Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Молодым везде у нас дорога


Молодым везде у нас дорога

Студотряды в Прикамье насчитывают уже полувековую историю.

Студенты всегда были активной движущей силой. Энергия молодых всегда искала применение: именно студентам принадлежали самые яркие инициативы, они брали на себя самые сложные дела и стремились быть «впереди планеты всей». Юношеский максимализм двигал горы, а молодые люди генерировали и воплощали в жизнь миллионы идей. Или, как сказали бы сегодня, общественных инициатив.

Одним из таких начинаний было и остается движение студенческих отрядов самых разных направлений – строительные, отряды вожатых, проводников, реставраторов, сельхозотряды и так далее. Это особая атмосфера, состояние души, другой темп жизни.

И студенты не только серьезно работали – одновременно шла активная общественная жизнь: различные мероприятия, концерты, встречи с ветеранами, агитпробеги по территории области…

СТУДЕНТЫ—ДОБРОВОЛЬЦЫ

Движение студенческих отрядов зародилось в 1959 году, когда 339 студентов–добровольцев физического факультета Московского государственного университета во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину. В совхозах Северо–Казахстанской области они построили 16 объектов. В следующем году в строительстве участвовало уже 520 студентов МГУ. Первая построенная ими улица в совхозе «Булаевский» в Северо–Казахстанской области называлась Университетской.

В Пермской области первые студенческие отряды появились в 1964 году. Как утверждает статистика, к 1977 году сформирован самый большой по численности областной отряд – 10 259 человек: стройотрядовцы работали на строительных объектах практически во всех районах Пермской области.

Студенческие отряды стали символом эпохи шестидесятых, семидесятых годов. Тогда вузовская молодежь вписала легендарные страницы по освоению целинных земель в Казахстане и Сибири. Вот несколько цифр: в сельскохозяйственный оборот страны было дополнительно введено 42 млн гектаров пашни и получено 42 млн тонн зерна, а общий валовой сбор хлебов в стране достиг небывалого уровня –125 млн тонн.

ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

В 1971 году по постановлению бюро Пермского обкома комсомола был создан студенческий отряд «Проводник».

В него входили 90 человек, которые должны были обслуживать летние пассажирские перевозки на железной дороге. В составе отряда проводников работали студенты Пермского государственного университета – 29 человек с экономического, филологического, биологического, юридического факультетов. А также студенты Пермского политехнического института и Пермского государственного педагогического института. Но это было действие, которое оформило уже существующее явление. Дело в том, что уже 1963 году в Пермском резерве проводников работали первые семь студентов в качестве проводников и мойщиков пассажирских вагонов.

В 1972 году был образован зональный штаб, организация стала зональным студенческим специализированным отрядом проводников (ЗСОП) под руководством Светланы Афанасьевны Левченко. Вводится система соцсоревнования. Студенты обслуживают поезда по направлениям: Пермь – Соликамск – Москва, Пермь – Адлер. Количество отрядов быстро растет, постепенно в состав входят студенты разных вузов Перми.

При этом студенты–проводники в Советском Союзе успевали всюду: они помогали детским домам, благоустраивали территории, участвовали в многочисленных субботниках. Традиционно ребята участвуют в подготовке и проведении юбилейных дат Победы в Великой Отечественной войне. Проходит сбор информации о фронтовиках, тружениках тыла – железнодорожниках и преподавателях вузов. Ветеранам оказывается шефская помощь.

Отряд работает до сих пор. Свое название «Урал–cервис» организация получила в 1978 году. Профессионализм студентов–проводников не ставится под сомнение: ребятам доверяют обслуживание фирменного скорого поезда «Кама» «Пермь – Москва».

В 1984 году в расписании вокзала «Пермь II» появляется фирменный студенческий поезд № 513 «Урал–сервис» сообщением «Пермь – Симферополь». В то время это был третий в СССР поезд подобного типа. Студенческие отряды осуществляли предрейсовую подготовку составов, обслуживали пассажиров в качестве проводников и официантов вагонов–ресторанов. Пассажирам фирменного студенческого поезда в пути следования предлагались различные досуговые программы (концерты, шашечно–шахматные турниры, кукольные спектакли, радиопередачи и викторины), работали детское купе, театральная касса. В дальнейшем «Урал–сервис» стал первым поездом, где был организован вагон–видеосалон и внедрена услуга «заказ такси». На этом поезде работали только самые лучшие студенческие отряды.

Практиковалась среди студентов и проведение «Дней ударного труда» (как правило, три в сезон). Заработная плата за эти дни (порядка 36 часов) перечислялась в различные фонды, как то: на строительство города Гагарин (подшефный объект Всесоюзного студенческого отряда), в помощь молодежи развивающихся стран (Лаоса, Вьетнама, Кампучии и т. д.), на строительство монумента Победы на Поклонной горе и т. п.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

В девяностые годы прошлого века студот­рядовское движение в Прикамье практически замерло. Время было неспокойным, нестабильным, и молодые люди устремили свою энергию по другим направлениям. Скорее, это было выживание и поиск своего места под солнцем. Но все проходит, стали историей и эти времена перестройки и преобразований. В начале этого века студотрядовское движение возрождается.

Как сейчас складывается жизнь студенческих отрядов? С 2007 года Пермский региональный межвузовский центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников, по поручению Министерства культуры и массовых коммуникаций, выполняет функции Краевого штаба молодежно–студенческих отрядов и является региональным представительством МООО «Российские студенческие отряды».

Конечно, студенческие отряды сегодня совсем уже не те, что были полвека тому назад. Движение приобрело иные формы: появились и активно развиваются новые направления деятельности студенческих отрядов – строительные, педагогические, сервисные, охранные, отряды спасателей, журналистов, аниматоров, круглогодичные проектные формы временной занятости студентов, не мешающие учебному процессу. Ежегодно в студотрядах и трудовых бригадах Пермского края работает около трех тысяч человек.

31 октября во Дворце молодежи состоится Фестиваль студенческих отрядов Пермского края «Точка слета. Прикамье». Это – официальное закрытие трудового семестра 2015 года. На слете собираются показать себя различные студенческие отряды, а организаторы готовят интерактивную программу и награждение победителей конкурсов студотрядов.

Арина Львова


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».