Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина


«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина

Сегодня вечером в Органном концертном зале - премьера «Литургии» русского композитора XX века Николая Черепнина в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика.

Изначально Литургия – главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть – песнопения.

На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещенного ранее многоголосия – это их крупнейшие завоевания. Один только запрет русской церкви не нарушался никогда - запрет на использование инструментов. Однако, именно он обернулся могучим стимулом для творческого воображения в рамках акапелльной музыки (без инструментального сопровождения). Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания только певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому.

Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика – это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.

В разное время духовную музыку писали многие русские классики: Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Кастальский.

К их числу относится лучший ученик Римского-Корсакова – композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945). До революции - профессор Петербургской консерватории, преподавал дирижирование. Среди его учеников был Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений. В 1921 году Черепнин переезжает во Францию. В 1923 году по его инициативе в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни, отказываясь получать деньги за свой труд, считая, что они должны быть отданы более нуждающимся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Черепнин много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки. Особое место в его творчестве занимала духовная музыка, в которой Черепнин сказал свое яркое слово. То, что свойственно светскому стилю Черепнина - сдержанность в выражении чувств, гармоничность и тембровая красочность, «мозаичность» выразительных средств, в полной мере нашло выражение в его духовной музыке.

Уральский государственный камерный хор – один из лучших коллективов России. Именно духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж.

Для Владислава Новика и его коллектива это премьерное исполнение является продолжением большой, долгой и плодотворной работы по воскрешению лучших образцов русской хоровой музыки.

Премьера «Литургии» в исполнении замечательного Хора не только познакомит пермяков с удивительным по красоте духовным произведением, но и сделает музыку Николая Черепнина фактом сегодняшней культуры.


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ,  руководитель группы предприятий «Налоги и право», председатель попечительского совета АНО «ЦПП «Общественная инициатива»

Радует, что бизнес, пострадавший от пандемии, может снова получить поддержку от государства  

Марина ШИЛОВА, шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Приближающийся Новый год отличается от предыдущих ставшей привычной приставкой НЕ 

Олег ЖДАНОВ, президент Пермской торгово–промышленной палаты

2020 год внес серьезные коррективы в работу бизнеса. Ситуация изменилась кардинально.