Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Думать с аппетитом


Думать с аппетитом

В Перми прошла пятая встреча в рамках проекта «Вкусные мысли».

«Вкусные мысли» – необычный проект Пермской торгово–промышленной палаты и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Созданы они были для того, чтобы перевести общение из формальной плоскости в неформальную.

– Пермская торгово–промышленная палата — площадка, созданная специально для объединения бизнеса, – отмечает вице–президент Пермской ТПП, модератор проекта «Вкусные мысли» Елена Гилязова. – Основания для этого объединения могут быть самые разные: профессиональные признаки, общие задачи и проблемы – например, сотрудничество с властью или подготовка кадров. У нас уже есть рабочие группы – отраслевые объединения строителей, представителей швейной отрасли. Но мы столкнулись с тем, что большинство мероприятий построено по определенным стандартам – вещатель и слушатель. А чаще всего предпринимателям нужен именно диалог. Именно попыткой завязать такой диалог и, как мне кажется, удачной, стал проект «Вкусные мысли».

Палата проводит встречи проекта раз в месяц в различных ресторанах Перми: проект уже принимали в гости «Экспедиция», Arctic hall, «Улитка», La Botegga. На пятую встречу представителей бизнеса пригласил ресторан «Халва». Необычные и разные места проведения встреч – это своеобразный способ показать разные форматы успешного бизнеса и открыть пермским предпринимателям новые места для проведения мероприятий, а также подчеркнуть неформальный стиль общения.

Но «изюминка» «Вкусных мыслей» не столько в выбранных для общения местах, сколько в самом формате мероприятий, позволяющих совместно думать над проблемами, задавать самые неожиданные вопросы и разбираться в мельчайших деталях. Сегодня у проекта «Вкусные мысли» существует несколько форматов проведения. Первый – это встречи с экспертами, которым можно задать свои вопросы и получить реальные знания. Примером такой встречи стал мастер–класс Сергея Лекомцева «Эффективное общение. Споры». Второй – рассказ об истории успеха того или иного пермского предпринимателя. О том, как удалось создать успешный бизнес, рассказал Олег Ощепков, директор компании OZON GROUP и совладелец ресторанов «Маркс» и «Улитка».

– Если нас учат бизнесу, то делают это на историях успеха тех, кто преуспел. Но истории успеха Билла Гейтса, Стива Джобса, Генри Форда и прочих масштабных личностей мало переносятся на наши реалии, – говорит Елена Гилязова. – Все, кто в не очень дружественной бизнесу среде имеет свое дело и растет вместе с ним, – это те истории успеха, которые можно и нужно показывать в качестве состоявшихся бизнес–кейсов. Нам всем нужна обратная связь, пусть чужой – но близкий и понятный пример, разбор реальных ситуаций и примеры их решения.

Третий формат – это разбор реальных бизнес–кейсов вместе с экспертами и самими предпринимателями. Участники встречи, разбившиеся на команды, после получасового совещания выдают свои рекомендации для заявившихся участников. Первый такой «кейс–баттл» разбирал формат бизнес–встреч для филиала ООО «Нестле Россия» в Перми. На нынешней, пятой встрече, на которую собралось более 50 представителей пермского бизнеса, исследовали бизнес–кейс по продвижению от компании «ЕшьФреш». Специальным гостем мероприятия стал владелец сети магазинов «СемьЯ» Олег Чиркунов, а модератором дискуссии выступила вице–президент Пермской ТПП Елена Гилязова.

«Ешьфреш» – это сервис доставки натуральных фермерских продуктов, куда свою продукцию сегодня поставляют 22 хозяйства Пермского края. Фермер изготавливает продукт непосредственно под конкретный заказ, предварительно оформленный на сайте, что обеспечивает гарантию свежести продуктов. Бизнес этот пока совсем небольшой, но ребята готовы расти и развиваться, возможность обеспечивать больше заказов у них есть. Но сперва эти заказы надо получить.

– Когда мы оценивали целевую аудиторию, мы рассчитывали на одних потребителей. По факту же наши продукции покупает две категории людей – любители фермерских продуктов, уже знающие о нас, и мамы детей–аллергетиков, которым необходимо специальное питание, – отмечает один из соорганизаторов «ЕшьФреш» Константин Соснин. – Сегодня нам хочется увеличить объем заказов и, соответственно, понять, на каких покупателей можно рассчитывать дополнительно и как их привлечь.

По словам Олега Чиркунова, одна из ключевых ошибок, которую допустили молодые организаторы «ЕшьФреш» на самом первом этапе, – непонимание, куда именно в результате своих действий хотят прийти создатели проекта. Сколько именно доходов они планируют получить? Сколько заказов оформлять? С ответа на эти вопросы надо и начинать разбор. А еще – с изучения чужого опыта.

– Когда мне в голову приходит очередная новая для Перми бизнес–идея, – поделился собственным опытом Олег Чиркунов, – всякий раз оказывается, что где–то в мире она уже реализована и работает либо признана негодной и невостребованной. И эти аналогичные бизнесы обязательно надо искать и учиться на их опыте и ошибках, перенимать их приемы, брать в основу чужие задумки. В мире существуют десятки успешных служб по доставке фермерских продуктов жителям крупных городов. Оцените их опыт работы, их бизнес–кейсы.

Участникам встречи предложили разбиться на команды и приготовить свои предложения для компании «ЕшьФреш». Константин Соснин озвучил проблемы, по которым покупатель отказывается от покупки фермерских продуктов: неудобство планирования покупки, долгая двухдневная доставка, желание купить продукт здесь и сейчас, потрогать и попробовать его и традиция ходить всей семьей по магазинам. Практически сразу же участники встречи выявили еще одно «слабое место» – недостаточное доверие потребителя к производителю.

Именно последний вопрос – большей открытости и повышения доверия – и стал ключевым в предложениях команд. Так, многие предприниматели предложили знакомить потребителей продукции с самими фермерами, делать репортажи с ферм и обзорные видеотуры. Прозвучало и множество более конкретных предложений по продвижению – например, создать презентационную корзину невысокой стоимости, чтобы «любители вкусненького» или покупатели, желающие «потрогать» продукт, за сравнительно небольшую цену могли бы получить порции самых разных видов мяса, сыров, молочной продукции, которые предлагает «ЕшьФреш». Кроме того, можно «планировать» меню покупателя заранее – например, предлагая не просто фермерскую курицу, но полный набор овощей, специй и мяса, а заодно и сам рецепт для приготовления чахохбили или цыпленка табака.

– Очень важно, чтобы вы донесли до потребителя мысль, почему фермерская продукция полезнее, вкуснее и качественнее. Пока вы такой мысли не доносите, и потребитель не понимает, почему он дожжен платить больше, почему нужно ждать доставки, он не покупает ваш товар, – отмечали участники «Вкусных мыслей».

Однако Олег Чиркунов, помимо ожидаемого предложения пройти с фермерской продукцией слепую дегустацию и пробовать заинтересовать в своем продукте сеть магазинов «СемьЯ», сказал, что, возможно, секрет развития «ЕшьФреш» в пересмотре самой изначальной бизнес–концепции.

– Сегодня вы позиционируете себя как служба доставки – но в Пермь просто пока не зашли серьезные игроки этого рынка, такие, как уже действующий в Москве Uber, и у вас нет конкурентов с большими ресурсами и возможностями, – отметил он. – Вам стоит сосредоточиться на продукте, который вы предлагаете, сделать уникальную общую площадку, где будут представлены фермеры Пермского края. И дать возможность потребителю связаться с фермером, заказать у него напрямую, даже минуя вас. Но вы со своей стороны будете консолидировать заказы с разных ферм и доставлять их – и это будет удобнее потребителю. Кроме того, давая потребителю возможность напрямую выбирать поставщика, обеспечивая их личную связь, вы снимаете с себя всю «головную боль» ответственности за качество продукции – теперь эти претензии будут предъявлять самим фермерам.

Молодые предприниматели их «ЕшьФреш» сказали, что услышали достаточно много новых мыслей и теперь видят направление, в котором стоит двигаться. А остальные предприниматели уговорили Олега Чиркунова еще раз встретиться с ними в рамках проекта и провести лекцию по одной из вскользь упомянутых в рамках «кейс–баттла» тем. Но про что именно расскажут на новых «Вкусных мыслях», которые уже запланированы на 25 июля, организаторы встречи пока просят не рассказывать…

Мария Ильина

Вкусные мысли

Фото: permtpp.ru


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений