Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Время перемен


Время перемен

В Перми обсудили проблемы маркетинга в переходный период.

Давным–давно китайский мудрец посочувствовал тем, кому довелось жить в эпоху перемен. В России эта эпоха не кончится, похоже, никогда. Но сочувствия никто не ожидает. Напротив, многие сегодня верят в светлое завтра и в то, что мир неуклонно развивается.

Именно об этом говорили эксперты и участники стола «Время перемен», которые собрались вместе, чтобы обсудить последние маркетинговые исследования потребительского рынка и прогнозы его развития.

Сразу оговоримся – далеко не все обещанные спикеры присутствовали на встрече. Так, представитель «Семьи» не пожелал открыть секреты успеха этой сети. Но в остальном разговор получился откровенным, ожидаемым и в то же время достаточно неожиданным.

НЕ ДО ЖИРУ

Последние несколько лет потребители экономили на покупках и приобретениях товаров даже первой необходимости – на продуктах питания, например. Введение санкций против России в этом несколько помогло, избавив претенциозных покупателей от ряда особо вкусных, но импортных продуктов. И вот сейчас, впервые с 2014 года, потребители стали охотнее приобретать многие товары. И не всегда – в реале.

– Пермские предприниматели миновали пик кризиса, но их ждет долгий период восстановления. При этом в Пермском крае поведение потребителей обусловлено уровнем дохода. Мы немного отстаем от крупных соседей, у нас меньше сетевых предложений на территории города, – отметил Дмитрий Клещев, эксперт, аналитик Центра прикладной экономики НИУ ВШЭ–Пермь. – Среди основных трендов рынка сегодня выделяются закрытие торговых точек в городе и уход бизнеса в онлайн, а также автоматизация многих процессов.

КУШАТЬ ПОДАНО

Процессы эти особо отчетливо видны на примере работы пермских предприятий общественного питания. Примеры привел председатель ассоциации «Рестораторы города Перми» Александр Гасенегер.

– Поначалу мы даже отчаивались, спрос на услуги кафе и ресторанов упал, – пояснил Александр. – Стали искать новые пути привлечения клиентов. Должен отметить, что уход в «онлайн» есть и в сфере общественного питания. Например, в последний год сильно обогатилась услуга «еды на вынос». Заведения теперь предлагают также и доставку, и возможность взять с собой и приготовленную заранее еду, которую можно унести с собой, а также блюда, которые будут приготовлены на заказ, но которые можно будет съесть дома.

Сегодня походы в ресторан стали тем же ярким событием, каковым были такие походы в советские времена. С той лишь разницей, что ресторанов в той Перми было не более десятка, и потому они не страдали от недостатка гостей – именно так называют своих посетителей рестораторы. Сейчас заведения общественного питания есть в буквальном смысле на каждом углу, и снижение спроса на их услуги сказывается на всем бизнесе в целом.

– Наблюдается падение количества посетителей. Каждый визит в ресторан становится для гостей каким–то событием. Рестораны сокращают площади, но улучшают качество обслуживания и делают акцент на уют, чтобы гости приходили сюда не ради еды или напитков, а ради самой атмосферы, – уточнил Александр.

Каждый ресторан решает эту проблему по–своему. Так, в сети «Хуторок» в некоторых его заведениях открыли бесплатные кулинарные курсы для подрастающего поколения. В ресторанах «Партизан» и «Правила» проходят интеллектуальные игры. И, разумеется, посетители вправе заказать себе любую еду.

Александр Гасенегер сказал, что владельцы ресторанов также пытаются сделать свои заведения более демократичными, снижают цены на блюда за счет уменьшения количества ингредиентов или использования более дешевых продуктов. А еще нынешняя обстановка на рынке еды дает возможность для полета фантазии – повара придумывают новые блюда и даже варианты еды. Это дает возможность снизить стоимость среднего чека.

– Классический стейк рибай стоит в среднем от 1200 до 1500 рублей, – пояснил Александр. – Можно этот кусок заменить боковым отрубом – и стоимость блюда сразу снизится до 600 рублей, а отличие во вкусе будет незаметно.

В целом же ситуация стабилизировалась, гости есть, работа – тоже. И пусть пока доходы не столь велики, как еще пару–тройку лет назад, но они есть.

ЯРКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

В своем деле надо быть уникальным, и тогда успех неминуем – убеждена Алена Кобылянская, одна из организаторов Red Market. Современного покупателя сегодня интересуют исключительно уникальные товары, будь то мода, еда или фестивали. Как пример – бизнес по изготовлению колец.

– Ребята делают кольца из разных старинных монет, из разных совершенно стран, – уточнила Алена. – Они продают не просто кольца, они продают историю, они общаются с потребителями, и привлекает клиентов именно уникальность такого предложения.

Алена Кобылянская также поделилась своим мнением о том, что ярмарки и фестивали становятся популярным форматом еще и потому, что собирают в одной точке тех представителей малого бизнеса, у которых нет своих торговых площадок, но которые могут предложить уникальные товары.

– Покупатели приходят не за чем–то дешевым, а именно за уникальным – и они хотят тратить на это деньги! Например, покупают черные бургеры, которые на вкус, как обычные, но уникальны по цвету, и их трудно найти в городе, – пояснила Алена Кобылянская. – Во время последнего фестиваля успешен был начинающий стартап, торговавший сыроедческими десертами.

Магазин полезных десертов стал самым успешным стартапом на Red Market. Именно из–за уникальности своей продукции – это мини–тортики, приготовленные без муки, яиц, молока и сахара. В основе каждого из них – орехи, свежие фрукты и ягоды, кокосовые сливки, какао, кэроб и другие продукты растительного происхождения. Каждый тортик делается вручную и получается особенным, непохожим на другие.

– Фестивали по типу фермерского рынка становятся все популярнее. Людям приятно видеть много уникальных брендов под одной крышей, – пояснила Алена Кобылянская.

ПОСПОРИМ?

Мнения экспертов по многим вопросам оказались диаметрально противоположными. Так, Алена Кобылянская настаивала на том, что много брендов в одном месте – пусть и на краткосрочный период фестиваля – это хорошо. А Дмитрий Клещев, аналитик, отметил, что в США сейчас наблюдается тенденция к закрытию универсамов и больших торговых центров. Потребители намного чаще стали посещать брендовые бутики любимых марок или делать покупки в интернете, а не тратить целый день, выбирая одежду в торговом центре. Выжить могут только те комплексы, которые могут привлечь большой поток посетителей за счет развлекательных площадок.

Елена Денисова, владелица торговой галереи премиум–класса:

– В Перми выживают заведения со стойкой концепцией и жесткой индивидуализацией. Демократичность – это средний класс, это массовое потребление, сфера которого сейчас испытывает падение. Да, есть демократизация, но, как ни странно, премиальный сегмент чувствует себя гораздо лучше в этих условиях. Мы видим, что рестораны, рассчитанные на более богатую аудиторию, – забиты. Взять, например, «One Гоги», «Чайку Заза» или недавно открывшееся кафе «Улитка», которые рассчитаны на класс выше среднего. Мы уже рассматриваем варианты увеличения площади ресторанов в своей галерее.

Матвей Настин


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов