Газета деловой интерес
Самое читаемое
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Наследник Сати и Равеля


Наследник Сати и Равеля

Это был выдающийся концерт одного из лучших европейских коллективов под управлением скрипача и дирижера Николая Шепс–Цнайдера и одного из самых стильных и изысканных пианистов нашего времени, лауреата многих престижных премий, кавалера ордена Искусств и литературы Французской республики и ордена Почетного легиона.

УГЛУБИЛИСЬ В СЕРДЦЕ РОССИИ

За 50 лет существования Лионского Национального оркестра это – первый тур одного из лучших оркестров Европы по России, включающий в себя всего четыре города – Москву, Екатеринбург, Пермь и Санкт–Петербург. Краевая столица стала предпоследним пунктом турне.

– Про Пермь, к сожалению, знаю не много, – растерянно развел руками импозантный Жан–Ив Тибоде, который одевается исключительно у Вивьен Вествуд. – Слышал лишь про Пермский театр оперы и балета в связи с Теодором Курентзисом. Также знаком с историей города через работы русских писателей. А так – прилетели с утра, завтра улетать, ничего не увидел. К сожалению, такое со мной случается сплошь и рядом. Я много раз бывал в России, в том числе играл на фестивале в Новосибирске, в прошлом году был в Казани, играл со Сладковским. Но я никогда не посещал ни Пермь, ни Екатеринбург.

Зрители везде замечательные, принимают тепло. Чувствуется, что ценят все, что ты для них делаешь. Для меня большое счастье каждый раз возвращаться в Россию!

Зато Николай Шепс–Цнайдер – датчанин с польскими корнями вспомнил, что побывал в Перми 12 лет назад:

– Помню, что играл. Это была часть гастролей с Гергиевым и оркестром Мариинки по России (Пасхальный фестиваль). Постоянно передвигались на поезде, пара часов на одном месте и дальше: ехали, ели, спасли, выступали. И снова: ехали, выступали, спали, ели. Тур состоял из Москвы, Перми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. И так жили целую неделю! 

Вообще, я в России работаю много и часто. Буквально в декабре солировал в качестве скрипача в Москве. Стараюсь приезжать в Россию хотя бы раз в год, а несколько лет назад продолжительное время работал в Мариинке.

Поэтому для меня в вашей стране нет ничего нового, а вот для оркестра  это первый визит. И мне очень нравится, что в тур попали не только Москва и Питер, но и Пермь с Екатеринбургом – углубились немножко в самое сердце России, для музыкантов это важно и интересно.

Публику я бы не сравнивал, она везде открытая, добрая и теплая, просто каждый человек в отдельности по–разному воспринимает музыку.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С НОТКАМИ ТАНГО

Жан–Ив Тибоде, удостоенный почетной французской премии Victoiresdela Musique в её высшей номинации Victoired' Honneur («Почётная победа»), родился в 1961 году в Лионе. В 12–тилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где был удостоен своей первой награды. Сегодня Жан–Ив Тибоде — один из самых востребованных пианистов мира, его приглашают крупнейшие оркестры, дирижеры, фестивали. Он постоянный солист Бостонского оркестра. Его записи, среди которых классические произведения и джазовые альбомы, были отмечены многочисленными престижными наградами, дважды номинировались на Grammy. Игра пианиста украшает фильмы: «Искупление», удостоенный «Оскара» и двух «Золотых глобусов»; «Гордость и предубеждение» – четыре номинации на «Оскар»; а также «Жутко громко и запредельно близко». В ближайшее время выходит фильм «Сейнч Диспач» Сэва Уандерса, музыку для которого также записал Тибоде. В 2000 году Тибоде участвовал в особом проекте Piano Grand!, организованном Билли Джоэлом в честь 300–летия изобретения фортепиано.

Среди музыкантов, с которыми Тибоде выступал в ансамбле, — певицы Рене Флеминг и Чечилия Бартоли, скрипач Джошуа Белл, альтист Юрий Башмет, виолончелист Трульс Мерк и многие другие. А совсем скоро состоится его совместный концерт с певцом Джеральдом Синли в Карнеги–Холл.

Кроме того, в настоящее время истинный француз проживает в Америке, где преподает в школе Лос–Анджелеса. Америка тоже оценила виртуоза: 10 лет назад пианист был введен в Зал Славы Hollywood Bowl за выдающиеся музыкальные достижения.

Многие молодые композиторы специально пишут музыку по заказу прославленного пианиста, которую он обычно исполняет с оркестрами. Так, недавно Тибоде начал работать с композитором Аароном Зигманом, который написал саундтреки к фильмам «Ноутбук» и «Секс в большом городе». «Это будет концерт для фортепиано с нотками танго, – рассказывает Жан–Ив. – Думаю, будет интересно!..»

ВОСЕМЬ КОНТРАБАСОВ И СЕМЬ ВАЛТОРН

Национальный оркестр Лиона является одним из старейших и наиболее уважаемых оркестров во Франции. Коллектив выступает по всему миру на фестивалях и в знаменитых концертных залах, как Карнеги–Холл, Нью–Йорк, Берлинская филармония, Сантори–Холл в Токио, Национальный центр исполнительских искусств в Шанхае и др. В 1979 году это был первый европейский симфонический оркестр, побывавший в Китае.

Николай Шепс–Цнайдер – всемирно известный скрипач и дирижер, выступающий с самыми известными оркестрами Европы и США. С 2010 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра. Как дирижер и солист более 10 лет тесно сотрудничает с Лондонским симфоническим оркестром, в 2016–2018 годах записал с этим коллективом все концерты для скрипки с оркестром Моцарта для лейбла LSO Live. В сезоне 2018/2019 – главный приглашенный артист Венского симфонического оркестра также в обоих амплуа, а в сентябре 2020 года Шепс–Цнайдер станет не только дирижером, но и художественным руководителем Национального оркестра Лиона.

Лионский Национальный оркестр состоит из 104 постоянных музыкантов и даже имеет свой концертный зал – «Зал Мориса Равеля» на 2090 мест, хотя в самом городе проживает всего 500 тысяч человек! В Большом зале Пермской филармонии оркестранты едва уместились на сцене, для этого из акустической

ракушки «Шелл» даже пришлось убрать задник, оставив лишь боковые панели. Одних контрабасов было восемь штук! Плюс огромная группа духовых и ударных, которые особенно пригодились при исполнении Симфонии №1 Густава Малера.

На вопрос: «Почему именно Малер и какую именно из трех редакций они намерены предложить пермякам?» Николай Шепс–Цнайдер ответил вопросом:

– А почему бы и не Малер? Это хорошая, замечательная музыка. Не думаю, что между тремя редакциями его первой симфонии есть большая разница, наверное, поправлены какие–то технические моменты.

Открыла концертную программу увертюра к опере «Тангейзер» Рихарда Вагнера.

ПОДАРИЛ ПАДЕРЕВСКОГО И ОБЕЩАЛ ХАЧАТУРЯНА

Жан–Ив Тибоде исполнил концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига. Первый концерт для фортепиано с оркестром ля минор – одно из самых знаменитых сочинений Эдварда Грига, создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании. Концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки, виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, первым отметившим талант многих великих композиторов.

Оказалось, что это одно из самых любимых произведений и Жана–Ива Тибоде, хотя по–настоящему он прославился как один из лучших интерпретаторов томной и сентиментальной музыки. Мало кто лучше него в мире играет музыку Эрика Сати. Его же называет наследником Мориса Равеля.

– В моем репертуаре есть и Гершвин, и Рахманинов, и Лист. Но данную программу мы выбирали все вместе при участии оркестра и дирижера. Выслушали и пожелания филармоний. Не помню, что я еще когда–то в России играл Грига, – рассказывает пианист.  – Буду исполнять вторую, последнюю редакцию концерта. У многих композиторов было несколько версий их сочинений: у Рахманинова это – Первый и Четвертый концерты, у Листа – четыре редакции Второго концерта. Мне кажется, каждая редакция делается для того, чтобы улучшить произведение. Это происходит фактически каждый раз, когда мы начинаем готовить: добавляем соли и пытаемся делать что–то лучше. Уверен, что последняя редакция всегда наилучшая! Но интересны и первые, потому что пишущие их композиторы еще молоды, полны страсти, но иногда там страдает баланс. Бывают и другие неточности. Зачастую при создании новой версии налагаются купюры. Когда мы записывали полный цикл концертов Сергея Рахманинова в Кливленде с Владимиром Ашкенази, решили, что Первый концерт будем записывать в первой редакции. Но в итоге записали последнюю. У Чайковского тоже очень много разных вариантов и оркестровок.

А на бис музыкант подарил пермякам премьеру – ноктюрн Игнация Яна Падеревского, композитора рубежа XIX–XX веков родом из Западной Украины. Это сочинение никогда ранее не звучало в Перми.

Прощаясь с нашим городом, Жан–Ив Тибоде улыбнулся:

– Хочу вернуться, чтобы сыграть в России фортепианный концерт Арама Хачатуряна – абсолютно новаторское произведение. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, Хачатурян открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма. Замечательное сочинение! В мире его играет совсем небольшое количество музыкантов. В России – больше, но не в Европе и не в Америке.

А еще обещал подумать насчет выступления с Денисом Мацуевым. В четыре гениальных руки.

Маргарита Неугодова

Фото: Пермская краевая филармония


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».