Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Сердцем и нервами


Сердцем и нервами

Пермь второй раз приняла фестиваль имени Мартина МакДонаха.

Второй фестиваль Мартина МакДонаха в Перми завершил свою работу спектаклем северо—ирландского театра «Бардик» — праздник, созданный Сергеем Федотовым в честь знаменитого драматурга, завершился настоящей этнической «кодой»…

ЛЮБВИ ВСЕ НАЦИИ ПОКОРНЫ

Впрочем, в Перми ждали все спектакли: вообразите, как европейскую христианскую притчу разыгрывают на фарси. Иранский театр вынес на сцену «Человека—подушку», одну из самых странных пьес МакДонаха, практически полностью состоящую из монологов, сказок, рассказов, зачитываемых героями. Режиссер Аида Кихаии вплела в мизансцены проекцию и комиксы, в результате чего получила специальный приз фестиваля «За оригинальное визуальное решение сценического пространства». Она нашла мультикультурное решение сложнейшей МакДонаховской пьесы, ничего не убрав и не поменяв в тексте автора.

Черногорский театр «Montenegrin National Theatre» приблизил МакДонаха к себе: переименовав персонажей и включив в контекст близкие им языковые и политические реалии. Актриса Ана Вуйошевич (Ana Vujosevic), исполнившая главную женскую роль в этой постановке, получила, кстати, приз за лучшую женскую роль. Ее «Королева красоты» — энергичная, властная, жаждущая любви женщина, которая ради воплощения своих планов идет на преступление. Как это часто бывает у МакДонаха – беспощадное и бессмысленное.

Совсем не такой предстала актриса Театра «Акт» из Казани Ангелина Мигранова: ее Морин в «Красавице из Линена» скорее недоразвитый, романтичный подросток. И совершает она убийство скорее по недомыслию... Это всегда интересно для зрителей — сравнивать трактовки разных режиссеров, разные прочтения одних и тех же ролей, разную сценографию.

Особое удовольствие такое сравнение — и для жюри. В роли экспертов выступали виднейшие столичные и мировые театральные критики, которые разбираются не только в тонкостях драматургии и режиссуры, но прежде всего согласны с автором фестиваля, Сергеем Федотовым: Мартин МакДонах — живой классик, достойный собственного фестиваля не меньше Чехова или Шекспира. В этом году в жюри вошли Сергей Дрейден (Санкт—Петербург), актер театра и кино, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»; Олег Пивоваров (Москва), заслуженный деятель искусств РФ и Республики Польша, главный редактор журнала «Театральная жизнь»; Павел Подкладов (Москва), театральный критик, журналист; Вера Шамина (Казань), театровед, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Приволжского федерального университета, научный редактор российского издания книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха»; Марина Тимашева (Москва), театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра»; Ролан Боннин (Франция), режиссер, художественный руководитель и директор театральной компании Aux Rages de l’ame; Ардешир Салехпур (Иран), писатель и драматург; Михаил Скоморохов (Пермь), художественный руководитель Пермского театра юного зрителя, народный артист РФ; Валерий Бегунов (Москва), театральный критик, член общественных редколлегий журнала «Современная драматургия» и книжной серии сборников новых пьес для детей и юношества «Я вхожу в мир искусств»; Александр Вислов (Москва), театральный критик, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, редактор журнала «Вопросы театра», руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа; Олег Родовильский (Израиль), актер, режиссер, художественный руководитель театра «ZERO», директор фестиваля «Русский Занавес» (Израиль).

ЧЕРНЫЙ ЮМОР, Я НЕ ТВОЙ

На встречах с театральными труппами разных стран, которые проходили во время фестиваля, выяснилось, что пермские театралы больше знают о Мартине МакДонахе, чем его земляки — ирландца. Пермяки смотрели все пьесы драматурга — благодаря Сергею Федотову и театру «У Моста», видели все его фильмы. В Перми знают даже творчество его брата Мартина — Джона Майкла МакДонаха, кинорежиссера, и неплохо знакомы с реалиями сегодняшней Англии и Ирландии, где происходит действие.

Этнический ирландец МакДонах, родившийся в Лондоне, по рассказам его земляков, просто захотел узнать, чем ирландцы отличаются от других. Для чего начал ездить в самые глухие уголки Ирландии, постигать быт и психологию своих соотечественников. И это помогло ему проникнуть в сокровенные мысли и особенности жизни «простого люда». Во многом срисовывая свои типажи: калек, полицейских, одиноких и бесплодных женщин, подростков и убийц – с реальных людей, смешивая страшное и смешное, банальное и высокое, МакДонах создал свой собственный мир, свой театр. В котором не боится затрагивать такие темы, в которых трудно признаться и о которых не говорят публично: детские травмы, веру и безверие, старческие немощи и личную подлость. «Черный юмор» не только отличает пьесы Мартина МакДонаха, но и облегчает восприятие «больных вопросов», поставленных им. «Смех сквозь страх» — так назвали критики эту особенность творчества ирландца.

ИТОГ ФЕСТИВАЛЬНЫХ СВЕРШЕНИЙ

За 7 дней зрители увидели 18 спектаклей, смогли оценить работы участников из 9 стран мира. Свои лучшие постановки представили театры из России – Пермский «У Моста», «Наш дом» из Озерска, Театр. Акт из Казани, новосибирский «Старый Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, а также зарубежные гости фестиваля — Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Государственный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Vychodoceske divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии.

Несмотря на то, что пермяки вынесли свои спектакли за рамки фестиваля, – они стали его триумфаторами наравне с гостями. Гран—при фестиваля получили сразу два спектакля – за одну и ту же пьесу «Сиротливый Запад», Tron Theatre из Шотландии и театр «Старый дом» из Новосибирска. Второй спектакль — постановка самого Сергея Федотова. Специальный приз жюри вручило театру «У Моста» «За открытие и последовательное воплощение драматургии МакДонаха на российской сцене и за превосходную организацию фестиваля». Актер театра «У Моста» Владимир Ильин отмечен за выдающееся воплощение образов драматургии Мартина МакДонаха, Алевтина Боровская получила специальный приз за роль Шарли в пьесе «Палачи» Мартина МакДонаха.

Призами фестиваля «За лучший ансамбль» наградили «Калеку с Инишмана», Bardic Theatre (Северная Ирландия), лучшей мужской ролью признан Майкл Дилан (Michael Dylan) в роли Отца Уэлша в спектакле «Сиротливый Запад», театра Tron Theatre (Шотландия). Приз за лучшую мужскую роль второго плана досталась Зденеку Румпику (Zdenek Rumpik) за роль Джонни Патинмайка в спектакле «Калека с Инишмана», Vychodoceske Divadlo Pardubice (Чехия). Лучший актерский дуэт фестиваля — это Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, спектакль «Сиротливый Запад», театр «Старый дом» (Новосибирск). За лучшую женскую роль второго плана приз получила Фрэнсиз Джордан (Frances Jordan), сыгравшая Мамашу в спектакле «Калека с Инишмана», Bardic Theatre.

Фестивальная неделя театралам запомнилась особой насыщенностью событиями: спектакли шли на пяти сценах, встречи с артистами, экспертами и режиссерами не прекращались ни днем, ни ночью, во всем царили ирландский колорит и настоящее веселье. Артистический «интернационал» выплескивался на улицы города – в параде «рыжих» и поездках на экскурсии, в прогулках по осенней Перми и, конечно, посещении пермских пабов. Перефразируя слова самого МакДонаха: «Значит, Пермь уж не такая дыра, если сюда приезжают люди со всего мира»…

Николай Ключников

Фото Вадима Балакина


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии