами, увенчанную российским триколором.

– Как вы отбирали произведения для гастролей?

– Перед поездкой я советовалась с Дамиром, какую музыку играть. Он сказал, что русская музыка там давно не звучала. Мы построили программу из русской классики, переложенной для народных инструментов: произведения Бородина, Чайковского, Римского–Корсакова, Рахманинова, Хачатуряна. Брали и оригинальную музыку, например, концерт Шишакова, который блестяще исполняет наш солист – балалаечник Алексей Таран. Зрители его всегда воспринимают «на ура».

Специально для поездки мы разучили произведение казахского композитора Н. Тлендиева «Махамбет». Это величина в казахской культуре, и его поэма–импровизация просто удивительная. Когда мы начали репетировать, очень прониклись и идеей, и музыкой.

Ну и, конечно, как обойтись без «Калинки» или «Валенок»? Мы их сыграли с академическим национальным оркестром Казахстана: мы – на русских народных инструментах, они – на своих. После таких выступлений ничего, кроме аплодисментов, «бис» и «браво», не звучит.

– Любое выступление оркестра успешно. Вы к этому привыкли?

– Никогда не думала об этом. Если играя, ты видишь отклик зрителя, то в этот момент чувствуешь, как возвращается та энергия, которую ты затратил. Причем возвращается в разы больше. Да, ты уходишь с выступления очень уставшим, даже где–то похудевшим, но, несмотря на это, понимаешь, что тебя стало больше. Но любой успех обязывает, возрастает груз ответственности. Всякий раз возникает ощущение, что в следующий раз надо делать еще лучше. И для меня эти слова не шаблонны. Я их чувствую. Уверена, что если твой «потолок» над головой отодвигается, то его надо отодвигать. А в момент, как ты сказал: «как хорошо я выступил, я велик», наступает твой конец, начинается падение.

Наш оркестр часто играет со многими мэтрами, прославленными музыкантами. И от них я всегда слышу восторженные отклики о нашей пермской публике. Да, наша публика действительно уникальная. Но русская народная музыка способна «завести» любую публику, она признана везде. Кроме того, в нашем репертуаре есть и классическая музыка, которая, будучи исполненной на народных инструментах, производит просто потрясающее впечатление. Как, например, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», написанная Римским–Корсаковым для симфонического оркестра, переложенная на народные инструменты.

– Что дают выступления перед иностранными слушателями музыкантам оркестра народных инструментов?

– Общение с представителями других культур, другими национальностями, как и любое общение, всегда обогащает. Выезжая в другую страну, особенно такую когда–то близкую и теперь такую далекую, как Казахстан, всегда чувствуешь некую ответственность. Хочется показать лучшее, подготовиться на 300 процентов, ведь ты несешь культуру своей страны.

Наш бренд – балалайка, на которой можно играть все что угодно: и классическую, и народную музыку. А на домре можно, например, сыграть русский танец из «Лебединого озера» Чайковского. И музыка звучит по–другому. А на гастролях мы играли «Пляску скоморохов» и музыку к спектаклю «Снегурочка» вместе с казахскими музыкантами. Конечно, это обогащает. Тут и разная манера игры, и другой тембр, и другие технические решения. Это очень интересно. Выступление оркестров двух стран стало очень удачным интернациональным тандемом.

– Содружество будет продолжено?

– Да. 25 октября в Большом зале Пермской филармонии пройдет совместный концерт русского народного оркестра и Академического оркестра казахских народных инструментов имени Н. Таттимбета. Это будет масштабным действом: 48 пермских музыкантов и около 60 артистов казахского оркестра. Приходите, уверена, всем понравится.

Марина Стрыжкова


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона