Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Последний оплот революции


Последний оплот революции

Сегодня в Перми открывается Дягилевский фестиваль.

Сцены Пермского академического теат­ра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Органного зала Пермской краевой филармонии, Музей советского наива и специально возведенный Фестивальный клуб, Дом Дягилева и впервые в этом году выставочный комплекс «Пермская ярмарка» примут в этом году события Международного Дягилевского фестиваля. С этого года этот мультикультурный проект будет проходить ежегодно, а не раз в два года, как раньше.

– Решение сделать фестиваль ежегодным было не случайным. Мы – последний оплот культурной революции в этом городе, – подчеркивает Теодор Курентзис, художественный руководитель Дягилевского фестиваля и Пермского театра оперы и балета. – Нам нужно привлекать внимание к Перми, чтобы не забыли этот город. Люди уходят, фестивали закрываются один за другим. Если мы не будем всем напоминать: «Пермь! Пермь!», мы не останемся в четверке важных культурных городов России. Фестиваля раз в два года для этого недостаточно. Для жителей города это тоже важно, мы не можем заставлять людей ждать новых проектов два года…

Откроют фестиваль в Пермском театре оперы и балета премьерой «Шостакович–проекта». Это две одноактные постановки — опера «Оранго» и балет «Условно убитый» — на музыку великого советского композитора. Оба сочинения Шостаковича — настоящие раритеты. Долгие годы считавшийся утерянным пролог к опере «Оранго» был обнаружен лишь в 2004 году в архивах Музея имени Глинки. Шостакович начал работать над партитурой в 1932 году, когда весь мир науки и искусства был охвачен идеей создания нового сверхсущества, экспериментального получеловека–полуживотного. «Условно убитый» единственный раз был поставлен в России в 1931 году, в Ленинградском мюзик–холле — в виде эстрадного ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко. А за рубежом первое театральное представление этой оперы под названием Der Fall YY («Дело YY») состоялось лишь в 2013 году в Люцерне.

По словам режиссера–постановщика проекта, главного балетмейстера Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Алексея Мирошниченко, это будут «зарисовки на тему советского прошлого» с узнаваемыми элементами быта и характерными персонажами той эпохи. Ориентиром для спектакля «в стиле тридцатых» стали работы одной из родоначальниц конструктивизма Александры Экстер. Сценограф Андрей Войтенко создал иллюзию полностью занятого пространства сцены, а художник Татьяна Ногина поиграла с элементами арт–деко, футуризма и классического советского костюма.

А за несколько минут до торжественного поднятия занавеса фестиваля в Пермском оперном будет открыта выставка «Секвенция» – соло–шоу художника из Санкт–Петербурга Марины Алексеевой.

«Тема Шостаковича» продолжится и в проходящем в рамках фестиваля на международном научном симпозиуме. В этом году симпозиум буден посвящен проблемам легкой музыки и исследованиям работ композитора в этом направлении. Куратором симпозиума выступит один из ведущих российских специалистов по творчеству Шостаковича, профессор Санкт–Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского–Корсакова, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Людмила Ковнацкая. А специальным гостем симпозиума и фестиваля станет вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович.

Для ценителей современного балета 23 мая будет представлена постановка Kaash (в переводе хинди это обозначает «Если бы») британского хореографа бенгальского происхождения Акрама Хана. Для хореографа точкой отсчета стал образ бога Шивы, многоликий портрет которого хореограф рисует с помощью палитры contemporary dance и древнего нарративного танца катхак.

Еще один заметный спектакль фестиваля – «Вакханки» – древнегреческая трагедия Еврипида о конфликте интеллекта и инстинктов в постановке электротеатра «Станиславский». Этот спектакль поставил Теодорос Терзопулос, один из ведущих греческих режиссеров.

В этом году Дягилевский фестиваль может гордиться насыщенной музыкальной программой. Свои сольные концерты дадут виртуозные скрипачи Патриция Копачинская и Илья Грингольц. Совместно с Каролин Видман они сыграют и на Скрипичном гала, который состоится вечером 22 мая. Также в Доме Дягилева состоится уже ставший традиционным Piano gala. Исполнители Алексей Любимов, Полина Осетинская и Антон Батагов – известные неожиданным выбором репертуара, готовят для зрителей своеобразный музыкальный сюрприз. А пианист Риад Мамедов и кларнетист оркестра МusicAeterna Георгий Мансуров готовят музыкально–поэтический перформанс «Гиперкуб», основанный на собственных сочинениях идеологов проекта, а также на произведениях композиторов эпохи Возрождения в сочетании с византийскими и русскими средневековыми церковными распевами. Среди постоянных участников фестиваля и квартет имени Давида Ойстраха, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ). А 26 мая состоится одно из самых ярких событий Дягилевского фестиваля — «Десятников гала» — творческий вечер, приуроченный к 60–летию выдающегося российского композитора Леонида Десятникова, куратора–резидента нынешнего фестиваля. На концерте прозвучат знаковые в его творчестве сочинения: The Leaden Echo («Свинцовое эхо»), «По канве Астора», «Возвращение» и фрагменты из кинофильма «Москва».

На следующий день будет вручена премия для молодых критиков «Резонанс» в области академической музыки и музыкального театра «Резонанс». Напомним, что она была учреждена в прошлом году и будет присуждена впервые. Премия вручается за искусство слушать музыку, осмыслять ее и доносить свои музыкальные впечатления до читателей. Проект призван поощрить молодых авторов, способных увидеть современную культурную ситуацию под новым углом и привлечь к ней внимание читателей.

Взаимодействию слушателя и исполнителя, пониманию и восприятию музыки будет посвящена и работа Фестивального клуба – пространства для свободного общения зрителей, гостей и участников фестиваля. Клуб объединит в себе лекторий, дискуссионную площадку и кинозал. Кроме того, в рамках фестивального клуба пройдут занятия образовательной программы для молодых пермских журналистов, искусствоведов и музыковедов.

Завершится творческий марафон концертом Фестивального оркестра. Будут исполнены произведения Леонида Десятникова, «Эскизы к закату» и «Путешествие Лисы на Северо–Запад» (на стихи Елены Шварц, солистка — сопрано Венера Гимадиева). Во втором отделении концерта прозвучит Пятая симфония Густава Малера. За дирижерский пульт встанет Теодор Курентзис.

Татьяна Свешникова

дягилевский фестиваль

Фото Алексея Гущина


IN-календарь
INосказательно
Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

В IN появилась шутка, что редакционная политика нынче строится на трех китах– НТО, ЕНВД, ТБО