Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Дык? Ёлы–палы!


Дык? Ёлы–палы!

Проект «Искусству быть!», который открыт в Центральном выставочном зале в рамках мультикультурного фестиваля «Спасибо, Пермь!» министерства культуры Пермского края, посвящён 75-летию победы в Великой Отечественной войне и призван показать неоценимую роль Перми (Молотова) в сохранении творческого потенциала Санкт-Петербурга (Ленинграда). Правда, на экспозицию пускают одновременно не более десяти человек.

Инсталляция из барачных бревен

- В рамках проекта «Спасибо, Пермь!» Пермская художественная галерея представила истории эвакуации трех крупнейших московских музеев в годы Великой Отечественной войны в Пермь. Нам так и сказали: мы Москву покажем, а вы – Питер, - начала рассказ о проекте и его концепции директор ЦВЗ Марина Фельдблюм. - Но это было нереально: во-первых, чрезвычайно краткие сроки исполнения. Во-вторых, питерские шедевры, которые были в эвакуации в Перми, нам бы никто не отдал. И столько денег в бюджете у нас тоже нет. Поэтому подумали и решили: питерская история нам интересна, но хотим подойти к ней с другой стороны. Почему люди спасали искусство ценой собственной жизни? Только ради того, чтобы сохранить его как материальную ценность? Конечно, нет. Искусство раскрывает креативную сущность человека, способность творить нечто ценное в духовном плане. И если не сохранить образцы искусства предыдущих поколений, то мы не сможем творить сегодня, не с кем будет вступать в диалог, не будет образцов для учебы, подражания и последующего развития.

На вернисаже представлено 100 живописных работ, еще порядка 50-ти – графика. Время создания – от военных лет до сегодняшних дней. Художественная задача – показать преемственность поколений, разнообразие школ и творческих методов, взяв за основу образ Петербурга как таковой, поскольку все, кто писал в Питере, так или иначе обращался к образу любимого города. Здесь и Александр Бенуа со своими иллюстрациями к Медному всаднику А. Пушкина, «Нос-всадник» Виктора Вильнера, «Адмиралтейство, вид с Вознесенского проспекта» Ивана Чемакина, «Петропавловская крепость» Павла Ивлева и др.

Графическая история – очень разнопланова: разные авторы - ведущие художники Санкт-Петербурга, разные временные пласты. Кураторы подают ее блоками, согласно архитектурным архетипам. Рефлексия художников на темы «петербургского мифа» позволяет зрителю не только окунуться в творческую среду Санкт-Петербурга, но и увидеть, осознать красоту и историческую ценность Северной Пальмиры. Художники откровенно любуются городом на Неве, величие которого особенно ярко выявил подвиг ленинградцев-блокадников.

Взаимосвязь и взаимовлияние Перми и Санкт-Петербурга – еще одна тема экспозиции. Здесь же можно познакомиться с листами современной художницы Аси Маракулиной. Она родом из нашего города, но в Северной столице стала успешной, известной и востребованной.

Все эти экскурсы еще и познавательны. Любой человек сможет погрузиться в историю СПБ, познакомиться с его памятниками. К примеру, узнать, кто такой кондотьер, где установлен этот памятник, почему к нему такое внимание, посмотреть, как разные авторы подходили к его изображению.

Объединяющая квинтэссенция выставки – тотальная, глобальная инсталляция Юры Штапакова, встречающая зрителя у входа на выставку. Петербургский гравёр, живописец, коллекционер и профессора графики переосмыслил историю с эвакуацией как арт-объект. Каменная глыба, как символ гранитных набережных Ленинграда, бережно опоясана, как оправой, монументальными деревянными опорами, символизирующими Молотов. Метафора прозрачна и емка: наши пермские деревянные боги укрыли под своё крыло шедевры музеев Санкт-Петербурга. Мало того, «поддержка» Петербурга Пермью дает историческую тень и реальное слово «Молотов».

По словам Марины Фельдблюм, все бревна - от реальных бараков, в которых жили эвакуированные во время войны. Их нашли в Краснокамске.

Самые питерские из питерских

Несколько залов отданы знаменитым Митькам - самому питерскому из всех художественных объединений, целой эпохе в новейшем искусстве Санкт-Петербурга.

- Откуда и почему возникли «Митьки»? – переспрашивает пресс-атташе ЦВЗ Ольга Анисимова. - Это самая знаковая питерская группа, которая олицетворяет собой вектор развития современного искусства от советского времени до наших дней. Казалось бы, их творчество - полное порицание прежних традиций, при этом в основе своей они на них очень плотно базируются.

В этом году «Митьки» отмечают свое 35-летие. Первая выставка неформалов прошла в октябре 1985 года тогда еще в Ленинграде в Доме ученых, где участвовали 12 художников. До этого был «квартирник» - домашний вернисаж, тогда это было модно. Там и утвердилось окончательное название. Книга Владимира Шинкарева о том, кто такие «Митьки», в самиздате вышла в 1984 году.

Их живопись наполняет выставку тем настоящим «питерским» духом свободы, которым пропитано каждое их произведение. Наверное, нет такого питерского творца, который не был бы причастен к творчеству «Митьков». Это и великие питерские рок-музыканты: Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, и поэты: Олег Григорьев, Владимир Уфлянд, и, конечно же, известнейшие художники: Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Александр Флоренский, Виктор Тихомиров, Андрей Кузьмин, Иван Сотников, Ирина Васильева и многие другие.

«Митьки» – это питерское мировоззрение, питерский стиль, питерский дух. Это ощущение полноты жизни, радости каждого дня, веры в будущее и благодарность прошлому. Именно поэтому в ЦВЗ с уверенностью говорят: «Искусству быть»!

- Нынешняя юбилейная выставка должна была состояться в 20-х числах ноября в Минске. Но Минск странно промолчал, видимо, в связи с политическими событиями, - неспешно начал повествование главный «митек» Дмитрий Шагин, который и дал имя целому направлению в искусстве: так его в детстве называл отец, тоже художник, Владимир Шагин. - И тут к нам обратилась искусствовед Лена Тюнина, дескать, вот готовится выставка, правда, не «Митьков», но про связи Петербург-Пермь. Так мы оказались здесь, представив ретроспективу работ с начала 70-х прошлого века по сегодняшний день. Все они из моего личного фонда и частной коллекции Кирилла Авелева, издателя «Невской башни».

Общие «сестренки»

Одна из центральных картин – «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». Взамен убитого царевича Ивана. Нарисована она сообща специально для Третьяковки на место картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван».

- Там такая история, - продолжает свой обзор Дмитрий Шагин. – Картину Репина  хотели запретить, потому что она исторически не отвечает образу Ивана Грозного, мол, никого он не убивал. Может, и так. И мы нарисовали точного размера репинскую картину. Один в один. А подрамник сделали в точности как в фильме «Старики-разбойники», когда герои крадут картину и вешают табличку: «на реставрации». И мы предложили: убрать Репина на реставрацию, а на место его картины повесить нашу. Третьяковка испугалась. Тогда мы ее выставили в ЦДХ, где в 2013 году была выставка одной картины. Но в результате все-таки картину Репина испортил какой-то маньяк. История закольцевалась. Так что, может быть, Третьяковка, наконец, согласится на наше предложение. Готовы отправить ее туда прямо из Перми.

Из недавних работ – и картина, созданная к столетию Карла Маркса. Она специально написана для Русского музея. На ней «Митьки» уговаривают Карла Маркса не писать «Капитал».

- Как известно исторически, когда Маркс написал первую часть, призадумался. И писать вторую не стал, хотя Энгельс постоянно посылал ему деньги, а он отнекивался: болею, то да се, - хитро улыбается в бороду Шагин. - Менделеев написан тоже в 2019 году. Была большая акция на ступенях Эрмитажа, где мы всей группой рисовали первые 65 элементов его таблицы. Кто - один, кто - два элемента. А это - заглавная работа с самим Менделеевым и первыми элементами его таблицы.  

Вот «Митьки пишут письмо». Как известно, казаки писали письмо турецкому султану. После чего тот обиделся и всех покрошил. Так что кому пишут «Митьки» – непонятно. Точнее, известно, конечно: мы писали губернатору Санкт-Петербурга, когда нас выгнали из нашей митьковской ставки. Нас здесь 12 – как апостолов. Почему-то на картине нет Васи Голубева. Многих, к сожалению, уже нет в живых. Нет Ивана Сотникова, Владимира Яшке, Володи Тихомирова. Это был 2005 год. Сейчас нас чуть больше, человек 15.

Работа «Кто виноват и что делать?». Герцен и Чернышевский ведут извечный русский диалог. Тут же карта России, в центре – «Черный квадрат» Малевича как главный символ русского авангарда. Главные лозунги - духовность и патриотизм. А виноваты кто? - Кумовство, взяточничество, коррупции – из-за чего все беды в России. На танке вывозят деньги. А это - американский рай, его символы – Микки Маус и небоскребы-близнецы, которые позже были уничтожены. Бутусов вверху картины поет: «Гудбай, Америка!..»

Картина Александра Горяева «Митьки выступают на дне рождении Джона Леннона»: музыкант Владимир Рекшан, я, Горяев и Андрей Кузнецов. Все так и было! Андрей вдруг упал со сцены в зрительный зал на руки фанатов. Хорошо хоть не в оркестровую яму.

Картины с частушками не все выставлены по цензурным соображениям. Потому что многие - на грани фола. А это «митьковские» сестренки – так мы называем всех женщин. А мы – братушки. Это маленькая работа, но иногда мы натягиваем холст и пишем все одновременно, каждый свою часть. И зрителей привлекаем. Это было 8 марта 2006-го, одно из первых в нашей новой ставке. 

А это - работы на ткани Татьяны Шагиной, моей жены, тоже художницы, в рамках проекта, посвященного высказываниям Козьмы Пруткова – вон он козыряет в бескозырке. Но там есть и «митьковские» афоризмы, скажем слово «дык», которое означает все на свете – радость, удивление, недоумение.

«Примитькивизм» и его предтечи

- Чтобы дать название нашему жанру, искусствоведы бьются не один год. Было даже «примитькивизм», - вступает в оживленный разговор «митек» Андрей Филиппов. - Но у нас свой оригинальный стиль, ни на кого не похожий. Более того, мы даже не очень похожи на наших учителей. Да и друг на друга тоже. У нас общее мировоззрение и пластический жест. Но признание приходит с годами. Как к Ван Гогу, который при жизни фактически не продал ни одной картины. И «арефьевцы» при жизни работали малярами, в кочегарках, как и Митя Шагин, который отработал там 15 лет. А сегодня их работы выставляются и в Третьяковке, и в Русском музее. О них написаны целые тома.

Кстати, об «арефьевцах». «Арефьевскому кругу» художников, или Ордену нищенствующих живописцев, как они сами себя называли, посвящен отдельный зал. Это неформальное объединение независимых ленинградских художников возникло в конце 1940-х гг. В состав группы входили Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин и Валентин Громов (род. 1930). К «арефьевскому кругу» примыкал и поэт Роальд Мандельштам.

- Это портрет моего отца Владимира Шагина, это сам Арефьев, Родион Гудзенко – могучая кучка, предтечи, мои учителя, – глаза Шагина наполняются любовью и теплотой. - Я учился у Васми, а Кузнецов и Филиппов – у моего отца. Мама тоже есть – Наталья Жилина. В зале – настоящая шпалерная развеска, очень тесная, как было тогда, на первых выставках, когда помещения были маленькими. Это зал андеграунда и дань памяти и уважения нашим отцам. Здесь же знаменитые гравюры Васи Голубева – «Митьки дарят свои уши Ван Гогу», спасают Маяковского, это 86-й год и тоже уже классика.

Маргарита Неугодова

Фото: ЦВЗ


IN-календарь
INосказательно
Марина ШИЛОВА, шеф–редактор газеты Dеловой INтерес

Приближающийся Новый год отличается от предыдущих ставшей привычной приставкой НЕ 

Олег ЖДАНОВ, президент Пермской торгово–промышленной палаты

2020 год внес серьезные коррективы в работу бизнеса. Ситуация изменилась кардинально.  

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель Группы компаний «Налоги и право», председатель попечительского совета АНО «ЦПП «Общественная инициатива»

Краевой парламент на пленарном заседании принял сразу два законопроекта в поддержку бизнеса