Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Мода во все времена


Мода во все времена

В советский период Пермь задавала модные тенденции всей России.

Документальная книга Александра Васильева «Красота в изгнании» рассказывает историю того, как русские красавицы выживали в условиях первой эмиграции. Несмотря на спешный отъезда с захваченной родины, дамы высшего света не забыли захватить с собой то, что всегда их отличало: изысканный вкус, природную элегантность, хорошие манеры. Свою культуру они внесли в Европу, Америку, Азию. Мир увидел: русские женщины не только красивы и изящны, они разбираются в моде!

И не просто разбираются. Долгое время они ее диктовали всему свету. Русские красавицы стали звездами подиумов, владельцами Домов моды (так, баронесса Строганова до последнего времени возглавляла Дом моды Ив Сен–Лоран), были востребованными экспертами в этой области. Почему? В дореволюционной России, считает искусствовед Татьяна Климова, существовали определенные общественные нормы, которые распространялись вне зависимости от сословий. Быть хорошо одетым – означало иметь одежду из дорогой ткани, качественно пошитую, современную, добротную, идеально подогнанную по фигуре. Выходная пара, отвечающая этим требованиям, присутствовала в гардеробе мещанина и дворянина, купца и крестьянина, горожанина и сельского жителя.

ПЕРМЬ САЛОННАЯ

В Перми на начало двадцатого века (а это город с населением в 300 тысяч человек) было зарегистрировано 29 «портновских дамских» и 50 – «портновских мужских», 5 школ кройки и шитья, бессчетное количество шапочных и картузных, сапожных и шляпных салонов, перчаточно–чулочных заведений. Меховой магазин Александра Семеновича Алина предлагал мужские и дамские шубы и дохи. Торговый дом Алина – мехового короля из Чердыни – баржами возил пушнину в столицы, но и пермяки в холодную зиму укутывались в мех соболя, белки, бобра, енота, горностая, куницы.

Шили форменную одежду (вспомните героя повести Н. В. Гоголя «Шинель»), заказывали воротнички и галстуки, корсеты и перчатки, и даже чулки из фильдеперса и фильдекока.

Обычным делом было приглашать белошвейку, занимавшуюся пошивом тонкого, нежного белья. Портнихи заезжали в дом клиента со своей швейной машинкой фабрики «Зингер» и обшивали всю семью. Впрочем, им заказывали не только нижнее белье с популярной в то время вышивкой рококо, но и повседневные и парадные одежды.

Слава шла о рукодельных умениях монахинь Успенского женского монастыря, которые вручную шили и вышивали нижнее и детское белье.

Украшением одежды при помощи лент, кружева, тесьмы, бахромы, драгоценных камней занимались модистки.

Общая культура быта включала в себя следование определенным канонам: хорошо пошитая у дорогого портного одежда соответствовала статусу. При этом жены мотовилихинских рабочих ни в чем не уступали пермским мещанкам: они заказывали обувь из парчи и прюнеля, могли носить дорогие ткани: тафту, жаккард, шелк. На одно только свадебное платье уходило до 10 метров ткани!

Заказывали наряды по журналам мод, иногда образцом служили персонажи синематографа. В рекламных целях упоминались также различные новинки, например, метод Левитануса, автора пособия для портных. При каждом магазине готового платья были мастера, которые подгоняли их по фигуре.

И все равно мода в провинцию запаздывала, иногда на десятилетие, что саркастически отмечали проезжающие в своих путевых записках… Конечно, портным прошлого заработки давались проще, чем сейчас. Не столь велика была еще конкуренция с готовым платьем, которое также завозилось с Нижегородской ярмарки, из Варшавы и обеих столиц.

Но модницы не переводились во все времена: фотографии тех времен сохранили образцы одежды, их вживую бережно хранят пермские музеи.

В СОВЕТСКОМ ТРЕНДЕ

Пермский дом моделейО Музее Моды в Перми не преставала мечтать современный пермский художник–модельер Ирина Филичкина. Перми есть чем похвастаться: история моды здесь имела свои особенности. Например, в советское время на всю страну гремел Пермский Дом моделей. Конструкторы одежды не сдавали позиций вплоть до конца восьмидесятых.

