Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина


«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина

Сегодня вечером в Органном концертном зале - премьера «Литургии» русского композитора XX века Николая Черепнина в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика.

Изначально Литургия – главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть – песнопения.

На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещенного ранее многоголосия – это их крупнейшие завоевания. Один только запрет русской церкви не нарушался никогда - запрет на использование инструментов. Однако, именно он обернулся могучим стимулом для творческого воображения в рамках акапелльной музыки (без инструментального сопровождения). Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания только певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому.

Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика – это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.

В разное время духовную музыку писали многие русские классики: Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Кастальский.

К их числу относится лучший ученик Римского-Корсакова – композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945). До революции - профессор Петербургской консерватории, преподавал дирижирование. Среди его учеников был Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений. В 1921 году Черепнин переезжает во Францию. В 1923 году по его инициативе в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни, отказываясь получать деньги за свой труд, считая, что они должны быть отданы более нуждающимся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Черепнин много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки. Особое место в его творчестве занимала духовная музыка, в которой Черепнин сказал свое яркое слово. То, что свойственно светскому стилю Черепнина - сдержанность в выражении чувств, гармоничность и тембровая красочность, «мозаичность» выразительных средств, в полной мере нашло выражение в его духовной музыке.

Уральский государственный камерный хор – один из лучших коллективов России. Именно духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж.

Для Владислава Новика и его коллектива это премьерное исполнение является продолжением большой, долгой и плодотворной работы по воскрешению лучших образцов русской хоровой музыки.

Премьера «Литургии» в исполнении замечательного Хора не только познакомит пермяков с удивительным по красоте духовным произведением, но и сделает музыку Николая Черепнина фактом сегодняшней культуры.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов