Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

«Провинциалы» мира


«Провинциалы» мира

Театр, работающий в жанре contemporary dance под руководством Татьяны Багановой, двенадцатикратный (!) обладатель национальной театральной премии «Золотая маска», представил спектакль «Имаго–ловушка», который три года назад получил престижную награду в номинации «Лучший спектакль/Современный танец».

ЛОВУШКИ ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА

Первые два спектакля «Имаго–ловушка» были показаны без названия. Прерогативу дать имя постановке театр отдал своему зрителю. И зритель не разочаровал: труппа получила более 400 вариантов названий премьерного спектакля, за каждым из которых скрываются своя идея, своя история.

– Среди большого количества вариантов нашлись такие, которые помогли нам в обсуждении с танцовщиками. Предложенное одной из зрительниц название «Ловушки нашей индивидуальности» трансформировалось в «Имаго–ловушка», – рассказывает Татьяна Баганова. 

Именно так теперь называется спектакль. Хореограф и ее коллектив вложили в финальное название сразу два смысла. С одной стороны, имаго – взрослая стадия индивидуального развития насекомых, когда они становятся способными к размножению и к расселению. Во втором случае имаго – это неосознаваемое воспоминание о близком человеке, образовавшееся в самом раннем детстве.

Отправной точкой для создания спектакля «Имаго–ловушка» послужили басни Эзопа, Лафонтена и Крылова «Стрекоза и муравей» («Муравей и майский жук», «Муравей и цикада»). Но, как обычно, у Татьяны Багановой – это ни в коем случае не иллюстрация истории трудяги–муравья и прекрасной бездельницы–стрекозы.

В придуманном измерении отношения персонажей складываются куда сложнее, нежели в дидактических творениях классиков. Тела и души героев претерпевают трансформацию, а любовь, забота и поддержка не измеряются рамками системы натурального обмена. 

Персонажи рождаются, влюбляются, блуждают по лабиринту отношений, замерзают и оживают, непрерывно взаимодействуя в танце, меняя костюмы, как кожу. На сцене, как и в живой природе, вечный цикл повторяется снова и снова, демонстрируя эволюцию отношений и чувств. Стрекоза и муравей – вечная история мужчины и женщины, человека и социума, души и тела.

НЕДЕТСКАЯ ИСТОРИЯ

Удивительное дело, но эта совершенно взрослая история задумывалась как детский спектакль, постановка для всей семьи. Как вспоминает сама Татьяна Баганова, «разминая материал, поняла, что детская история никак не складывается. Текст мне не интересен, не понимаю, за что можно зацепиться. Был период, когда меня больше интересовали лексический момент и какая–то абстрактная хореографическая история, когда начинал складываться событийный ряд, хотя это не сюжетное произведение. Тогда начала собирать другой материал, искать, что там вообще может быть, какие аллегории возникают. Так на моем столе появились книги о муравьях и других насекомых».

Размышляя о спектакле, Баганова не скрывает, что для нее стала большим сюрпризом информация, что у муравьев не личностное, а расчлененное сознание. Каждый из них рождается с определенным предназначением: есть муравьи–солдаты, есть кормильцы, выкармливающие личинок, есть королева–матка. Но муравьи со своим социальным сознанием могут сместить королеву и пригласить другую из чужого муравейника.

Все эти знания Баганова выстроила для танцовщиков в событийный ряд, разложив физику тела по полочкам, точнее, по мышцам. Возможно, для публики он не настолько очевиден, хотя внимательный и вдумчивый зритель считывает и зашифрованные коды, к тому же ему даются подпорки в виде хрестоматийного текста из басни Крылова.

ЯЗЫК МОДЕРНА, КРАМПА И ЙОГИ

Татьяна Баганова – пионер contemporary dance в России. Тем удивительнее слышать от нее: «Мне непонятно, что такое современный танец в России! Многие воспринимают это как нечто отличное от классики. Но чем–то чуть похожее – батманом тандю или арабеском. Нет, это абсолютно разные языки!»

«Провинциальные танцы» работают на базе классики и всех школ модерна 1930–1950–х годов – всего их четыре основных, включая технику француженки Марты Грэм и немецкую технику Хосе Лимона. Также в «Имаго–ловушке» хореограф использовала крамп – элементы уличного, жесткого танца. Ноу–хау Татьяны – соматика – телесная система осознания каждой анатомической части тела плюс йога, плюс психосоматика – система анализа скорости и реактивного психотипа каждого танцовщика.

И, надо сказать, что физическая ментальность–подвижность стопроцентно работает на идею спектакля. А тот арсенал нагрузок, включая цирковые и акробатические навыки, которым подвергается труппа, не поддается никакому вербальному описанию. Порой создается впечатление, что танцовщики и вовсе лишены костей. Особенно это касается девушек.

Музыкальную канву спектакля создал саунд–дизайнер Валерий Васюков, который упаковал в единое полотно и фрагменты популярных мелодий, и странные, почти потусторонние звуки, и авторские ритмические экзерсисы, и скрежещущие шумы, опасно бьющие по барабанным перепонкам.

Сегодня «Танцы», которые были созданы в 1990 году, едва ли не лучший танцевальный коллектив России, исповедующий не балет и не народные хороводы, а современный танец. Жанр для нашей страны по–прежнему экзотический, хотя Европу он завоевал давно. Кто–то, однако, утверждает, что Баганова и ее труппа работают в американской стилистике. И все–таки ясно одно: спектакли, поставленные уральским хореографом, кардинально изменили традиционный взгляд на современный танец.

Можно смело утверждать, что с появлением в театральном пространстве столь необычного мастера в нашей стране завершился этап ученичества в развитии этого жанра. Татьяна Баганова не развлекает публику – она заставляет ее думать.

Маргарита Неугодова

Фото: Театр–Театр


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

С праздником земляков поздравляет Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива»

Меры поддержки должны быть распространены на всех представителей малого и среднего бизнеса 

Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них