Появился Дом моделей в начале шестидесятых. Тогда пермяки не были искушены в моде – стильные вещи единицами «пробивались» в Пермь из–за рубежа. Но оттепель 1961 года, хоть и не принесла в Пермь джинсы и мини–юбки, однако принесла предчувствие новой моды. Тогда Дом моделей находился в подвале 3–й швейной фабрики – но местные модники уже знали его как место, где можно «пошить костюмчик».

Пермский дом моделей одеждыЛишь в 1975 году, в начале своего «золотого десятилетия», Дом моделей въехал в здание на ул. Попова, 9, где только демонстрационный зал оказался площадью 500 квадратных метров. Первые творческие идеи здесь были ошеломляющими. Например, два черных платья с пелеринами. Одна – с изображением карты Пермской области, вторая – с перечнем полезных ископаемых, расположенных на территории Прикамья. Полезные ископаемые обозначили с помощью велосипедных отражателей с «Велты» – красные, золотые и серебряные. Чуть позже, к 150–летию Московского метрополитена, была создана коллекция: каждое платье символизировало одну из станций метро. Она с успехом показывалась в Москве, в Центральном Институте моды...

Идеи модельеров часто отсматривались партийными боссами. Однажды манекенщица второпях надела черное шифоновое платье задом наперед. Спина у модели должна была быть открытой. Можно вообразить, какой спереди оказался вырез! Но коллекция готовилась для показа за рубежом, и ее одобрили – это в СССР секса нет, а на Западе такое нравится! Дом моделей обслуживал всю партийную элиту Прикамья – например, создавал костюмы для первого секретаря обкома партии Бориса Коноплева и его жены. Тогда–то в штате Дома моделей было 25 конструкторов и 23 модельера, а также огромная армия портных.

Времена менялись, и все же Пермский Дом моделей продолжал влиять на вкус пермяков, представлять область далеко за ее пределами. Здесь создавались первые костюмы к спектаклям Евгения Панфилова. Примы оперного и драматического театров Клавдия Кудряшова и Лидия Мосолова шили здесь платья для своих бенефисов. Именно здесь создавался мини–гардероб Ларисы Гергиевой для поездки в Корнуолл на праздник, где присутствовала принцесса Диана.

НА ФЕСТИВАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

В 90–е годы интерес к моде и подиумным событиям в Перми претворился в целый ряд местных фестивалей, первым из которых стал фестиваль «Прикамская осень». Еще в 1995 году он выдал пермякам входной билет в мир мировой моды, открыл имена дизайнеров и модельеров, запустил оригинальные проекты в области модного дизайна и индустрии моды. Позднее фестиваль переименовали в «Бриллиантовую булавку», его приз изготавливал Аlex Soldier, известный американский ювелир, в прошлом пермяк. Позже появился конкурс «Красное платье», соревнование молодых дизайнеров «Высокий сезон», фестиваль KAMWA с проектом «Этномода».

На слуху до сих пор имена Елены Стариковой, Алексея Ворона, Ирины Филичкиной, Ольги Гладких, Елены Королевой, Ольги Пономаревой, Елены Куликовой – победителей региональных и международных фестивалей и конкурсов.

Все мечтали попасть на модные показы, коих было много, чтобы купить платье прямо с подиума. Стремились заказать вещь у местных кутюрье: ничто не сравнится с платьем, сшитым как раз для тебя, с пониманием твоего образа и стиля, твоих индивидуальных особенностей фигуры, твоих представлений и предпочтений, ну и в соответствии с самыми модными тенденциями. Назвавшись на иностранный манер, продол­жает творить новое поколение пермских дизайнеров: NatashaNagina, JuliaКora, EfremovaAnastasiia, Artymom, Polina Benefit, Galina Plohaya.

В большинстве своем нынешние дизайнеры моды выпускают одежду небольшими лимитированными коллекциями, в которых прослеживается рука мастера с тщательной разработкой эскиза, продуманного до мельчайших деталей. У многих из них есть свои торговые точки, ателье, бутики, своя клиентура. И несмотря на то, что глобальные бренды все еще властвуют умами местных модниц, все больше и больше интереса к неповторимым идеям, сочиненным здесь и сейчас.

Варвара Кальпиди

Источник фото: vk.com


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них