Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Пермское эхо «Флаэртианы»


Пермское эхо «Флаэртианы»

XVIII Международный фестиваль документального кино посетили более десяти тысяч зрителей.

На открытии «Флаэртианы», всемирно известного фестиваля документального кино, его бессменный президент Павел Печёнкин назвал такое число: десять процентов всех представляемых картин тем или иным образом связаны с Прикамьем: они или снимались в нашем крае, или были сняты пермскими режиссерами. Всего же фильмы восемнадцатой «Флаэртианы» посмотрело более десяти тысяч зрителей.

Среди участников и гостей фестиваля, его победителей и членов жюри также немало пермяков.

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ С БОРИСОМ КАРАДЖЕВЫМ

На ретроспективе фильмов Бориса Караджева, многие из которых были сняты на нашей киностудии «Новый курс», зал всегда полон. Все десять представленных фильмов – а тут были и ленты середины нулевых, и самых последних лет – смотрелись и обсуждались с большим интересом. И те, которые рассказывали о творчестве и судьбах, зачастую трагических, наших всемирно известных писателей и поэтов – Осипа Мандельштама, Сергея Каледина, Виктора Пелевина, Евгения Рейна, и те, которые повествовали о нашей недавней истории. Они вызывают доверие, потому что об истории говорят те, кто сам ее творил, кто сам в ее событиях участвовал.

Таков, например, знаменитый «Эвакуационный роман». В годы Великой Отечественной войны, как известно, в наш город были эвакуированы из Ленинграда Мариинский театр и Вагановское училище. Тогда и начался этот продолжающийся и по сей день «роман» города и балета. В фильме принимают участие Сергей Слонимский – композитор, сын писателя Михаила Слонимского, Наталья Каверина – доктор медицинских наук, дочь писателя Вениамина Каверина, Михаил Герман – искусствовед, сын писателя Юрия Германа. А еще – Татьяна Пилецкая, Николай Боярчиков, Нинель Пидемская…

«Тринадцать ночей» – попытка документальной реконструкции одного из самых драматических эпизодов в судьбе Осипа Мандельштама: обстоятельства его ссылки в Чердынь. А стихи Мандельштама замечательно читают пермские ученые–историки Виктор Шмыров и Георгий Чагин, писатели Нина Горланова и Вячеслав Букур, скульптор Рудольф Веденеев, учитель из Соликамска Ирина Бодрова, медсестра Чердынской центральной районной больницы Наталья Кузьминых…

На ретроспективу фильмов Караджева приходили и совсем молодые люди, и те, с кем он вместе в свое время учился на физфаке Пермского университета. Конечно, после каждого из просмотров режиссера спрашивали, как он стал заниматься документальным кино, часто ли бывает в Перми, не было ли в его семье писателей или артистов…

Борис Яковлевич после выпуска из ПГУ, спустя десять лет, окончил еще и Всесоюзный государственный институт кинематографии, работал на Пермской студии телевидения, сотрудничал в качестве автора и режиссера с различными киностудиями и телекомпаниями, участвовал в создании более 60 кино– и телефильмов. Сейчас он руководитель мастерской режиссуры документального кино во ВГИКе.

– Пермь – город, где я родился. Мои дед и бабушка пережили войну здесь, мама отсюда ушла на фронт военным врачом. Те, кто родился накануне войны, были всего на каких–то десять лет меня старше, я общался с ними в детстве. Так или иначе война и послевоенное время стали частью и моей биографии, моей исторической памяти... Мой дед был ответственным за пожарную безопасность в Пермском оперном театре, – рассказывает Борис Караджев. – Он владел «секретом» химических растворов, которыми пропитывали горючие декорации. Я дошкольником много времени проводил в театре. Там еще оставались те, кто в годы войны работал вместе с питерцами из Мариинки. Поэтому тот же «Эвакуационный роман» для меня в какой–то мере автобиографическая картина.

ПИТЧИНГ ДЛЯ АЛЕКСЕЯ РОМАНОВА

Питчинг – это презентация кинопроекта с целью найти инвесторов, готовых его финансировать. По словам Павла Печёнкина, в прошлом году вместе с партнерами из Германии впервые провели «Флаэртиану–форум» – мероприятие, посвященное производству документального кино, объединяющее тренинги, мастер–классы ведущих мировых мастеров кинематографии и питчинг для документалистов. В этом году международный тренинг и питчинг получили специальный грант, что позволило увеличить количество российских участников и пригласить мировых экспертов. Организаторам прислали больше ста заявок: в том числе из Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Белоруссии, Азербайджана

…В шорт–лист вошли 38 проектов, среди которых был и один пермский: нашего талантливого кинорежиссера Алексея Романова. На слуху названия его фильмов: «Дом со всеми неудобствами», «Полено» (эту короткометражную картину показали на Каннском фестивале), «Бегущие вместе», «Коммунальное танго»)… Алексей Романов представил потенциальным продюсерам фильм «Принцип страсти» о художественном руководителе Пермского театра оперы и балета, дирижере Теодоре Курентзисе.

По словам Алексея, эту картину они с дирижером начали готовить пять лет назад:

– Мы с Теодором задумали документальный фильм то ли о революции творческого сознания, то ли о природе творчества вообще. И начали снимать здесь, в Перми…

Теодор Курентзис сам многое придумывал, постоянно импровизировал, азартно двигался вне всяких постановочных планов. В кадр, как сказал в одном из интервью режиссер, попадали разговоры на камеру, блестящие по драматургии репетиции и камерные мастер–классы, а также просто наблюдения из жизни.

ДЕБЮТ ЛЮБОВИ СОКОЛОВОЙ

На этой «Флаэртиане», как и на предыдущих, было множество мастер–классов и встреч. Названия говорят сами за себя: «Наблюдение как способ создания фильма», «Какую историю ты хочешь рассказать?», «С чего начинается фильм?», «Как звучит свет?».

Одна из наиболее интересных встреч была с Любовью Соколовой, журналистом и писателем, автором двух замечательных произведений: «Записки взрослой женщины» и «Последние». Разговор получился очень интересным, но главное, Соколова прочитала небольшой впечатляющий отрывок из новой книги, рабочее название которой звучит интригующе: «Город Темь на реке Тама».

А еще у писательницы на этом фестивале состоялся дебют: ее впервые пригласили в жюри национального конкурса «Российская флаэртиана». В жюри этого конкурса также входил московский режиссер, лауреат многих фестивалей Елена Ласкари, а возглавлял его Виктор Скубей, продюсер, президент ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения». Сама же дебютантка окончила Пермский политехнический институт, трудилась конструктором и метрологом, преподавала электротехнику. С начала девяностых работала в телекомпаниях ВЕТТА, «УралИнформ ТВ», сотрудничала с киностудией «Новый курс» в качестве сценариста и режиссера, училась в Интерньюсе…

Всего в национальном конкурсе историй «о людях и для людей» участвовало 14 фильмов.

–…В жюри нашего конкурса оказались очень доброжелательные, деликатные и добросовестные люди. Глубоко профессиональные – это в первую очередь. Обнаружить, что я на одной волне с ними, мировоззренчески на одной волне, было очень радостно, – рассказывает Любовь Соколова. – Не скажу, что мы сразу во всех оценках сходились. Мы много разговаривали, корректируя свои позиции. Коллег, например, напрягало мое упорство в отношении фильма «Кино для Карлоса». Лента поразила. Во–первых, это сатира. А знаете ли вы, что средствами doc можно снимать сатиру? Я не видела такого никогда прежде…

Меня тронул фильм «Петь» Ольги Короткой, «Россия–Польша», снятый в Туве. Национальная традиция запрещает девушкам заниматься горловым пением. Не то чтобы официально запрещает, есть классы в училище культуры, но учителя отказываются обучать девушек... Пять лет наблюдений. И вот всего за пять лет вековая традиция изменяется. Лента удостоена «Специального упоминания жюри» за «Критический анализ гендерных стереотипов». Очень интересным показался мне и фильм «Дым Отечества» Алексея Погребного: о судьбе вятской актрисы Ольги Булычовой, уехавшей в начале 1990–х в Амстердам, это к вопросу об эмиграции.

Но вот фильм – потрясение – «Небесный тапер» Сергея Ландо: об уникальном человеке и таланте Олега Каравайчука, воплотившего в своей музыке «дух Петербурга». Он тоже удостоен «Специального упоминания жюри» – за откровенность и художественность раскрытия образа героя.

Мне вообще кажется, что в этом году по сравнению с предыдущими национальный конкурс был наиболее сильным.

А вот относительно фильма–победителя в жюри споров не было вообще, наше мнение оказалось единогласным. Фильм пермского режиссера Ольги Аверкиевой «Вырваться. История любви» идеален как в социальном, так и в кинематографическом плане, и он полностью соответствует духу Флаэрти.

ПОБЕДА ОЛЬГИ АВЕРКИЕВОЙ

Картина получила «Малый золотой Нанук» – как лучший фильм национального конкурса.

Ольга Аверкиева – режиссер молодой. Она, не уезжая далеко, выучилась в мастерской документального кино Павла Печёнкина и Рашида Давлетшина в Пермском институте культуры, окончив его пять лет назад. Она уверенно идет вперед, снимая кино, которое называют социальным, и многие считают это направление не слишком престижным. За пять лет режиссер сняла пять фильмов, каждый из которых, думаю, можно назвать остросоциальным: «Блудный сын», «Почтальоны счастья», «Маленькие ангелы Нины Горлановой», «Детский мат», и теперь вот «Вырваться».

«Вырваться. История любви» – фильм пронзительный, глубокий, искренний, как сама режиссер. Это история о том, как трем воспитанникам психоневрологических интернатов Пермского края удалось вернуть статус дееспособности, начать обычную, такую для них желанную жизнь. Сегодня практика такова, что воспитаннику интерната практически невозможно покинуть учреждение, если только нет семьи, готовой принять его под свою ответственность. Герои фильма смогли вырваться на свободу, став участниками проекта благотворительного фонда «Дедморозим» «Вернуть будущее». С согласия администраций учреждений все они осенью 2015 года начали учиться в техникуме для инвалидов. Фильм так и начинается: трое его героев мчатся по дороге – вперед, наперекор судьбе!

Пересказывать содержание – дело неблагодарное. Скажу лишь только, что в фильме – настоящая животрепещущая история, история жизни и любви, разворачивающаяся на наших глазах. Это авторское профессиональное кино, сделанное с огромной любовью, сочувствием, желанием помочь.

И, похоже, совместными усилиями проблему можно решить. Ольга говорит, что довольно долго беседовала на эту тему с председателем международного жюри фестиваля, американским режиссером Майклом Коллинзом, который имеет собственный бесценный опыт продвижения фильмов, реально помогающих людям.

Сама же режиссер отчасти видит выход в том, чтобы сделать документальное кино социальным инструментом. И приводит такую статистику: в нашем крае 87 подобных воспитанников психоневрологических интернатов, а в стране тех, кого можно признать дееспособными, – около восьми тысяч. После успеха фильма на «Флаэртиане» такой проект–продвижение Аверкиева вместе с подвижниками из фонда «Дедморозим» намерена осуществить.

«Жизнь длиною в детство». Таково рабочее название нового фильма, который сейчас снимает молодой пермский режиссер. И, скорее всего, через некоторое время  на «Флаэртиане» мы увидим еще одну потрясающую историю.               

Татьяна Черепанова

Кадр из фильма «Вырваться»


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений