Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Не наказание, а удовольствие


Не наказание, а удовольствие

Пермячка Наталья Савина создает сервис по продаже школьной формы.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ

В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.

В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Форма учащихся средних учебных заведений (гимназий и прогимназий, реальных училищ, городских училищ) изначально имела полувоенный вид – то, что называлось в те времена «легкий гвардейский шик». Сходные по фасону, их кепи и фуражки, брюки и пальто, шинели и мундиры–полукафтаны – а позднее и рубахи–блузы–гимнастерки – отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. Общий вид формы менялся несколько раз. Основным цветом гимназической формы был синий во всех его оттенках.

форма дореволюционная

В женских гимназиях и пансионах также существовала форма – с 1886 года. В государственных (Министерства Народного просвещения) гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. В частных женских гимназиях и пансионах форма могла быть разного цвета. Точно так же могла различаться по цвету форма младших, средних и старших классов. За основу униформы была взята одежда воспитанниц Института благородных девиц с некоторыми незначительными корректировками.

Все виды формы и все элементы ее приобретались на средства родителей или попечителей учащегося. Как правило, изначально основные элементы обмундирования шились на заказ, особенно гимназические мундиры, на заказ изготовлялась и гарнитура к фуражкам или эмблемы на воротники. Во многом именно этим объясняются расхождения реальных артефактов с «Высочайше утвержденными» образцами. В XX веке изготовление многих предметов обмундирования (особенно училищ с небогатым в массе своей контингентом) было поставлено на поток швейными фабриками и кустарными предприятиями. Некоторые элементы формы были объявлены необязательными. Это позволило удешевить форму, хотя и в этом случае унификация и следование образцам были не всегда полными. Для экономных любителей приобретать одежду на вырост умные инженеры–технологи придумали оставлять запасы ткани на рукавах (за манжетами) и брюках.

ШКОЛЬНИКИ СССР

Говоря о советской школьной форме, следует заметить: с 1918 по 1949 год – ее не было вообще! Причины тому были разные – идеологические и экономические. С идеологической точки зрения школьная форма была «буржуазным пережитком» – да, пожалуй, таковым она и являлась в стране, где большая часть населения не могла купить ее своим детям в силу бедности. Форму в советских школах ввели только в 1949 году. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков – синяя фуражка с серебристым гербом, серая гимнастерка, для девочек – серые (темно–серые) и темно–коричневые платья с белыми подворотничками и с черными и белыми – парадными фартуками. Регламентации подвергались даже прически школьников, особенно младшей и средней школы: так, мальчиков первоклассников, как правило, стригли наголо, третьеклассникам оставляли небольшие челки, пятиклассникам разрешали и полубокс, а семиклассникам (и старше) – польку; девочкам даже в старших классах рекомендовали носить косы с черными (к парадной форме – белыми) бантами, допуская стрижки лишь в исключительных случаях.

Иван СеменовСтиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году. Мальчики носили темные (часто темно–синие) брюки и пиджаки (с 1970–х годов – в начальной и средней школе пиджаки заменили на открытые куртки с белыми или однотонными рубашками, девочки – прежние коричневые платья с пов-седневными черными фартуками, в особых случаях они надевали белые парадные фартуки и банты.

– Я, если честно, с ужасом вспоминаю ту школьную форму. Одеты все, как под шаблон, вечно колющееся коричневое платье, черный фартук. На что только ни приходилось идти нашим мамам, чтобы хоть как–то разнообразить облик своего чада. Хорошее кружево было большой редкостью, поэтому вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и так далее. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда, – делится воспоминаниями предпринимательница из Перми Наталья Савина. – Я до сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И, заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь?

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого–то мягкого материала. Она считалась у детей тем, что сейчас назвали бы «брендовой вещью». Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. К форме девочек, чтобы поменьше пачкалась, прилагались фартучки – черный на каждый день и белый для праздников.

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ

В 1992 году обязательная школьная форма была отменена. В 2012 году школьная форма вновь получила законный обязательный статус. Однако, в отличие от СССР, сегодня в России нет единого стандарта школьной формы. Некоторые школы имеют свою собственную форму, которую обязаны носить ученики, а в ряде случаев – и учителя. Образовательные учреждения без строго определенной формы обязаны иметь свой дресс–код. Причем – на государственном уровне. Однако существует масса причин, почему родители по–прежнему отказываются от школьной формы. Главная – нет системы и удобного сервиса, в котором можно выбрать форму.

– Родители заказывают навязанные им модели одежды где–то в частных ателье: юбочки, брючки. Долго ездят на примерки, форму шьют из ткани сомнительного качества и цены. Конечный продукт, как правило, не соответствует заявленным требованиям. Да и вообще, зачем придерживаться этих требований, если все в школе ходят в чем захотят? Обувь отдельный разговор. А носочки, колготки, бантики? Как собрать все воедино? Как сделать так, чтобы наши дети были опрятными, красивыми, здоровыми, интеллектуально развитыми и счастливыми? – спросила себя Наталья Савина.

форма 2017Современные технологии позволяют создать такой сервис, который поможет решить вопросы со школьной формой, не выходя из дома. Пермская предпринимательница запускает с 2018 года мобильное приложение для подбора комплекта одежды, которую шьют здесь же, у нас, в Перми.

Ткань для моделей – это смесовая шерсть и вискоза. У нее повышенный комфорт и гигиеничность, устойчивость к стиркам, несминаемость. Дизайн для каждого ребенка свой, он может выбирать что ему нравится. Тут же, в приложении, можно будет выбрать аксессуары – бантики, заколочки, галстуки, броши, сопутствующие товары – носки, гольфы, шапки, перчатки, шарфы, зимнюю и демисезонную одежду, сумки. А Наталья Савина улыбается:

– Я очень хочу, чтобы каждый ребенок мог носить индивидуальную форму. Сшитую здесь, в Перми. Созданную именно для него. Чтобы ему было комфортно, чтобы он чувствовал себя красивым и счастливым, чтобы оставался здоровым. И я могу такую форму предложить!

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений