Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Барьер непонимания


Барьер непонимания

Если верить поговорке «как год встретишь – так и его и проведешь», то березниковцам остается посочувствовать. Местные власти решили изменить схему движения общественного транспорта. При этом они, наняв компанию ООО «Агентство дорожной информации «Радар», провели некое исследование за почти четыре миллиона бюджетных денег. А обнародовали его данные для горожан во второй половине последнего рабочего дня ушедшего года, объявив попутно и публичные обсуждения, итог которых подводился 14 января.

Зачем нам общественность?

Судите сами. Сам момент объявления обсуждений – 29 декабря, когда все уже спешат готовиться к Новому году. Доступ к материалам обсуждения в администрации города был возможен только в рабочие дни – которые можно пересчитать по пальцам одной руки.

Многих горожан сбило с толку и то, что были объявлены не слушания, а обсуждения. Такой вариант, по действующему законодательству, позволяет провести его итоговое мероприятие в заочной форме. Спешно была зарегистрирована вторая муниципальная газета «Два берега Камы», в которой материалы к обсуждению были опубликованы аж 11 января.

Чем же так возмущены горожане? В первую очередь – непонятным сокращением и даже отменой маршрутов. Исследование заезжих экспертов, на котором основано обсуждение, зиждилось на мало понятных и экономически не обоснованных критериях. К примеру, одним из них стало совпадение маршрутов по двум основным улицам города – Пятилетки и Юбилейной. По принципу «нечего ездить по ним всем маршрутам». В расчет не бралось и то, что вынужденные пересадки заставят людей платить вдвое и втрое больше, чем прежде – почти 100 рублей за проезд до места назначения.

Исследователи не учли и главное изменение года – слияние двух муниципалитетов – Березников и Усольского района. Не приняв во внимание проблемы и специфику последнего, сегодня городская власть пытается заставить предпринимателей работать на далеких и невыгодных маршрутах бывшего сельского муниципалитета. Если руководство района, предлагая местным перевозчикам такие маршруты, делало некую компенсацию за счет прибыльных рейсов, то теперь такой поблажки нет – вези!

СОБРАЛИСЬ

Впрочем, новогодняя суматоха не помешала собраться на слушания почти трем сотням березниковцев. Для публичного мероприятия выделили помещение зала в администрации, где заседает городская дума – помещение, рассчитанное примерно на 50 мест. Многие желающие просто не сумели пройти и принять участие в обсуждениях.

При этом обсуждение проигнорировали и глава города, и депутаты –присутствовала лишь пара–тройка из них. И лишь один – административный директор «Азота» Владимир Иопа – дипломатично возмущался предлагаемой схемой изменения транспорта, где под секвестр попадали и автобусы, доставляющие работников его предприятия к проходной.

Однако вопрос от жителей – почему же власть хочет менять устоявшуюся схему транспортного движения? – повторялся вновь и вновь.

Когда «лучшее» — враг хорошего

В общем–то, березниковцы согласны с мнением, что нет предела совершенству, и потому хотелось бы, выйдя на автобусную остановку, немедля уехать в комфортном транспорте подешевле. При этом горожане считают, что в Березниках общественный транспорт работает нормально. Согласно исследованиям портала «Домофонд», северная столица Прикамья заняла шестое место в федеральном рейтинге городов. Причем, судя по приведенным данным, только за год положительная оценка березниковцев работы своего общественного транспорта возросла более чем на треть, составив восемь из возможных 10 баллов. В рейтинг вошел опрос 60 866 человек из 150 городов страны.

Краевой центр по результатам опроса в этом списке занял только 27–е место, набрав 7,6 балла. Чуть более четверти опрошенных оценили работу городского транспорта в своих поселениях на 8 и выше баллов, около половины – от 4 до 7 балла, остальные – на три балла и меньше.

Немного истории

Можно ли назвать такую оценку березниковцами работы своих транспортников случайной? И да, и нет! Город достаточно компактный, дальнее транспортное плечо его – лишь микрорайоны «Усольский» и «Любимов» на правом берегу Камы, в 10 с небольшим километрах от центра да плюс промплощадки градообразующих предприятий, расположенных кольцом вокруг жилой застройки города.

В советское время в городе ставка делалась на перевозку горожан троллейбусами. 15 маршрутов этого вида электрического транспорта довозили горожан не только до места работы, но и до садов и дач в районе загородного второго пруда. Свою долю пассажиров брало на себя пассажирское автотранспортное предприятие. Но и при этом перевозчики едва–едва справлялись с пассажиропотоками в часы пик.

Дальше стало хуже. С началом девяностых бюджетное финансирование ухудшилось, качество имеющейся техники стало снижаться. Времена бартера внесли свою изюминку в перевозку пассажиров. С подачи главы города Александра Мошкина, территория города была разделена на селитебную и внеселитебную. Мэр взял ответственность за пассажирские перевозки в черте жилой застройки, а доставка тех же горожан на градообразующие предприятия стала обязанностью работодателей. Руководители и собственники здешних заводов пришли на поклон к властям и организаторам пассажирских перевозок муниципалитета. В ходе долгих переговоров было принято решение, удовлетворяющее обе стороны. Городской транспорт возит людей до БТМК, «Соды», «Азота» и прочих градообразующих предприятий. Его эксплуатацию оплачивают не только заводчане–пассажиры, но и предприятия в виде выплат, бартерных товаров и т. д.

Вскоре транспортники потребовали у «Уралкалия» денег на покупку новой автотехники. Попытки руководства предприятия найти консенсус: мы вам деньги – вы новые машины на маршруты до наших рудоуправлений – не удались. Транспортники требовали денег и желали сами «рулить» автобусами.

Бывший на тот момент генеральным директором «Уралкалия» Александр Поликша предложил тогда свой вариант: купить автобусы себе, создать свой автотранспортный цех и самим возить людей на работу. Это предложение нашло поддержку у руководства и собственников компании во главе с еще молодым Дмитрием Рыболовлевым. И с тех пор – уже вот более 20 лет – калийщики ездят на работу на своих автобусах и бесплатно.

Вскоре один из руководителей муниципального транспортного предприятия благополучно его обанкротил, прежде отдав частникам междугородние перевозки, и пошел на службу к этим же предпринимателям. 

А что сегодня?

Сегодня в Березниках большую часть пассажирских перевозок осуществляют частники, часть – муниципальный перевозчик. При этом от бывшего троллейбусного изобилия на линиях осталось всего четыре маршрута. С приходом к власти в Березниках Сергея Дьякова было отменено большинство из действовавших 10 троллейбусных маршрутов.

Перевозками от муниципалитета занимается МУП «Водоканал», руководит которым депутат городской Думы Игорь Вылеток. Предприятие в 2017 году получило около 200 миллионов рублей выручки и понесло около 20 миллионов убытков. При этом стоимость предприятия упала почти вдвое: с 800 с лишним миллионов рублей до 417 миллионов.

Муниципалитет говорит, что пассажирские перевозки убыточны. На последней своей пресс–конференции главный транспортник и депутат Игорь Вылеток вместе с начальником УГХ Максимом Литвиновым утверждали, что себестоимость поездки в троллейбусе – 40 рублей, а в целом перевозка одного пассажира – почти 80 рублей. Досталось и «нехорошим» частникам, которые отбивают пассажиров, демпингуют и вообще ведут себя незаконно. Тут же была обнародована информация, что куда–то исчезли 300 тысяч пассажиров. Ответа на вопрос – куда? – получить не удалось.

Пресс–конференция посвящалась очередному повышению тарифов. Вскоре в Березниках стоимость проезда в городском транспорте составила 25 рублей – это самый высокий тариф в крае. В соседнем Соликамске – который и по площади больше, перевозка пассажиров осуществляется за 22 рубля, в Перми – за 20.

Частник — значит, неугодный

Поднять тариф, чтоб заинтересовать пассажиров в поездках на муниципальном транспорте (при этом власти сохранили стоимость проезда в троллейбусах на уровне 20 рублей), попробовали заставить и частников. Но многие на сделку с властью и поиску большей выгоды не пошли.

– Вряд ли нас заставят работать во вред пассажирам, – говорит один из частников Евгений Ворончихин. На его маршруте №8 поездка до сих пор стоит 20 рублей. Предприниматель мог бы возить и дешевле, но власти его «стыдят», мягко говоря. Ведь понятно, что муниципальному транспорту такие цены не под силу.

Один из предпринимателей, открывая новый, 33–й маршрут, возил пассажиров за 15 рублей. Властям не понравился такой демпинг, и они запретили бизнесмену выводить машины на линию. А у фирмы «ДИОС» власти вообще отобрали проложенный маршрут. Несколько месяцев предприниматели обкатывали 10–й маршрут, приучив людей к нему. Неожиданно его запретили, и вместо маршруток на линию вышли муниципальные троллейбусы маршрута №9. Но громоздкие и старые машины на здешних подъемах не очень быстры и потому люди больше пользуются иным транспортом.

Законы и власть сегодня держат частника в узком «стойле» строгих требований. Но это оказалось на пользу как самим предпринимателям, так и пассажирам. В отличие от муниципального транспорта у частников пассажиропоток только растет. У березниковских частных перевозчиков все машины не старше пяти лет. У муниципального же транспорта, как зло шутят предприниматели, «новая машина только у директора».

На пользу частникам пошло и требование по установке валидаторов – теперь они стали получать деньги от государства за перевозку льготников напрямую.

В споре истины нет

Местные СМИ пытаются свести вместе стороны и сообща обсудить транспортную схему для города. Увы, власти не идут на такой формат. Пресс–конференция без частников, организация и проведение публичных обсуждений также без них – хотя они перевозят в Березниках более двух третей пассажиров. И, на удивление, все работают в прибыль.

Перевозчики готовы взять и другие маршруты, открыть новые. Увы, найти консенсус с властями не удается. Ладно бы за десятком с небольшим перевозчиков в Березниках стояли лишь их личные денежные интересы. Но за ними – сотни работающих на маршрутах жителей Березников и соседних поселений, жители, которые хотят удобных маршрутов

В конце концов, частные перевозки – это тот самый местный бизнес, развитие которого в Березниках к сожалению, в минусе. Так, торговля практически отдана на откуп федеральным и региональным сетям. Бывшие местные торговые сети «Эфа», «Ярмарка», «Купец» сокращаются. Даже муниципальное ООО «Березниковский хлебокомбинат», которым руководит старейший депутат городской Думы Николай Зеленин, сокращает свои возможности. Так, от его некогда широкой фирменной торговой сети осталась всего пара точек, а в бывших торговых заведениях вовсю торгуют либо хозтоварами, либо конкуренты наладили свое производство.

Увы, сегодня огромные градообразующие предприятия основную часть налогов платят не в Березниках. Тут остается в основном лишь НДФЛ – подоходный налог работников – жителей Березников. И доход бюджета «на месте» зависит именно от малого и среднего бизнеса! На развитие которого по статье «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации» выделили из многомиллиардного бюджета города всего 95 тысяч рублей!

Чем закончится противостояние власти и частных перевозчиков – пока сказать сложно. Может, как в середине 1990–х или пару лет назад люди выйдут на площади и будут вести откровенный разговор на несанкционированных мероприятиях. Может быть, власти, используя административный ресурс, снимут напряжение и проведут свои проекты в жизнь. Но пока березниковцам удалось только выслушать их предложения и не удалось внести свои.  

Ринат Алиев


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений