Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Административный кондуктор


Административный кондуктор

Мэрия Перми намерена провести масштабную реформу модели транспортных перевозок в Перми. Касается реформа, в первую очередь, оплаты за проезд: теперь перевозчики перестанут забирать ее себе, и будут передавать непосредственно в бюджет. Городские власти взамен будут финансировать контракты с перевозчиками. Чиновники говорят о том, что такие требования продиктованы, комфортом пассажиров: будет пересмотрена система пересадок, внедрены единая тарифная политика и возможность дисконтной оплаты проезда.

Принять окончательную модель работы транспортной системы мэрии Перми предстоит к декабрю. Однако пока предложенные документы участники рынка называют «сырыми» и «неэффективными». Понимания правительственная реформа не находит, в первую очередь, у самих перевозчиков. По их мнению, неоднократно высказанному на публичных площадках, стоимость контрактов с городской администрацией не покроет расходы на требования к маршруту. Кроме того, транспортники опасаются, что администрация не исполнит свои обязательства своевременно, и расходы, возникшие из–за задержек выплат по госконтрактам, лягут на плечи самих перевозчиков. Тем более что прецеденты по невыполнению бюджетных обязательств администрацией Перми перед организаторами пассажирских перевозок уже есть.

По словам Романа Залесинского, начальника управления дорог и транспорта города Перми, уже в осеннюю сессию в Пермскую городскую Думу поступят проекты документов, предусматривающие развитие соответствующей инфраструктуры в Перми. Главное изменение в проекте новой транспортной модели: передача функции сбора выручки от продажи билетов муниципалитету – сейчас перевозчик получает право работать на маршруте и оставляет себе весь объем средств, полученных от оплаты проезда. То есть, грубо говоря, деньги получать перевозчики будут не за то, сколько пассажиров успели перевезти, а за то, сколько рейсов сделали.

Кроме того, в модели предусмотрены новые требования к возрасту автопарка, возможностям безналичной оплаты проезда и увеличению доли муниципальных перевозок. Администрация, вводя новую систему, хочет избавиться от несбалансированности маршрутов и расписаний; «гонок» водителей за пассажирами и конфликтов на маршрутах; нелегальных перевозок, которые наносят экономический ущерб добросовестному бизнесу, и «серых» зарплат водителей и кондукторов.

– Мы должны качественно, безопасно, в чистоте, в тепле, летом с кондиционером довезти пассажира от точки А до точки Б. На это направлены обновление подвижного состава, обеспечение электронными системами, низкопольность, кондиционирование, пересадочная система, – отмечает Роман Залесинский.

– Модель пока больше похожа просто на изменение потока денежных средств, чем на качественную реформу отрасли. Требования к нам понятны – непонятно, почему деньги при этом должен получать муниципалитет, – говорят перевозчики.

Среди главных проблем новой модели – в первую очередь, финансовая дисциплина городской администрации. С задержкой оплаты контрактов пермские перевозчики уже сталкивались.

– Раньше мы кассовые разрывы покрывали из выручки, выплачивали зарплаты водителям и кондукторам вовремя. Если мы передадим все в муниципалитет, а он хотя бы на месяц задержит выплаты, мы вынуждены будем задерживать зарплаты, – отмечают представители транспортных компаний.

Среди вызывающих вопросы пунктов реформы и новый механизм формирования лотов. Теперь они будут состоять сразу из нескольких маршрутов. Это фактически отрезает возможности захода на рынок предприятий малого и среднего бизнеса – у них просто нет возможности обеспечить перевозку. Однако в администрации уверены – «большие» лоты как раз позволят зайти на рынок новым качественным игрокам.

– Когда люди увидят «длинные» контракты на пять–семь лет с высокой рентабельностью, они купят новые автобусы и будут выполнять условия, заложенные в контракте. Возможно, это уже будет существующий бизнес, а возможно, на рынок Перми зайдут компании из Москвы или Екатеринбурга, – говорит Роман Залесинский.

С недоумением перевозчики встретили и новые требования по одномоментному обновлению транспортного парка. Транспортники спрашивают: на что мы должны покупать новые автобусы и ставить в них точки бесконтактной оплаты, если предполагаемыми договорами это никак не компенсируется? В проекте не предусмотрены стимулирующие выплаты для тех перевозчиков, которые будут обновлять и «цифровизировать» автобусный парк.

Еще одна проблема, о которой говорят и перевозчики, и администрация, – несбалансированность автобусных маршрутов. Однако пока администрация реального механизма изменения расписания общественного транспорта не предлагает. Более того, передача существующей сети муниципальных перевозок, вынужденной из–за экономической модели «подстраиваться» под часы пик в погоне за перевозками, «под крыло» администрации наверняка приведет к росту числа нелегальных перевозчиков.

– Предлагаемая реформа оправданна, она предлагает изменить взаимоотношения между тремя участниками процесса – населением, властью и перевозчиком. Планируется, что больше не будет убыточных маршрутов. Однако рисков, как для бизнеса, так и для пассажиров, хватает. Мы говорим о десятках аспектов, которые при работе новой модели просто не учтены. Кроме того, я вынуждена отметить, что пока у транспортников и администрации нет и какого–то общего видения реформы транспортной системы, – отмечает вице–президент Пермской торгово–промышленной палаты Елена Гилязова.

Фото Михаила Чепкасова     

КОММЕНТАРИИ

Денис ГВОЗДЕВ, генеральный директор ООО «Прокарт»:

Денис Гвоздев - Перевозчики не спорят с тем, что обновлять автобусный парк, держать его в нормативном состоянии необходимо, что необходимы изменения в самой модели организации перевозок. Но для нормальной работы транспортной системы, для ее развития необходимы соответствующие условия. Таким условием сегодня является гарантированный источник дохода – и неважно, каким будет этот источник: плата от пассажиров или выплаты со стороны единого заказчика.

Однако пока администрация в качестве единого заказчика не устраивает большинство игроков рынка. Почему? Потому что ситуация с выплатами от администрации сложная уже сейчас. Мы видим сдерживание роста тарифа, невыполнение обязательств по бюджетным платежам. Выплаты за перевозку льготных категорий граждан нам задерживают постоянно. Где гарантии, что при новой системе платежей на исполнение обязательств по контракту у городской администрации будет финансирование? Как застраховать риски? Как справляться с кассовыми разрывами?

Роман ЗАЛЕСИНСКИЙ, начальник департамента дорог и транспорта администрации города Перми:

Роман Залесинский - Задача власти – оказывать населению качественную социальную услугу, то есть в транспорте должно быть безопасно, комфортно, и он должен ходить строго по расписанию. Сейчас эти требования не выполняются. Более 50% автопарка на маршрутах старше 10 лет, срок эксплуатации 15–20% автобусов составляет 5–7 лет. Новый парк – это всего порядка 150–160 единиц транспорта. Главе города поступает множество жалоб, связанных с количеством пересадок, которые вынуждены совершать пассажиры за одну поездку.

Власти планируют активно привлекать к обсуждению новой транспортной модели рядовых граждан. Будет пересмотрена маршрутная сеть в части «кривых» маршрутов (они составляют 15–20% от общего объема), внедрены дисконтная система оплаты транспортных услуг и практика бесплатных пересадок. Перевозчикам власть готова предлагать длительные рентабельные контракты и индексировать их согласно прогнозам Министерства экономического развития РФ. Оплата будет производиться дважды в месяц: это авансовый и окончательный платежи.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов