Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Высокая нота


Высокая нота

В Перми завершился XI международный органный фестиваль.

За годы существования у фестиваля сформировались и поддерживаются определенные традиции. И неповторимость каждого сезона – это тоже традиция. В этом году на открытии мероприятия кроме органа звучали инструменты, с которыми органисты еще никогда не играли ни в Перми, ни в других местах. Это цимбалы, шотландские волынки и маршевые барабаны.

Такое «экспериментаторство» в лучшем смысле этого слова, пожалуй, главная визитная карточка пермского фестиваля. И именно эта «непохожесть на других» как раз и стала основой для развития органного мероприятия и его дальнейшего успеха.

– Создавая концепцию, мы ориентировались на что–то совершенно новое, – говорит директор Пермской филармонии Галина Кокоулина. – Тогда, одиннадцать лет назад, никто в мире не пробовал соединить звучание органа ни с одним музыкальным инструментом. Мы попробовали, и у нас получилось замечательно. И с тех пор мы ни разу не повторились: каждый сезон предлагаем зрителю что–то совершенно новое. Либо это сквозная тема, либо музыкальный инструмент.

В этом году такими темами стали две: российское кино и юбилей композитора Микаэла Таривердиева. Музыкальные композиции на темы немого кино в органном аккомпанементе – такого еще точно нигде не было.

Продолжая тему филармонических традиций, нельзя не сказать о нескольких «константах» фестиваля. Например, времени проведения: все годы он начинается в начале ноября. Каждый год участники фестиваля дают несколько благотворительных концертов в различных организациях, таких, например, как детский онкоцентр. Выезды в города и районы края и организация виртуального зала – это тоже традиции музыкантов.

Как известно, любое правило требует подтверждения своими исключениями. Есть таковое и у пермского органного фестиваля. При тяге ко всему новому – от музыкальных произведений и инструментов до исполнителей – организаторы не боялись повторно приглашать самых ярких звезд. 10 лет у фестиваля была такая «изюминка» под названием «приз зрительских симпатий». Те, кто попадал в список особо понравившихся пермскому зрителю, автоматически становились приглашенными гостями на следующий фестиваль.

Однако нынче такого не произошло. Организаторы фестиваля объясняют это тем, что на участие в этом фестивале было прислано так много заявок, что пришлось выбирать только тех, кто еще никогда не был в Перми.

Поэтому все дни фестиваля пермяки знакомились с новыми именами.

Открыл фестиваль звезда мирового класса – испанец Даниэль Оярсабаль, главный органист Национального оркестра Испании и штатный органист Храма Хетафе Мадрида. В его исполнении прозвучали сочинения Баха, Брамса, Мендельсона и многих других композиторов.

После его выступления публика не торопилась уходить домой – ведь всех ожидала «Ночь искусств». Пермь по–своему приняла участие во Всероссийской акции. Здесь впервые вместе с органом, на котором играл москвич Иван Ипатов, прозвучали волынки. Ансамбль волынщиков City Pipes исполнил традиционную шотландскую и ирландскую музыку. Было там традиционное барабанное соло и даже британский рок. После концерта музыканты ансамбля сделали подарок пермским зрителям – устроили для всех желающих мастер–класс по игре на шотландской волынке.

Второй день фестиваля прошел под эгидой «Года российского кино». Пришедшие на программу «Синематограф» зрители почувствовали себя, как сто лет назад, когда фильмы были немыми, а озвучивал их тапер, играющий на фортепиано прямо в зале рядом с экраном. Фильм – эксцентричная комедия 1924 года «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» режиссера Льва Кулешова. В роли тапера свои музыкальные импровизации представил органист Вильфрид Каэтс (Германия).

Еще одну особенность и даже уникальность пермского органного фестиваля продемонстрировал третий день. Ежегодно юные любители музыки становятся зрителями специального концерта–спектакля. На этот раз он назывался «Вселенная по имени орган, или Как родился король инструментов».

В этот же день зрители услышали необычное сочетание органа с цимбалами. В концерте «Звон цимбал» выступили: один из самых прославленных цимбалистов мира Михаил Леончик (Германия – Беларусь) и уроженец Симферополя Ростислав Выграненко, орган (Польша).

Особый зритель собрался в зале филармонии на четвертый и пятый дни, которые были посвящены 85–летию со дня рождения Микаэла Таривердиева. Это те, кто помнит и любит творчество этого композитора, написавшего множество запоминающихся произведений. Исполнялась его музыка из кинофильмов, романсы на стихи средневековых японских поэтов.

В память Микаэла Таривердиева органную и фортепианную музыку прославленного композитора исполнил лауреат международных конкурсов Батисту–Флориан Марль–Уврару. Он сыграл и собственные импровизации на предложенные публикой темы.

Инесса Суворова

Фото: filarmonia.perm.ru

КОММЕНТАРИЙ

Даниэль ОЯРСАБАЛЬ, Испания:

Даниэль Оярсабаль– Когда мне предложили принять участие в такого рода фестивале, я сразу согласился. Такой формат показался мне весьма интересным. Я очень люблю российских, русских композиторов и играю их с детства. Очень мне жаль, что русские не пишут музыку специально для органов. Поэтому я сделал такую транскрипцию из разных произведений Стравинского, Прокофьева, Римского–Корсакова, Мусоргского. Получился такой микс из произведений российских композиторов. И в России это прозвучало впервые. Я и в Испании играю русскую музыку при каждом удобном случае. А когда мне задают вопрос– почему так много? – я всегда отвечаю, что эта музыка фантастична.

И еще – я в полном восторге от пермского органа и акустики зала. Она великолепна и для органа, и для органиста.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона