Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Дмитрий ПОНОСОВ: «Будущее – за цифровой школой»


Дмитрий ПОНОСОВ: «Будущее – за цифровой школой»

Так получилось, что моего нынешнего собеседника я впервые увидел 10 лет назад в знаменитой пермской школе №2, где училась моя внучка. На ежегодном школьном литературном балу Дмитрий ПОНОСОВ играл роль Хлестакова. Как оказалось тогда, в послужном списке актера–любителя – еще и Чичиков, Арбенин, Фамусов, Паратов…

– Играл даже своего антитезку: Лжедмитрия, дурачился в школьных капустниках, – с улыбкой вспоминает Дмитрий. – Поверьте, это была такая отдушина!

40–летний Поносов не оставляет этой отдушины и сегодня, хотя вот уже пять лет на солидной руководящей должности: он – директор пермской гимназии №7, что на Вышке. И на сегодня Дмитрий в учительстве – уже 23 года. Как так? Оказывается, преподавать историю ему доверили сразу же после окончания средней школы: в 17 лет. И занимался этим Дмитрий целых два года: вплоть до поступления в вуз.

Но по–настоящему его педагогический стаж исчисляется с 2002 года, когда он с красным дипломом окончил исторический факультет Пермского государственного педагогического университета и вернулся в школу №2: учителем обществознания, истории, права и прав человека.

ЧТО СТОИТ ЗА ПОБЕДАМИ?

В активе Дмитрия – немало достижений и побед. Так, через семь лет после вуза он стал лауреатом конкурса «Учитель года–2009 России». А сегодня признан победителем III степени во Всероссийском конкурсе «Директор школы–2018».

– Дмитрий Павлович, для Вас такие победы – самоцель или ступени самосовершенствования?

– Ну, конечно же, второе! На мой взгляд, главная миссия конкурсов в нашей образовательной сфере в том, что они показывают общественности – на примере победителей и лауреатов – какими должны быть современные российские учителя и организаторы образования. Немаловажно и то, что отмеченные на конкурсах становятся экспертами, которые во многом говорят от имени всего учительского сообщества.

– Выходит, «рупор эпохи» – это про Вас?

– Пожалуй, не так громко, как у Маяковского, но все–таки что–то в этом есть! Учитель, отмеченный государством, может сформулировать проблемы современного учительства, предложить пути их решения, выразить интересы педагогов в публичном пространстве. Такой учитель способен стать источником инноваций в образовании: он видит перспективы развития образования. В то же время он – хранитель лучших традиций российского образования, секретов нашего учительства.

– В свое время Вы поступали в медвуз, но в итоге стали учителем. Не жалеете?

– Ни капельки! С возрастом особенно понял, что работа в школе – мое призвание. Я люблю детей, общение с интересными людьми. Самое большое удовольствие мне приносит процесс совместного с детьми открытия нового знания. Ученики помогают мне почувствовать ритм современной жизни, дают заряд новой энергии. Я же, в свою очередь, даю им новые знания и поддерживаю их в творческих начинаниях.

– А каким, на Ваш взгляд, должен быть российский учитель?

– Считаю, что он обязан уметь пройти по «тонкому лезвию» выбора целей воспитания. Вот, смотрите, часто говорят: мол, нет профессии хороший человек. Я не люблю это высказывание: оно нередко служит оправданием безнравственных поступков. И я уважаю тех людей, которые сумели стать подлинными профессионалами своего дела.

У хорошего учителя в результате воспитания ученик станет, прежде всего, хорошим человеком, который уважает окружающее сообщество и государство, умеет любить людей и дело, которому он служит. При этом наши ученики должны стать компетентными в своей выбранной профессии и конкурентоспособными в современных условиях: в этом я вижу свою основную задачу.

ПРОГУЛКИ С СОКРАТОМ

– Вы не раз заявляли, что сегодня роль и значение учителя претерпевают кардинальные изменения. Что стоит за этим?

– В связи с возрастающим воздействием на общество и, в частности, ученика IT–технологий уходит значение педагога как посредника информации. И, на мой взгляд, учитель теперь должен становиться посредником общечеловеческих ценностей, организатором коммуникаций, подсказывать ученику, куда ему нужно обратиться за решением волнующих его вопросов, что еще почитать, как получить дополнительные компетенции.

Словом, педагог должен превратиться из учителя массовой школы в проводника по жизни. Аналогия из древнегреческих времен: Сократ, гуляющий с учениками по берегу моря и беседующий с ними о жизни, наполняя содержанием знаменитую надпись на стене храма Аполлона в Дельфах «Познай самого себя!».

– Да, но за этим должна меняться и сама российская школа, не так ли?

– Совершенно верно. Если до нынешнего дня она просто обеспечивала связь между поколениями, то сейчас в связи с нарастанием цифрового потока нам нужно создавать новую школу. И в ней образование должно стать не просто проектированием из прошлого, а предвосхищением будущего.

Почему? Да просто потому, что та восхищавшая мое поколение «Гостья из будущего» Алиса Селезнёва для нынешних ребят уже гостья из прошлого: они уже мыслят совершенно по–другому. И мы, педагоги, обязаны понимать, чему нужно учить их сейчас для того, чтобы они вошли во взрослую жизнь с тем багажом знаний, который будет востребован будущим.

В этом смысле основополагающим для меня стала максима, сформулированная Нобелевским лауреатом, английским писателем Джоном Голсуорси: «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет»
.

Считаю, школа должна управлять не процессами, как сейчас, а планомерным созданием среды. Это точно так же, как управлять средой, например, в Перми. Мало построить набережную Камы, нужно привязать к ней значимые события, создать ее бренд. Как пример: тренировочные пробежки здесь перед уже ежегодным Пермским международным марафоном.

МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ СРЕДОЙ?

– Можно: через «цифру», медиа! Есть огромное число инструментов, которые бизнес уже начал использовать. А вот школа их пока не применяет, хотя могла бы. Например, «Виртуальный офис», когда не нужно собирать педколлектив на совещание, а проводить его в режиме онлайн–конференции, доставать из облака задания и контролировать их выполнение. Да и роль директора, как управленца, становится принципиально другой.

И в этом смысле наша гимназия преобразовывается сегодня в цифровую школу. На фронтоне учебного заведения, которым я сейчас руковожу, написано: «Гимназия №7: гимназия самореализации». И здесь у нас заявлено пять школ: социального творчества, здоровья и спорта, арт–школа, изобретателей и медиа–школа. Таким образом, каждый ребенок сможет реализовать свои наклонности и желания для развития собственной личности. Не все пока у нас здесь получается, но мы упорно движемся в таком направлении.

Замечу, в этом нам помогают и родители наших учеников: критикуют и порой предлагают такие варианты, что у нас, учителей, просто расширяются горизонты восприятия действительности.       

– Разделяете ли Вы западные стандарты образования, предусматривающие только те знания, которые диктует надвигающийся шестой технологический уклад?

– Не разделяю. Считаю, что российское образование – это умение правильно действовать в любых жизненных ситуациях.

Уверен, что его задача – воспитывать разносторонне развитого человека, способного видеть смыслы окружающей его действительности, применять знания, умения на практике, умеющего формировать свой собственный смысл жизни. Наши воспитанники, став взрослыми, самостоятельными гражданами нашей великой страны, должны быть готовы к активному социальному творчеству, к изменению мира, общества и самих себя. И в этом смысле, убежден, учитель обязан помочь ученику прийти к самому себе.       

Павел Агапов


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов