Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

«Крест» ставить рано


«Крест» ставить рано

Из–за экономического кризиса приостановлена реконструкция Чусовского металлургического завода.

Судьба одного из моногородов Пермского края – Чусового – по–прежнему остается одной из самых обсуждаемых и в администрации губернатора Пермского края, и среди жителей Прикамья. До конца неясна ситуация со строительством на площадке АО «Чусовской металлургический завод» (ЧМЗ) нового трубно–сталеплавильного комплекса.

Реконструкция завода для Чусового – это не просто вопрос появления нового производства. Еще в 2013 году на чусовском заводе была демонтирована устаревшая доменная печь, ранее – остановлены мартеновские печи и часть прокатного производства. Новый комплекс должен был заменить закрытые устаревшие производства, обеспечив работу для чусовлян и отчисления в бюджет.

Жители Чусового уже написали петицию, адресованную Президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой спасти город – то есть спасти завод, который является градообразующим предприятием. К вечеру вторника, 24 февраля, свои подписи под электронным документом поставили более 9 тысяч человек. Разместив онлайн–петицию в сети интернет, неравнодушные жители Прикамья надеются привлечь внимание руководства страны к ситуации с реконструкцией Чусовского металлургического завода.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ПЛАНЫ

Впервые о реконструкции градообразующего предприятия Чусового владелец завода – ОАО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) – заговорила еще в 2010 году. Тогда же появилась и программа «Комплексного инвестиционного плана модернизации города Чусового на 2010–2015 годы», утвержденная правительством Пермского края. Впоследствии в нее неоднократно вносились изменения, однако один из ключевых пунктов данной программы – реконструкция ЧМЗ и строительство интегрированного трубно–сталеплавильного комплекса – неизменно присутствовал во всех редакциях этого документа.

Еще в начале 2014 года в Чусовой приезжал президент «Объединенной металлургической компании» Владимир Маркин и представлял подробную информацию о ходе и сроках реконструкции одного из старейших заводов черной металлургии Урала, основанного еще в XVIII веке. По сути своей этот комплекс мер, который на «Чусовском металлургическом заводе» предполагала завершить до 2017 года ОМК, назвать реконструкцией в традиционном понимании этого слова сложно. Скорее речь шла о полном перепрофилировании предприятия и строительстве на его базе новых производственных мощностей.

Во время своего визита Владимир Маркин пояснил, что за последние десять лет ОМК направила в реконструкцию производств и строительство новых мощностей, принадлежащих компании, более 160 млрд рублей. В Чусовом инвестиции в строительство нового градообразующего предприятия должны были составить порядка 50 млрд рублей. Финансирование предполагалось за счет внебюджетных источников. Однако правительство Пермского края и лично губернатор Прикамья Виктор Басаргин, естественно, инициативу москвичей полностью поддержали, пообещав соответствующие госгарантии.

Тогда же Владимир Маркин заявил, что, построив в Чусовом современный трубно–сталеплавильный комплекс – трубный стан и электроплавильный цех, – ОМК станет основным поставщиком бесшовных труб высокого качества для нефтегазовой промышленности. Помимо качественных и передовых труб в Чусовом планировался и запуск колесной заготовки для крупнейшего в Европе производства цельнокатаных железнодорожных колес на «Выксунском металлургическом заводе», который также входит в «Объединенную металлургическую компанию».

ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ. СТРОИТЬ.

Однако, прежде чем строить новое, надо было уничтожить старое. Поэтому в Чусовом закрыли часть производств, пообещав сотрудникам новые рабочие места.

– Для того чтобы построить новые производственные мощности, необходимо сначала демонтировать старое оборудование и цеха, – пояснил тогда Владимир Маркин. – На сегодняшний день производство в Чусовом, на котором работает около 4,5 тысячи человек, является убыточным вследствие изношенности основного оборудования. С запуском современного трубно–сталеплавильного комплекса город получит стабильное и прибыльное производство взамен изношенного и устаревшего.

Предполагалось, что прекращение эксплуатации старых мощностей и ввод нового оборудования позволит исключить до 70% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, уменьшить втрое сброс сточных вод в водоемы, многократно снизить водопотребление для технических нужд из реки Чусовой. Соответственно упадут затраты предприятия на «экологические» налоги и потребление ресурсов.

В рамках глобальной реконструкции предполагалось и модернизировать действующее производство, что позволило бы поднять на качественно новый уровень производство чусовской рессоры. Надо сказать, что до соответствующих санкций в отношении Российской Федерации со стороны Запада, Канады, США и Японии пермский завод был одним из крупнейших в Европе производителей автомобильных рессор. Еще недавно чусовское градообразующее предприятие выпускало порядка 400 типов рессор, являясь отечественным лидером в этом секторе с долей рынка более 60%, обеспечивая ими все ведущие российские автозаводы, а также поставляя свою продукцию на экспорт.

ПОШЛО НЕ ПО ПЛАНУ…

Однако руководство ОМК, когда приступало к реконструкции и Чусовского металлургического завода, никак не могло предвидеть введение в отношении Российской Федерации санкций, а также стремительного роста курса доллара в конце прошлого года. Дело в том, что оборудование, которое предполагалось закупить при строительстве нового трубно–сталеплавильного комплекса и впоследствии задействовать, не производится в России и не имеет соответствующих аналогов. Вместе с иностранной валютой подорожали и его цена, и стоимость строительно–монтажных работ, а значит, пропорционально и конечная «цифра» проекта реконструкции. Сегодня это уже не 50 млрд рублей, которые ОМК планировала вложить в строительство нового трубно–сталеплавильного комплекса, а втрое больше.

Кроме того, после изменения ключевой ставки Центробанком ОМК стали недоступны заемные средства на подорожавший проект, так как проценты по кредиту попросту не окупаются даже при введении завода в эксплуатацию в кратчайшие сроки. Под вопросом и начальные 50 миллиардов вложений – часть этих денег ОМК собиралась взять в кредит у Сбербанка, который вынужденно изменил условия предоставления средств.

РАНО ПАНИКОВАТЬ

Впрочем, окончательно отказываться от реконструкции производственных мощностей в Чусовом ОМК не собирается – компания уже вложила порядка 2 млрд рублей в этот проект, и «заморозить» его сейчас – значит никогда уже не вернуть эти деньги.

О том, что ставить «крест» на реконструкции Чусовского металлургического завода преждевременно, говорят и краевые власти. В частности председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов сообщил, что в настоящее время обсуждается вопрос относительно получения дополнительных госгарантий со стороны руководства ОМК. Если данный вопрос решится положительно, то у компании будет возможность открыть дополнительную кредитную линию в связи с удорожанием стоимости проекта реконструкции. В любом случае говорить о том, что проект реконструкции градообразующего предприятия «заморожен» и Чусовой – это новый Кизел, пока преждевременно.

СПРАВКА IN

Объединенная металлургическая компания (ОМК) – один из крупнейших российских производителей продукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. Компания была создана в 1992 году. В ее составе семь крупных предприятий металлургической отрасли: Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Республика Татарстан), завод «Трубодеталь» (Челябинская область), Литейно–прокатный комплекс (Нижегородская область), Чусовской металлургический завод (Пермский край), Благовещенский арматурный завод (Республика Башкортостан) и завод «OMK Tube» (штат Техас, США).

Екатерина Леонова

Фото: russos.ru


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО