Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Жизнь как она есть


Жизнь как она есть

В Перми представили российско–французский фотопроект 

Нет, ну вы посмотрите: у них – все, как у нас! – обращается ко мне одна из посетительниц фотовыставки в зале Пермской Арт–резиденции.

Смотрю: действительно, на черно–белом снимке – непрезентабельного вида мужик в дырявой майке–алкоголичке. На небритой физиономии – улыбка во весь рот, а за спиной явно подвыпившего весельчака – полуразвалившееся дощатое сооружение и какое–то подобие овощных гряд.

Еще одно фото: дородная хозяйка за закаткой нехитрых солений на фоне какой–то сараюшки, приютившейся на более чем скромном загородном участке.

Сколько таких картинок доводилось видеть нам, пермякам, в наших дачных местах! Но, внимание, эту серию «В рабочих садах» фотохудожник Ив Шлоссер снял в Берен–ле–Форбаке, созданном в 1960–х годах в рабочем городке каменноугольного бассейна Лотарингии.

Радость садоводства — на всех одна

В пояснении к своей серии Ив Шлоссер пишет: «В свои лучшие времена этот городок насчитывал до 12 тысяч жителей 27 национальностей. Квартплата и отопление здесь были бесплатны, около 250 семейных садовых участков представляли собой дополнение к столу, а физический труд и отдых на свежем воздухе для этих людей, которые весь день работали в темноте и шахтерской пыли, были поистине наслаждением.

Закрытие угольных шахт, завершенное в 2004 году, оставило городок в кризисном состоянии. Однако эти люди не падают духом. Посмотрите, они счастливы, выращивают и с гордостью собирают свои лук и капусту. Их садовый участок – как маленький остров покоя в океане глобализации. Сидя перед своим сараем, они до сих пор мечтают».

– Да это же точно наш Кизел! – продолжает просвещать меня все та же посетительница, и я с ней соглашаюсь: действительно, житейские заботы простых людей во всех уголках земного шара одинаковы.

Об этом же говорил на открытии фотовыставки руководитель Арт–резиденции, известный пермский художник Юрий Лапшин:

– Эта выставка – значимое культурное событие для нашего края. Она открывает для нас новые, малоизвестные страницы: как творчества наших гостей–фотохудожников, так и жизни граждан Франции. И заставляет по–новому взглянуть на нашу, российскую действительность.

И, оказывается, существуют одни и те же проблемы в жизни простых людей, их отношении к труду, повседневных житейских заботах: как во Франции, так и в России. И, оказывается, существует единый мир, в котором мы все живем.

В объективе — объективность

Фотовыставка, о которой идет речь, – главное событие большого совместного российско–французского проекта, стартовавшего 3 сентября в Пермской Арт–резиденции. Выставка продолжит работу до 28 сентября. Вход сюда – свободный. А сам проект реализуется при поддержке администрации города Перми.

– На выставке представлены: выставочная коллекция «Срезы французской жизни» фотографов–пленочников ассоциации Imago Lucis (Имаго Люсис) из города Кроля (департамент Рона–Альпы, Франция) и экспозиция «Расскажи историю» Пермского отделения Союза фотохудожников, фотоклуба «Пермь», студий «Мамонт» (Пермь) и «Сылва» (Кунгур), – поясняет координатор и участник выставки, член народного фотоклуба «Пермь», член Союза фотохудожников России Герман Столбов, известный под творческим псевдонимом Антон. – История нашей дружбы началась в 2012 году, когда «Ассоциация Уральп» (Урал и Альпы) пригласила пермских фотографов с выставкой в Гренобль. С этого момента такие выставки (коллективные и персональные) стали ежегодными.

Французские фотографы впервые приехали в Пермь в 2015 году, и их работы вызвали большой интерес у пермской публики. Гости, в свою очередь, познакомились с новыми работами пермских авторов и с большим удовольствием путешествовали по Перми и Прикамью. Такие наши бренды, как пермская деревянная скульптура, наш балет, Белогорский монастырь, храмы Перми, Соликамска и Кунгура, произвели на них большое впечатление.

По словам Германа, на нынешней фотовыставке представлено около 100 работ. А условие к участникам одно: представлять фотосерии событий из повседневной жизни простых людей.

– В Пермь на этот раз приехали три автора: фотохудожники Жан Березне и Кристиан Декуан, скульптор Ален Бурдель: вместе с ним и его работами появится у нас и новое художественное пространство – мир французской деревянной скульптуры, – продолжил куратор. – А 15 ноября этого года мы проведем ответную акцию: откроем свою фотовыставку в Гренобле, где представим около ста своих работ.

Самогон — это традиция

…Вместе с Германом Столбовым рассматриваем французскую экспозицию. Здесь – серии работ о сенокосе в Альпах, ловле морепродуктов в департаменте Ла–Манш, фестивале парапланов в городке Люмбене, скейт–парке в Кроле, парижской театральной труппе «Слухи», сборе винограда в Бургундии и другие подборки.

Мы останавливаемся у серии «Самогонщики». У нас это понятие, во многом благодаря фильму Гайдая, резко отрицательное. А вот фотохудожник Бенуа Каппони сделал серию не без юмора и уважения к традициям французского села. «Каждый год в период праздника всех святых – время перегонки, – пишет он. – У наших самогонщиков есть разрешение перегонять ягоды на алкоголь. И потому к самогонщику Жерару приходят фермеры со своими перебродившими ягодами и фруктами, а возвращаются с алкоголем. А сам огромный самогонный аппарат дымится и брызгает водой, как старый локомотив. Это – очень важный период в деревне: встречи односельчан, когда можно поговорить обо всем. И откуда возвращаешься домой, слегка пошатываясь: потому что без пробы не обойтись».

68 лет с фотоаппаратом

У серии «Школа дзюдо в Бернене» мы разговорились с ее автором – Жаном Березне.

– Нет, я – не спортсмен, – улыбаясь, заявляет он. – Просто приятель попросил заснять тренировки в его школе дзюдо.

На просьбу рассказать о себе Жан уточняет:

– Мне сейчас 79 лет, а первый фотоаппарат я купил в 1950 на свои карманные деньги. И с тех пор непрерывно снимаю. Любимые темы: театр, спорт, будни и праздники моих соотечественников.

Я всегда хожу с фотоаппаратом, и как увижу что–то интересное – тут же снимаю. Многое в моем творчестве зависит от личного настроения, моих пристрастий. Стараюсь показывать жизнь как она есть. И я никогда не зарабатывал денег своим фотоаппаратом: фотосъемка – это мое хобби.

Впервые в Россию я приехал в 1960 году: участвовал в международном проекте. И с тех пор приезжал к вам неоднократно, знаю даже несколько фраз по–русски!

– А что вы считаете своим самым большим достижением в жизни?

– То, что мне удается сохранять здоровье, жизнерадостность и оптимизм. И, надеюсь, это передается и в моих снимках. Фотоискусством занимался и мой сын, но, к сожалению, сейчас он отошел от этого дела и полностью сосредоточился на своем бизнесе: он – владелец автосервисного предприятия. Однако надеюсь, что мои оба внука все же станут фотомастерами.

Не обошлось без «Делового INтереса»

Мы переходим в соседний зал, где размещена экспозиция пермяков «Расскажи историю». Если их французские коллеги, работающие по старинке с пленкой и представившие исключительно черно–белые снимки, то здесь – буйство цвета. Серии объединены общей сюжетной линией и эмоциональным настроением. Среди авторов – фотохудожники Валерий Амотник, Елена Ангальт, Виктор Мельник, Герман Anton, Анатолий Васильев, Виталий Волкоморов, Марина Долматова, Наталия Есина, Павел Жигалов, Кирилл Кузнецов, Александр Майоров, Елена Мусихина, Арсений Плешаков, Татьяна Семякина, Игорь Щербаков, Юрий Чернов, Владимир Чуприков, Андрей Чумаков. Приятный сюрприз – на входе останавливают внимание работы фотокорреспондента IN Михаила Чепкасова. Он представил здесь серию из пяти цветных снимков «Кузница на Пермской». А напротив – снимки Анатолия Долматова: серия из трех фото «ЗэКа», сделанные в пермской женской колонии.

– У них там – своя жизнь, – говорит мне автор. – Женщины и в заключении хотят выглядеть красивыми, элегантными: как они это понимают. И я постарался показать это посредством светописи.

Тема сидельцев – давняя в творчестве моего коллеги: в 1980 годах нас объединяла совместная работа в замечательной, той еще газете «Звезда». В конце 1980–х, когда Анатолий ушел в свободное творческое плавание, а в СССР заканчивалась приснопамятная перестройка, он сумел своим авторитетом лауреата международных фотовыставок пробить стену запретов тогдашнего режима и получить «добро» на посещение мест заключения.

Со своим фотоаппаратом Долматов объездил все тюрьмы и колонии Западного Урала. Так, он стал первым советским фоторепортером, побывавшим в лагере для политзаключенных «Пермь–35» (не путать с «Пермь–36»). Там сидели шпионы, перебежчики, угонщики самолетов, террористы. Снимки оттуда Анатолий публиковал в журналах – «Огоньке», японских и других зарубежных изданиях. И эти фотоокна в нашу тогдашнюю действительность, когда упал «железный занавес», многое рассказывали гражданам Страны Советов и всему миру.                 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений