Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Каждый ребенок уникален


Каждый ребенок уникален

«Не каждый ребенок может ходить в обычный детский садик» – мамы детей с особенностями умственного развития, детей–аллергиков, детей со слабым зрением легко согласятся с этим утверждением. Как и с утверждением, что далеко не всякий детский сад может взять на себя ответственность в воспитании ребенка с особенностями развития.

Однако в Перми садик, готовый принимать любых детей и адаптировать и социализировать их, корректировать физические и психические недуги, – есть. Это расположенный в микрорайоне Железнодорожном детский садик «Маня», куда воспитанников привозят со всей Перми. И мамы признаются – даже если «Маня» решит из краевой столицы переехать в глухую деревню, они повезут своих малышей и туда.

Открыть свой детский сад Нина Ширинкина, создательница «Мани», начала мечтать, только приступив к работе по специальности. Она – логопед–дефектолог, узкий специалист, крайне востребованный в сфере инклюзивного и коррекционного воспитания.

– Профессия очень востребованная, а вот рабочих мест, позволяющих в полной мере помогать детям, в Перми нет, – сетует она.

В 2011 году я работала преподавателем в коррекционной школе. Прошла ряд конкурсных испытаний «Учитель года», испытание в конкурсе для молодых педагогов «Молодая смена». Была там и в лидерах, и победителем. По отзывам родителей и детей, которых я обучала, поняла, что я неплохой специалист дефектолог–логопед. Моя сегодняшняя карьера началась с поездок на дом к ребятам, у которых есть трудности, но которым нужно образование, – отмечает Нина Ширинкина.

Телефон Нины мамы ребят, к которым она приезжала с частными визитами, передавали друг другу из рук в руки, хвастались успехами – «А мой заговорил наконец», «А мой с другими ребятами смог общаться».

– К каждому ребенку важно было найти правильный подход, чтобы обучение и воспитание проходило в положительном ключе. Для успеха моей работы важно, чтобы дети видели во мне не врача, а учителя. Только такая система проведения занятий позволит ребенку избавиться от комплексов и даст толчок к активному, пусть и не простому, пути саморазвития.  К сожалению, в ситуации, когда в обычном детском саду или коррекционной школе, где в группе 25 – 30 ребятишек, найти индивидуальный подход к каждому ребенку просто невозможно. А раз такого подхода не было – моя работа зачастую не приносила тех результатов, которых мне хотелось, – рассказывает Нина Ширинкина.

К январю 2015 года Нина Ширинкина поняла, что просто не успевает ко всем желающим – дорога отнимает слишком много времени. Она приняла решение открыть свой кабинет приема.

– Но от идеи просто кабинета я быстро отказалась. Родители особенных детей рассказывали, как тяжело адаптироваться к государственному садику. А ведь родителям тоже хочется самореализовываться, развиваться, быть счастливыми. И было бы неплохо, если бы был центр, куда можно привести ребенка, где с ним будет работать специалист, который в этой сфере разбирается, где ребенок будет себя комфортно чувствовать, – говорит Нина Ширинкина.

Так 1 сентября 2015 года появился детский развивающий центр «Маня» с расширенным спектром услуг как для особых детей, так и для нормально развивающихся малышей. Развивающие занятия проходили в небольшой совместной группе ребят, малыши в центре оставались на несколько часов.

– Название «Маня» связано для меня с личной историей. Это первые буквы – начало имен нашей семьи: Мирослава – младшая дочь, Артем – муж, Ярослав – сын, – рассказывает Нина. – Название получилось случайно, когда муж играл с дочерью в кубики. Мы на тот момент как раз нашли помещение для центра, думали как его назвать. Муж сказал:

– Нина, посмотри, как здорово получилось: мы собрали все имена, вышло классное интересное имя, давай так назовем наш центр.

Следующим шагом в работе «Мани» стало объединение с детским досуговым центром «Золотая рыбка» – в 2016 году. «Золотая рыбка», живущая по соседству с «Маней», специализировались на развитии обычных и одаренных детей, а «Маня» – на детях особенных. Решили – а почему бы не попробовать вместе, ведь западные специалисты в один голос говорят о потенциале инклюзивного образования.

– Инклюзивное образование – это возможность детей с особыми образовательными нуждами получать образовательную услугу наравне с обычными детьми, не испытывая барьеров и затруднений. У нас в центре было две группы – одна группа была нормальная, другая смешанная: дети с небольшой задержкой речевого и психического развития и с сильными нарушениями. Многолетний опыт «Золотой рыбки» и наше новое инклюзивное направление привлекли к центру большое внимание, инклюзивного опыта почти ни у кого не было. Через год стало понятно – нам просто не хватает места.

С 2017 года детский развивающий центр «Маня» открылся в новом формате. Теперь это уже не одна малочисленная группа, а две большие инклюзивные группы дневного пребывания детей.

– Практически случайно мы нашли новое помещение на улице Хабаровской, где сейчас располагаемся. Здесь у нас большая отдельная столовая, две большие группы, отдельный кабинет дефектолога. Я влюбилась в это помещение и рискнула всем, открыв второй центр. А родители нас поддержали – многие из тех, кто ездил к нам в центр на ул. Монастырскую, «переехали» вместе с нами за Каму.

Сегодня команда «Мани» на основе проведенной диагностики уровня развития ребенка разрабатывает и реализует индивидуальные планы развития и воспитания каждого ребенка. В программу включены не только групповые занятия по программе, но и индивидуальные занятия с узкими специалистами, такими, как психолог, дефектолог, логопед. Также занятия с каждым ребенком с ОВЗ сопровождает специальный тьютор.

– Мы в садике формируем команду, где нянечки – это те люди, которые занимаются с ребенком вместе с нами, помогают дефектологу в сопровождении ребенка. Чтобы организовать занятие с ребенком, необходимо иногда такое двойное, даже тройное сопровождение. Вводим систему тьюторства – то есть наставничества – для каждого ребенка, – рассказывает Нина Ширинкина.

Нина Ширинкина уверена, что сегодняшняя работа «Мани» – это только начало нашего нового большого и интересного проекта. Тем более что центру, только год назад въехавшему в новое помещение, опять не хватает мест для всех желающих. В планах у команды «Мани» – открытие зала ЛФК и сенсорной комнаты для ребят центра, включение в работу центра специалистов – нейропсихолога и невролога. Тем более что у «Мани» на примете уже есть готовые работать специалисты, которые ждут своего часа.

– Хочется охватить и быть полезными не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста, организовать группы продленного дня и профильного инклюзивного отряда в каникулярное время, даже специальную начальную школу. Каждая новая семья для нас, каждый новый ребенок – подарок, потому что мы сами развиваемся, сами учимся, потому что каждый ребенок уникален. И мы понимаем, что каждому ребенку нужна помощь, он имеет право жить полноценной жизнью, – говорит Нина Ширинкина.

Кроме того, мы обязательно будем делиться накопленным опытом в реализации инклюзивного образования с коллегами. Для этого специалистам «Мани» предстоит написать программу для организации повышения квалификации для педагогов, желающих развиваться в данном направлении. Возможно, в будущем сегодняшняя небольшая, но всегда готовая расти «Маня» с ее уникальным опытом станет для Перми ключевым практик–ориентированным центром по повышению квалификации по инклюзивному образованию. Причем не только для педагогов – для всех заинтересованных лиц. 

Дмитрий Николаев            


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона