Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Людмила СЕРИКОВА: «Мы хотим, чтобы наши дети жили и работали в Перми»


Людмила СЕРИКОВА: «Мы хотим, чтобы наши дети жили и работали в Перми»

Пермь сегодня, безусловно, один из интеллектуальных центров России.

И не только в связи в тем, что в краевой столице работает огромное количество высокотехнологичных предприятий. Наш город отличает высокое качество школьного образования — результаты ЕГЭ пермских выпускников значительно выше среднероссийских.

Пять пермских школ – школа №12 с углубленным изучением немецкого языка, школа №146 с углубленным изучением математики, физики, информатики, школа №22 с углубленным изучением иностранных языков, школа №9 им. Пушкина с углубленным изучением физико–математического цикла и школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля – входят в ТОП–500 лучших школ России.

Основная причина такого успеха в том, что пермская образовательная система постоянно изменяется и развивается. В преддверии Дня учителя о том, чем живут и дышат сегодня пермские школы, IN разговаривает с руководителем департамента образования города Перми Людмилой СЕРИКОВОЙ.

– Какие сегодня главные задачи у департамента образования города? Как формируется вообще образовательная повестка в Перми?

– Генеральная цель пермского образования сегодня – формирование у выпускников общеобразовательных учреждений готовности к профессиональному самоопределению. То есть понимание – а чего наши дети хотят, кем и как собираются работать? Мы такую работу начали в 2013 году, сейчас ее постепенно усиливаем. Для этого в Перми выстраивается система социального партнерства – то есть связи школы и предприятий. На базе предприятий запускаются практико–ориентированные курсы, проводятся профессиональные практики и пробы для школьников.

Еще одно направление развития системы образования – повышение его качества, а значит, конкурентоспособности наших учеников. Сейчас разрабатываем формы поддержки талантливых детей, индивидуальные образовательные маршруты на основной и старшей ступенях.

Третье направление – реализация разработанной в прошлом году муниципальной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно реализуется в тесном сотрудничестве с общественными организациями.

Ну и четвертое – разработка и реализация программы развития персонала, так как результат обучения напрямую зависит от педагогов, которые работают в наших школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования.

– Какие–то проекты по решению главной задачи уже есть? Начата работа с предприятиями, которые могут стать социальными партнерами школ?

– Да, у нас есть проект «стыковочного узла» между талантливыми школьниками и предприятиями – «Золотой резерв». Он стартовал в Перми в апреле прошлого года – мы надеемся, что в результате его реализации будут созданы условия для осознанного выбора одаренными школьниками города Перми лучшей профессиональной траектории.

Первые «пробы» уже показали, что проект нужен. В стартовых мероприятиях «Золотого резерва» приняли участие более 500 школьников и 30 социальных партнеров – крупных предприятий города. Уже подписано 17 соглашений между школой, учеником и предприятием. Соглашение позволяет предприятию–партнеру, школьнику и его родителям выстраивать совместную траекторию профессионального роста учащегося. Предприятие прикрепляет к школьнику наставника, создает условия для прохождения им стажировки на производстве, участия в грантовых программах.

Учащиеся из тринадцати образовательных учреждений города – это школы №№129, 135, 16, 76, 10, 22, 37, 79, 127, 32, гимназии №№2, 5, 7 – уже работают в рамках подписанных соглашений, проходят профессиональные пробы и практики на предприятиях, ведут научно–исследовательскую деятельность, участвуют в проектах компаний.

– Ребята, входящие в «Золотой резерв» Перми, те, для кого будут прописываться индивидуальные образовательные маршруты, – как они определяются?

– Одним из механизмов определения таких ребят стало электронное портфолио школьника, которое есть у всех старшеклассников с 8–го по 11–й класс. Это уникальный авторский электронный ресурс, позволяющий фиксировать достижения и профессиональные предпочтения учащихся. Школьники сами, и очень активно – это важно – загружают свои оцифрованные достижения по любым направлениям в систему и получают баллы за каждое достижение, в зависимости от его уровня, от типа участия, от статуса мероприятия.

Повторюсь – это могут быть любые достижения: творческие конкурсы, спортивные победы, интеллектуальные конкурсы, конференции, исследования, участие в волонтерских и социальных проектах, выступление на инженерных встречах в командной работе… То есть в портфолио ребенок может добавить все, в чем он сам хочет быть замеченным.

И уже исходя из интересов детей, по количеству набранных баллов выстраиваются рейтинги школьников по пяти номинациям: «Интеллект», «Художественное творчество», «Техническое творчество», «Спорт», «Социальная дея­тельность». Тут результаты у разных детей могут быть очень разные – у кого–то высокие спортивные достижения, у кого–то много побед в предметных олимпиадах. Поэтому мы в каждой категории отбираем лидеров отдельно. Мы специально детей по этим пяти номинациям разводим – чтобы увидеть наклонности ребенка, увидеть разных детей.

Ученики, набравшие наибольшее количество баллов и занимающие лидирующие позиции в общегородском рейтинге портфолио, становятся участниками проекта «Золотой резерв», они получают возможность участвовать во всех мероприятиях, в рамках проекта, знакомиться с потенциальными работодателями и заключить соглашение об инвестировании с предприятием.

– То есть портфолио нужно только для выявления лучших учеников?

– Нет, не только. Повторю – ребенок заполняет профиль сам, рассказывая о своих достижениях. Он просто показывает, чем занимается, что у него получается – но в итоге появляются некий профиль его интересов и ориентир для дальнейшего профессионального движения.

И увидеть лидеров в разных направлениях нам очень важно – мы будем работать с этими детьми, с нашим «Золотым резервом» на разных площадках собирать их на мероприятиях. В этом учебном году у нас четыре таких площадки: в октябре – мастер–сессия «Непрерывное образование», в декабре – ярмарка достижений проекта «Золотой резерв», в феврале мы проведем открытые молодежные площадки «Умные игры», а в апреле – фестиваль «Поколение Пермь». В общей сложности в мероприятиях примут участие около двух тысяч учащихся старших классов.

Зачем это нужно? Мы на этих площадках, во–первых, с ребятами знакомимся. Наша задача, чтобы таких ребят было больше, чтобы они понимали, что мы их знаем, что они попадают в «золотую верхушку», что мы видим их достижения. Вторая наша задача – мы работаем на их мотивацию, чтобы ребята, в чем–то успешные, двигались дальше по своей профессиональной траектории, чтобы они видели не только свои достижения, но и чужие. И, в–третьих, такая площадка помогает нам свести вместе школу, учеников, вузы и предприятия, показать наши таланты социальным партнерам.

– То есть выявить талантливых ребят можно… А сопровождать дальше, уже индивидуально?

– Выявить их, я бы сказала, хоть и не просто, но вполне возможно, и у нас это получается. А вот реально сопровождать этих талантливых ребят, более того – прописать маршрут сопровождения и найти в нем место как для педагогического коллектива и конкретных учителей, так и для социальных партнеров, причем сделать это не просто через заявленные, декларативные формы поддержки, а решая какие–то актуальные вопросы, – гораздо сложнее.

А ведь формы поддержки могут быть самые разные, не только прямое денежное поощрение. Например, это материальная и техническая поддержка ребят при реализации их проектов.

Инициатива, желание со стороны детей создавать что–то новое, интересное – есть. Причем эта инициатива подкреплена знаниями, умениями – например, у нас существуют медицинские проекты, когда школьники сами проектируют какие–то химические соединения, препараты. Но для доведения ее до конкретных результатов не хватает материальных вещей: оборудования, компонентов.

Социальный партнер может стать тем, кто ребенку разрешит для начала его продукт апробировать, создать в единичном варианте, а потом, возможно, запустить в массовую практику. То есть ребенок что–то сам делает, создает – а социальный партнер его поддерживает на всем пути.

Второй аспект работы по индивидуальному сопровождению детей – нам интересно, чтобы социальный партнер не просто ребят к себе на экскурсию пригласил. Мы хотим создать ситуацию, когда предприятие мотивирует школьника учиться, потому что хочет видеть его своим работником в дальнейшем. Причем работником высококвалифицированным – инженером, технологом, управленцем. То есть у школьника должна быть возможность участвовать в каких–то профильных олимпиадах, конкурсах, тех или иных сессиях, которые проводятся для талантливой молодежи и ученичества, – и надо найти возможность ребятам поездки на эти мероприятия обеспечить. В основном – благодаря поддержке все того же социального партнера.

– Сейчас такая система индивидуальных маршрутов для талантливых детей уже есть?

– Честно? Нет. У нас есть удачный опыт – но это один–два ребенка. А нам надо, чтобы в этом направлении – увеличение конкурентоспособности наших учеников и поддержка талантливых детей – мы могли сопровождать как можно больше детей. Хотя бы сто ребят в год мы должны обеспечить этим сопровождением, индивидуально вкладываться в них…

– Это будет сопровождение талантливых детей со стороны предприятий. А со стороны города?

– Что сейчас для индивидуального сопровождения детей делает город? Администрация разрабатывает два направления поддержки талантливых детей, их сопровождения. Первое направление – это премия главы города. Так мы будем поддерживать детей, которые показали высокие результаты на предметных олимпиадах всероссийского уровня, стали победителями или призерами.

Кроме того, мы планируем поддержать тех ребят, которые показали высокие результаты в профессиональном самоопределении, лидеров рейтинга «Золотой резерв» – эта стипендия главы города будет присуждаться на год, выплачиваться ежеквартально. Ее станут получать ежегодно примерно 60 старшеклассников, которые сейчас учатся в 8–11–х классах.

Что мы будем оценивать? Именно профессиональное самоопределение ребенка, его участие в тех конкурсах, которые он показывает как профильное направление. Нам важна здесь результативность ребенка с точки зрения работы с социальным партнером. У нас есть сейчас задумки, что претендентов на этот стипендиальный фонд мы будем рассматривать сначала по объективным показателям, по совокупности его достижений, по общему рейтингу, а дальше ребят из нашего проекта «Золотой резерв» оценят уже социальные партнеры.

– Прозвучало, что уже несколько школ работает по проекту «Золотой резерв». Почему именно они?

– В Перми с 2013 года существуют «уникальные школы». Первыми ласточками этого проекта стали школы №16 №32, школа дизайна «Точка». В чем их уникальность? Именно они первыми стали реально сотрудничать с промышленными предприятиями города. И мы говорим не только о профессиональных пробах учеников.

Уникальность этого взаимодействия состоит в том, что настоящие профессионалы своего дела: инженеры, дизайнеры, рабочие, программисты – можно долго перечислять – работают с детьми, как в школе, так и на рабочих местах своего предприятия в различных форматах.

Основная идея «Уникальных школ» – создание среды для общения ребенка и носителя профессиональной культуры в ходе совместной деятельности, возможность общения представителей инженерных и технических специальностей с детьми. Школы показывают детям специфику той или иной профессии, совместно делают вполне реальные продукты. Например, в этом году школа дизайна «Точка» подготовила всю сувенирную продукцию для Пермского международного марафона.

На сегодняшний день в Перми 8 уникальных школ: «Инженерная школа» (№16), школа дизайна «Точка», Техно–Школа (№129), школа «Фотоника» (№ 93), IT–школа (№10), Школа «Петролеум+» (№ 102), Школа бережливого производства – гимназия №2, Школа Киокушинкай (№32). В 2018 году к проекту «Уникальные школы» присоединятся «Мастерград» и «СинТез» (№19).

И, возвращаясь к нашей главной теме, уникальные школы – один из механизмов формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению. Такие школы обеспечи­вают школьникам не только традиционное образование, но и условия для активного включения их в ту или иную реальную профессиональную деятельность.

– Конкретные примеры социального партнерства «уникальной школы» и предприятий можете привести?

– В городе существует уникальная «IT–школа» (СОШ №10). Сейчас партнеры школы – ПАО «Ростелеком», группа компаний «ИВС» – активно сотрудничают с учебным заведением, представители этих компаний ведут практики и пробы IT–направленности для учащихся. В школе ведется углубленное изучение дисциплин по направлению IT. Услугу дополнительного образования технической (IT–направленности) – получают в течение года 370 учащихся.

Учащиеся знакомятся с профессиями в области ИКТ – программист, сити–менеджер, системный администратор и так далее. Школьники создают свои фильмы и мультфильмы в 3–D версии, объемные чертежи, получают навыки программирования и цифровой обработки видео. Школа оснащена современным оборудованием для освоения разных уровней компьютерной грамотности, на базе школы существует и функционирует Технопарк, а библиотека школы выдает электронные учебники.

– А в обычных школах есть возможность попробовать себя в конкретной профессии?

– В Перми это новшество – со стратегией профессионального самоопределения – появилось три года назад. Тогда во всех школах были запущены профессиональные пробы и практики. Все учащиеся 8–9–х классов должны попробовать себя на производстве, на предприятии, на реальном рабочем месте, несколько раз поменяв «профессию». Сегодня, например, им дадут побыть воспитателями в детском саду, завтра поработать бухгалтером, послезавтра постоять у станка. Ребенок должен несколько раз поменять вид деятельности, чтобы понять, что ему интересно, что ему нравится. У нас сейчас есть семь направлений профессий – и в каждом из семи направлений дети пробуют работать. Школа по стандарту должна оказывать хотя бы одну пробу в каждом из направлений.

Сейчас мы идем еще дальше от просто производственных проб и практик – мы акцентируем интересы ребенка на том, что ему интересно и что у него получается – через электронное портфолио. А потом мы поняли, что эта система, в которой мы можем дать возможность предприятиям замотивировать творческих и одаренных детей приходить к ним работать.

– Такое тесное сотрудничество с предприятиями, прямой выход школьников «на завод» – какова конечная цель этого сотрудничества?

– Я уже отмечала: генеральная цель пермского образования – обеспечить выпускникам школ высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению. Одаренные школьники, став взрослыми, должны иметь возможность найти достойное применение своим талантам и стать полезными и успешными именно в родном городе, знать, что именно их ждет на предприятии, более того, что предприятие их ждет.

Поэтому наша задача – чтобы максимальное количество детей уже сейчас сотрудничали с предприятиями. И потом, даже поступив в вузы Москвы, Санкт–Петербурга, в зарубежные вузы, – возвращались домой, поднимали экономику и промышленность нашего региона, нашего города. Мы хотим, чтобы наши дети в будущем жили и работали в Перми.

Ярослава Летина


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона