Анна ФАДЕЕВА: «Оказаться на улице – просто»

Пару лет назад бывший учитель географии, бездомный питерский экскурсовод Вячеслав Раснер, водивший нас по Невскому, внес серьезные коррективы в привычный для меня портрет бездомного. Признаемся честно, в нашем устоявшемся представлении – это некий опустившийся бомж, который ничего не хочет менять в жизни. А ведь он вполне может быть похож на вашего коллегу или соседа. Семейный конфликт, мошенничество риелторов – случаев, по которым человек оказался на улице, а может, и в чужом городе, предостаточно. И уж точно он имеет право на поддержку, понимание и достоинство, уверены в «Территории передышки». Это дневной центр, куда человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может прийти, получить горячее питание и одежду, пообщаться со специалистами, которые могут подсказать, как выкарабкаться из тупика. Продолжая истории неравнодушных, IN заглянул в «Территорию передышки» и поговорил с основателем центра Анной ФАДЕЕВОЙ.
Приюты — как гетто неуспешных людей
– А почему именно дневной формат?
– В Перми эта ниша пустовала. В городе есть два центра социальной адаптации, которые могут предоставить жилье на пару месяцев. Но это базовый минимум, у них недостаточно ресурсов, чтобы вникать в ситуацию каждого человека. Мы сознательно не делали приют, потому что классические приюты показывают неэффективность. Создается своего рода гетто неуспешных людей, из которого выбраться сложно. А почти все бездомные хотят выбраться, вернуться к обычной жизни. Никто не отказывается от работы. Оказаться на улице просто, а выбраться назад самостоятельно практически невозможно. Им нужна помощь.
Важный момент: никто не хочет иметь дела с бездомным человеком, если он плохо выглядит, но на улице совершенно нет возможности привести себя в порядок. Даже если ты чувствуешь, что это временные трудности, которые ты сможешь преодолеть, пара ночей на вокзале сделают так, что тебя не захотят брать на работу. Дневной центр нужен был городу, в Перми нет ни одного санпропускника или дезстанции, где люди могли бы привести себя в порядок, если они не проживают в государственном Центре социальной адаптации. Мы видели слезы человека, который оказался в трудной жизненной ситуации, и его не брали на работу, потому что он выглядел, как бомж.
Невозможно ко всем применить одну и ту же «таблетку»
– Как вы помогаете вернуться к прежней жизни?
– В«Территории» можно получить чистую одежду, горячий чай и перекус, консультацию юриста, медика, психолога, даже навести «марафет» у парикмахера–волонтера. Каждый человек индивидуален. Невозможно ко всем применить одну и ту же «таблетку». В мире сейчас основным методом социальной работы с бездомными является кейс–подход – разбор конкретного случая.
Чаще всего к нам приходят люди, у которых есть конкретная проблема, и они хотят ее решить: устроиться на работу, восстановить паспорт, чтобы работать официально или оформить инвалидность, найти родных. Есть и люди, которые живут дома, но имеют высокий риск бездомности: долги, выгоняют из дома близкие, они долго не могут найти работу и уже находятся в отчаянии.
Помним звонок: «Я стою на мосту, не хочу жить!» Нам тогда удалось вытащить Алину к нам. Выросла она в детском доме, а потом жилье не получила. Она не общалась с родными, у нее развилась алкогольная зависимость. В один момент у Алины опустились руки. Мы помогли найти ей подходящую работу на ферме: ухаживать за животными. Она даже личную жизнь наладила. У таких людей с глубоко несчастным, несложившимся детством, жизнь часто похожа на американские горки.
Алексей из Мурманска поехал работать вахтой, там обманули, забрали паспорт и вещи, денег не дали. Добирался парень автостопом обратно. В Прикамье шел по трассе, подобравший его мужчина привез к нам. Сейчас Алексей живет в хостеле и бесплатно помогает нам. В«Территорию передышки» обратился за консультацией по восстановлению документов – процедура хитрая, сам не разобрался. Заработал на госпошлину, отправился в миграционную службу. О своих успехах сообщает социальному работнику «Территории передышки»: «Я купил себе новые кроссовки!», «Я восстановил себе паспорт!» – новость еще лучше первой. Теперь копит деньги на билет домой в Мурманск.
Кто–то поссорился с женой, оставил семье жилье или его отобрали. Такая история очень распространена среди мужчин, которые обращаются к нам за поддержкой. На фоне таких событий потерял работу один из наших «гостей» Даниил, мы помогали ему ее искать. У него очень хорошо получалось чинить ноутбуки, телефоны, в нашем центре он ремонтировал технику, а деньги за это брать отказывался.
Мы учимся помогать людям, которые недавно вышли из мест лишения свободы. Поверьте, ситуации бывают разными – например, из отчаяния или по необходимости защиты слабого. И все эти люди сталкиваются с одним и тем же – их не хотят брать на работу. Даже если уже прошло 10 лет, даже если это была статья «за экономическую деятельность» еще в Советском Союзе. Мы выпустили «Справочник человека в беде» со всеми возможными сервисами в Перми, где можно получить помощь.
Люди предпочитают подавать милостыню
– Вы не просто помогаете, вы «лечите» проблему. Вам приходится уговаривать, убеждать?
– У нас есть определенный принцип: человек – сам эксперт по собственной жизни, мы, скорее, эксперты в помощи. Вова – 33–летний инвалид с ДЦП. Особенной инфраструктуры обучения, трудоустройствадля таких людей никогда не было, особенно в Вовином детстве. Люди предпочитают подавать милостыню, пускать первым за тарелкой супа на бесплатном ужине, вместо того, чтобы помочь ему научиться обходиться в этой жизни самому. У нас он поучаствовал в первом занятии в гончарной мастерской деревни «Светлая» и был очень впечатлен тем, что он может делать. Занятий у нас много самых разных, даже садовая терапия есть. На фестивале RED FEST мы представили открытки с картинами нашего подопечного – художника Игоря Еремеева.
– Видела подобные центры в Берлине. Использовали ли вы чей–то опыт?
– Дневной центр – это, безусловно, европейский подход. В России, кроме нас, может быть, один–два дневных центра всего. Мы сразу обратились за советом в легендарную санкт–петербургскую «Ночлежку». Это самая взрослая организация в России, которая занимается данной темой с 1990–х годов, их результат – 50% людей, обращающихся к ним в организацию, восстанавливают нормальную жизнь. Нас очень впечатляет и финская модель работы с бездомностью Housing First («жилье в первую очередь»). Там много интересных нюансов. Мы надеемся в будущем попробовать финскую модель в России.
– Дневной центр вы открыли при поддержке президентского гранта, финансирование заканчивается в августе. Что дальше?
– Поскольку финансирование дневного центра из источников президентского гранта заканчивается, а на новый грант мы подадим только в ноябре, нам очень нужна помощь. Грант покрывал часть наших ежемесячных затрат: на аренду, обязательные платежи, зарплату пяти специалистов. На это уходит 150 тысяч рублей в месяц. Но есть и много мелких затрат. Например, чтобы восстановить один паспорт, нужно 1500 рублей на государственную пошлину и 150 рублей на фото для документов. Поэтому мы рады помощи в любом объеме. Наши реквизиты и отчетность можно найти в группе vk.com/homelessperm. Нам всегда можно передать ненужную одежду и обувь в хорошем состоянии, средства гигиены, продукты, не требующие особых условий хранения. Все это можно привозить в любой рабочий день в дневной центр по адресу: ул. Луначарского, д. 130 (вход с обратной стороны от подъездов, цоколь посередине дома).
– В Берлине запомнился Fairteiler («справедливый распределитель»), куда каждый может принести еду (к примеру, завтра уезжаете на месяц). Каждый может взять, что угодно. Неважно, кто ты – миллионер, турист, бомж. Я знаю, пермяки откликаются и помогают центру…
– Нам хочется сказать «спасибо» многим людям. В выходные вы помогли семье пенсионеров, пострадавших от пожара. Грузчики вывезли часть обгоревшего мусора – разрушенной бани и части кровли дома, вещей из дома, что осталось. Люди отправляются домой, восстанавливают документы, находят работу. И все это благодаря вам, пермяки. Это мы с вашей поддержкой укомплектовали одного мужчину инвалидной коляской (поклон ребятам из «ДедМорозим»), а другого подопечного Центра социальной адаптации, который недавно начал снимать свою квартиру, – холодильником, электрочайником, электроплиткой и телевизором. Недавно нам начал помогать замечательный проект «Время мира». Это открытая благотворительная площадка, куда можно отдать одежду, обувь, аксессуары в хорошем состоянии.
Лиза Шандера