Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Людмила СЕРИКОВА: «Учителя постоянно работают на будущее»


Людмила СЕРИКОВА: «Учителя постоянно работают на будущее»

Школы Перми стабильно показывают высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ.

В первую очередь – это заслуга преподавателей, работающих в Перми. Однако многие опасаются, что в Перми существует кадровый дефицит, и молодые учителя в школы не приходят. А «старая гвардия», хоть и держит высокий уровень преподавания, но постепенно истощается. О том, «помолодела» ли школа, как учат новых педагогов и какие навыки учителям нужны сегодня, рассказывает начальник департамента образования города Перми Людмила СЕРИКОВА.

– Людмила Владиславовна, школа сегодня ежедневно меняется и преобразуется. Вводят новые стандарты, требования. Меняются ли вслед за ней учителя?

– Герман Греф хорошо сказал о требованиях к современному учителю: «Как учителям, умеющими жить сегодня и имеющими сегодняшние навыки, научить детей уметь жить в будущем?» Сегодня школа – и в первую очередь учителя – не просто меняются, а постоянно работают на будущее. Ведь они готовят новое поколение к жизни в будущем.

Подготовить современного преподавателя крайне сложно. Сейчас нужно добавлять учителям не только знаний в их предмете, но и компетенций в метапредметности – то есть знаний, касающихся не только их узкого предметного направления. Учителя должны уметь рефлексировать, уметь предвидеть. Сегодняшнее пространство отличается способностью работать с большим объемом информации, с суперпотоками – и учитель должен уметь в них ориентироваться, структурировать их, вычленять важное. Он должен быть мобильным и постоянно учиться сам. Потому что выпускник через пять–десять–пятнадцать лет будет работать с огромным потоком информации и постоянно меняющимися задачами. И как научить его этому, что должен дать ему учитель – над этим мы сейчас думаем.

– Развитие кадрового потенциала – один из главных пунктов, по которому составляется рейтинг лучших школ Перми. Что входит в эту оценку?

– Это сразу несколько показателей, каждый из которых имеет свой вес. Первый – и самый весомый – это количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией. Очень важно, когда таких учителей в школе много. С одной стороны, получение категории – это повышение профессиональной компетенции, потому что требования к учителю высшей и первой категории достаточно серьезны. Учитель проходит аттестацию раз в пять лет в форме электронного портфолио – это обязательное условие для всех педагогов. С другой стороны – это материальная защита педагогов, повышающая коэффициенты к зарплате.

Второй показатель – это количество в школе учителей возрастом до 35 лет, то есть молодых преподавателей. Сегодня средний возраст педагогов 41 год. С воспитателями в детских садах чуть лучше ситуация – 38 лет, причем произошло серьезное омоложение – еще недавно этот показатель также был 41 год. Сейчас идет процесс омоложения кадров, средний возраст педагогов снижается. Отрасль нуждается в этом омоложении, и потому показатель количества молодых учителей важен для нас и введен в рейтинг.

Также в рейтинге учитывается доля участников конкурсов профмастерства. В следующем году немного поменяем систему, будем учитывать качественный показатель, число победителей и призеров конкурсов. Изначально же нам надо было сориентировать педагогов именно на участие в конкурсах, привлечь их. Зачем? С одной стороны такие конкурсы – это рост профессионального мастерства, с другой – самовыражение, самопрезентация педагога. Кроме того, мы учитываем в рейтинге участие в мониторингах профессиональной компетентности. Пока тоже брали количественный показатель, сейчас выходим на качественный.

Последний фактор – это повышение квалификации педагогов по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Сейчас параллель седьмых классов перешла на ФГОС, и нам надо всех учителей научить работать по нему.

– Получается, что количество молодых учителей в школе важно для качества образования. Как привлекаете молодежь в школу?

– Мы заинтересованы в том, чтобы еще будучи студентами, молодые люди узнавали о профессии как можно больше, хотели в нее прийти и реализоваться в ней. В августе мы проводили традиционное общее совещание для руководителей, педагогический форум – и тут же собрали всех, кто пришел в отрасль в этом году, организовали для «новобранцев» специальный праздник. Мы встретили новых учителей, как самых родных людей. В этом году впервые в школу пришли 348 новых учителей – в прошлом году 333.

Кроме того, у нас есть Ассоциация молодых педагогов, которая насчитывает тысячу человек. Учителя в рамках ассоциации могут взаимодействовать, проводить мероприятия. Что нам здесь важно? Чтобы молодые учителя общались и обсуждали свои проблемы, чтобы они на разных площадках договаривались и разговаривали. И чтобы они за рамками основной деятельности могли интересно проводить время.

Ассоциация к своим мероприятиям привлекает студентов – и когда они делятся впечатлениями, то понимают, что быть учителем интересно, не скучно, что можно развиваться, многое узнавать, приложить свои способности, реализовать свое творческое начало. А все это и есть имидж отрасли.

– А какие именно это мероприятия?

– Ежегодно их проходит очень много. Одно из самых популярных – ежегодный «Педагогический маркет». Это итоговое мероприятие для молодых педагогов. С одной стороны образовательное, с другой – досуговое. Это мастер–классы, живые мастерские, где делятся опытом уже состоявшиеся учителя. «Педмаркет» настраивает молодежь на лето, на отпуск – но на лето в плане развития. Это очень яркое мероприятие, в этом году оно собрало почти 400 человек.

В июне впервые мы провели летний выездной лагерь. Там по сути наша Ассоциация молодых педагогов из виртуальной стала реальной. Мы на пять дней в спорткомплексе «Иван–гора» собрали всех активных ребят. И они на этот год сформулировали все интересные мероприятия.

Выездной лагерь – креативный формат, который дает возможность для полноценного постоянного общения. Мы привозим туда мастеров, которые уже состоялись в профессии. И эти мастера – те же педагоги – делятся тем, как прошли свой путь. Нынче пригласили еще и ученых, и представителей бизнес–структур.

В лагере молодые педагоги разрабатывают свои проекты, планируют мероприятия на следующий учебный год. Они очень сплачиваются, приезжают на подъеме. Глаза горят, энергия плещет! А какие проекты! В этом году предложили провести педагогический фестиваль исторической реконструкции, планируют автопробег в мае, уже прошло спортивное ориентирование «Поиск–2017». И мне очевидно, что после лагеря заинтересованных, ярких специалистов приобретает вся отрасль, а вовсе не конкретная школа!

Еще одно важное начинание – общегородская конференция «Лестница успеха». В ней принимают участие педагоги, пришедшие в образовательные учреждения в этом году. Цель конференции – познакомить молодых педагогов с возможными вариантами профессионального развития и с лучшими педагогическими практиками, лидерами пермского образования. Для участников конференции мы организуем встречи с ведущими специалистами в области целеполагания, планирования и создания личного бренда.

– Но это, скорее, развлекательные и обучающие мероприятия… А возможности «себя показать»?

– Для молодых очень много конкурсов профессионального мастерства в течение года. Один из них – «Педагогические стартапы». На нем молодые педагоги до 35 лет могут либо индивидуально, либо объединившись, предложить проект и получить деньги под его реализацию. Для этого нужно представить новую прорывную идею.

В этом году таких проектов было предложено 94 паспорта, шесть самых ярких прошли в финал. Егор Кокшаров, преподаватель биологии из гимназия №17, предложил проект чемпионата «Кибермяч» и получил на его реализацию 200 тысяч рублей. Сейчас этот проект будет масштабирован, мы его расширили – это будет международный чемпионат по киберфутболу.

– А руководители школ поддерживают молодежь в коллективе?

– У нас есть школы, которые по привлечению молодежи целенаправленно работают. И есть очень молодые коллективы. По количеству молодых педагогов лидируют школы «Дуплекс» – 77%, «Мастерград» – 50%, СОШ 60 и 94 – по 45% педагогов в возрасте до 35 лет. В «Дуплексе» средний возраст учителей – 30 лет, представляете? И при том они участвуют во всех начинаниях – и в «Проекте года», и в «Стартапах», и работают единой командой.

Задача директора школы – заинтересовать молодого педагога, оказать поддержку при вхождении в профессию. Это очень важно! Нужно и методическую помощь оказать, и наставника обеспечить. И мы поддерживаем и поощряем тех руководителей, которые идут на привлечение молодежи.

Повторюсь – крайне важно привлекать молодые кадры в школу. Потому что обновление отрасли образования без молодых не произойдет. Молодой ум креативнее, он готов инновации пробовать и не боится экспериментов. И он ближе к старшеклассникам, к тому цифровому поколению, которое сейчас растет.

На самом деле нам надо показать родителям, городу, обществу, что педагоги – это интересные личности, креативные, спортивные, талантливые, яркие, умные. Учитель – это интересная и престижная профессия. Это люди, которые ежедневно работают на будущее всей страны.

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона