Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Пермский Бэлза


Пермский Бэлза

Кажется, что в Перми, да и во всем регионе, нет человека, кто не слышал бы голос Галины Васильевны Баталиной – заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии Пермского края в сфере культуры и искусства, обладателя гранта фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва), преподавателя Пермского музыкального колледжа, музыковеда, лектора, журналиста. Ее голос звучал со сцены филармонических залов, зала музыкального колледжа, Дома Дягилева, дворцов культуры и сельских музыкальных школ… А ранее – в авторских программах пермского радио «Т–7», еще раньше – в транслируемой Интервидением на весь Советский Союз и страны соц-

лагеря детской программе «Музыкальный теремок». «Наш пермский Бэлза» – называли ее многочисленные поклонники, которые не стеснялись подходить к ней на улице после концерта, в транспорте, и восхищались ее даром нести слово. Слово о музыке.

В апреле нынешнего года Галина Васильевна могла бы отметить 75–летие. А вообще, 2020 год – год 55–летия ее творческой деятельности. Ровно пять лет назад в Органном зале отмечали полстолетия ее беззаветного служения Музыке. Она сама придумала название своему концерту – «Весна. Музыка. Любовь». И сама, как обычно, вела его – романтично, остроумно, элегантно, с подлинным достоинством королевы, очень деликатно и с большим пиететом по отношению к исполнителям, пересыпая конферанс редкими и уникальными фактами из жизни композиторов и истории создания их произведений. Так умела только она!

Она вообще все в жизни делала основательно. Если уж учиться – то непременно дойти до самой сути. Галина Васильевна окончила среднюю школу с золотой медалью, Пермское музыкальное училище (отделение теории музыки) и Уральскую государственную консерваторию (факультет музыковедения) – с отличием.

В музыкальном колледже она преподавала не только «Анализ музыкальных произведений», «Основы музыкальной критики» и «Духовную музыку», но и инициированные ею самою эксклюзивные дисциплины – «Музыкальная культура Прикамья» и «Арт–журналистика». Причем о современных тенденциях последних знала не понаслышке: в качестве нештатного корреспондента, начиная с 19–летнего возраста, более 20 лет была автором и ведущей музыкальных программ, около 20 лет проработала на краевом радио, подготовив несколько сотен передач (с выездом в города и села края). В разные годы в качестве критика, рецензента и журналиста писала статьи для пермских журналов и газет, а также в профессиональные издания федерального уровня, такие как «Музыкальный журнал» и «Музыкальное обозрение».

– Убежденная в миссионерской задаче своей профессии – музыковеда, она заставляла верить в прекрасное всех: студентов, скромно говоря о себе «Я – учительница» (55 лет стажа), слушателей, которых умела «настроить» на нужную волну интонацией голоса и эксклюзивными фактами, музыкантов – от юных талантов до мэтров мирового уровня, которых вдохновляла и окрыляла. Артисты часто просили разрешения использовать ее тексты на концертах в других городах, где нет таких музыковедов, таких ведущих, таких личностей, – рассказывает дочь Галины Васильевны Екатерина Баталина–Корнева. – Личность, харизма, энергетика, энциклопедические знания, посыл, взгляд, интонация, тембр голоса – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий музыковед. Анализируя современные тренды в концертной жизни, называла музыковедение «исчезающей профессией».

Галина Васильевна с удовольствием следила за творческими успехами и профессиональным ростом своих выпускников. Она вообще активно осваивала интернет, размещая потрясающие посты в фэйсбуке, живо комментируя происходящее в городе, стране и мире. Даже в санатории ей был чужд пассивный отдых на диване: после процедур она шла либо в тренажерный зал, либо открывала ноутбук, чтобы написать очередную статью или сгенерировать проект, либо вышивала картины. Говорила: «Это страшно успокаивает нервы…» А какие иконы она вышивала!..

Любая сфера ее деятельности отличалась интенсивностью и креативностью. Более четырех десятилетий Галина Васильевна занималась музыкально–просветительской деятельностью. Провела более пяти тысяч концертов в Перми и городах края, работала со всеми творческими коллективами академического направления. Отдельная и большая страница ее биографии – творческое содружество с Пермской краевой филармонией: сначала – в группах лектория, а с момента открытия Органного зала – на регулярной основе.

– О своей работе в Органном зале филармонии говорила с шуткой, метафорично называя себя «бабушка по вызову»,   вспоминает Екатерина Баталина–Корнева. – Но, вопреки этому, в любом состоянии выходила на сцену, которая ее лечила, по которой она летала…

Галина Баталина подготовила и провела в ПКФ более 10 тысяч (!) концертов. В качестве ведущей принимала участие в фестивале–презентации пермского органа (XII–2013), в Международных органных фестивалях, многократно выезжала в районы Прикамья с музыкантами из разных стран мира и известными отечественными исполнителями.

Ни на день не прекращалась ее просветительская работа. Галина Васильевна – автор и ведущая программ «Играем и слушаем классику», «Подружись с музыкой» (для детских домов края). Все последние премьеры – лекторийно–музыкальной группы под руководством Марины Гец – «Я рисую музыку», «Звонче жаворонка пенье», «Фэнтэзи в звуках», «Пермь музыкальная», «Потанцуем?» – созданы Галиной Баталиной.

Она была соавтором сценария и консультировала весь музыкальный контент фильма о Пермской филармонии.

Профессионализм, огромный журналистский опыт, харизматичность способствовали ее гениальному умению легко находить контакт как с музыкантами высочайшего уровня, так и с широкой слушательской аудиторией. В осуществлении своей коммуникативной роли между музыкой, исполнителями и публикой она всегда была глубоко интересна и гостям города – гастролерам и землякам.

Мы потеряли удивительного друга, талантливого коллегу, редкого профессионала, глубоко порядочного, умнейшего интеллигента.

Человека–эпоху.

Маргарита Неугодова

Фото из архива Екатерины Баталиной


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».