Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Душа тосковала, не понимая…


Душа тосковала, не понимая…

Cеансами хоровой терапии, излечивающими самые серьезные душевные переживания, назвала художественный руководитель Абхазской государственной филармонии им. Раждена Гумбы Эсма Джения блестящие выступления Уральского государственного камерного хора в Апсны – «стране души» в рамках II Международного Строгановского фестиваля хоровой музыки.

Гудаута — побратим Перми

Не успел хор сойти с трапа самолета в Сочи, пересечь российско–абхазскую границу и доехать до Сухума, где проходили главные события фестиваля, как художественный руководитель и главный дирижер УГКХ, народный артист России Владислав Новик пригласил своих музыкантов на пробную репетицию. Она состоялась в прекрасном здании филармонии. Когда–то на этом месте стоял Сухумский кафедральный собор, который был построен еще в XIX веке и разрушен большевиками в 1937 году. В свое время в этом храме венчался гордость Абхазии – поэт Дмитрий Гулиа со своей женой Еленой Андреевной.

Абхазская государственная филармония была построена спустя десять лет, а в 1949 году состоялось ее торжественное открытие. В облике постройки отразились поиски, свойственные послевоенному этапу освоения классического наследия. Цветовое решение характерно для классического зодчества: белые детали на хроматическом, желтом фоне.

Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993–х годов здание филармонии сильно пострадало. В 2009 году оно было отреставрировано.

Символично, что открытие фестиваля прошло в Гудауте – столице самого большого района Абхазии и, кстати, городе–побратиме Перми. Великолепный концертный зал с лепниной и позолотой ДК им. Р. Дасаниа, построенный в самом начале XX века, встретил пермяков великолепной акустикой. К счастью, уральцы не застали те времена, когда Дом культуры был почти разрушен. Досталось ему и во время абхазо–грузинского конфликта: после войны здание находилось в критическом состоянии – протекала крыша, не было отопления. За капитальный ремонт, который длился два года, взялись в 2012 году благодаря российскому финансированию. И к 2014 году в Доме культуры появились современная сцена и репетиционный зал, гримерные, душевые, гардероб, достроены необходимые помещения, просторный холл. Здание было оснащено системами видеонаблюдения, кондиционирования и отопления. Никого не оставили равнодушными роскошные хрустальные люстры и светильники, специальное светозвуковое оборудование.

На этом концерте, как оказалось, присутствовали не только местные жители, которые, затаив дыхание, слушали духовную музыку русских композиторов, после чего аплодировали стоя, но и гости Апсны. К примеру, отдыхающий мужчина из Омска, которого так впечатлило выступление Уральского камерного хора, что он не поленился и приехал в Сухум, дабы вновь услышать дивное и величавое пение музыкантов из Перми.

Шьардаамта или Многая лета

В Пицунде концерт состоялся в Органном зале Пицундского храма IV века н. э., который еще называют Патриаршим собором в честь Апостола Андрея Первозванного. Отреставрированный и сохранившийся к настоящему времени собор относится к концу IX—началу X века. Акустика этой каменной церкви весьма непроста, что сразу же уловил своим чутким, профессиональным ухом художественный руководитель и главный дирижер Уральского хора Владислав Новик. Во время репетиции народный артист России буквально заставлял своих музыкантов «плясать» по сцене, переставляя их то ближе к авансцене, то отодвигая к самому заднику. Наконец, золотая середина была найдена, и изумительные голоса вознеслись к самому куполу, откуда на смертных сурово взирал Христос… Это была райская песнь, в сравнении с которой блекнут земные утехи и наслаждения и которая свидетельствует только об одном: счастье человека лишь в Боге…

Самым внимательным слушателем этого дня оказался седой, благородный мужчина с внешностью патриарха. При знакомстве выяснилось, что Нодар Чанба – композитор, дирижер, народный артист Абхазии, кандидат искусствоведения, член–корреспондент Парижской Международной Академии наук «Арарат», директор Абхазской хоровой капеллы, который много лет был ее художественным руководителем и главным дирижером. Сегодня коллектив возглавляет Нора Джинджолия, а Чанба живет с семьей во Франции. Но во время фестиваля худрук заболела, и дирижировать пригласили директора капеллы.

В заключительный день фестиваля, на гала–концерте в Абхазской филармонии, после трех сольных выступлений хоров (кроме Уральского камерного, свои программы представили Камерный хор Московской консерватории и Государственная хоровая капелла Республики Абхазия), коллективы вышли на сцену большим объединенным хором, чтобы исполнить «Многая Лета». Оказывается, у абхазов тоже есть подобная народная песня, носящая название «Шьардаамта».

Перед открытием гала–концерта заместитель министра культуры Республики Абхазия Беслан Гурджуа зачитал приветственное слово к гостям и участникам фестиваля от министра культуры Эльвиры Арсалия. А на другой день министр дала прием в честь руководителей хоров – Владислава Новика, Александра Соловьева и Нодара Чанбы.

Песня, молитва, воспоминание?

Коллектив Пермской филармонии представил в Абхазии премьеру «Пять веков русской духовной музыки». Уникальная программа позволила слушателям пройти путь длиной в пять столетий, наслаждаясь хоровым пением a capella. Был исполнен напев Валаамского монастыря «Днесь раждается от Девы» (XVI век) и прозвучали лучшие духовные песнопения таких русских композиторов, как Никола Дилецкий (XVII век); Дмитрий Бортнянский (18 век); Павел Чесноков, Николай Черепнин, Петр Чайковский (XIX век); Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Альфред Шнитке (XX век) и наш современник Антон Висков.

С особой теплотой жители Абхазии принимали сочинения, где с глубоким чувством уносились ввысь просветленные голоса солистов: Жанны Потаповой (сопрано) и Людмилы Четиной (сопрано) в «Ангел вопияше» – пасхальном пеcнопении, так называемом задостойнике Пасхи Павла Чеснокова, Константина Третьякова (тенор) в «Ныне отпущаеши» Сергея Рахманинова. Интонационная точность, емкое ощущение слова, сложнейшие тесситурные и мелодико–гармонические трудности, ансамблевая чуткость – все это определяло высочайшее мастерство солистов хора в создании богатого, цельного художественного образа.

Все три дня фестиваля на бис неизменно звучала «Вечерняя музыка» Валерия Гаврилина – песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж–наблюдение. Публика в зале чутко улавливала ее необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создана композитором благодаря красочности хоровой ткани. Выразительный голос Ксении Муравьевой (сопрано) словно парил над звучанием смешанного хора. И душа тосковала, не понимая, что это – песня, молитва, воспоминание?..

Огромным успехом всегда пользовался и второй бис, во время которого хор Пермской филармонии исполнял русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…». Директор Абхазской филармонии Руслан Хаджимба записал выступление в Гудауте на свой телефон и едва не попал в аварию, когда на обратном пути в Сухум заслушался широким и раздольным, как сама песня, исполнением русских певцов.

Публика чутко внимала уральцам, лица которых во время исполнения необъяснимо менялись, преисполняясь внутренним светом и такой утонченной красотой, что лицами их уже язык не поворачивался назвать – только ликами! Под стать обстановке храма с фресками на стенах.

Услышать себя изнутри

По словам Эсмы Джения, необходимость в проведении хорового фестиваля в Абхазии как никогда актуальна. Одна из причин, сподвигнувших организаторов на проведение такого фестиваля, низкий интерес к хоровому пению у подрастающего поколения:

– Проведение ежегодного хорового фестиваля окажет влияние и на уровень исполнительской культуры у местных самодеятельных хоровых коллективов. В рамках фестиваля слушателю предоставлена возможность знакомиться с хорами из разных городов и стран. Все это станет серьезным подспорьем для профессионального музыкального сообщества, а также способствовать расширению и обогащению представлений широких масс о том, каким интересным занятием может быть пение в хоре, каких высоких эстетических целей можно добиться искусством хорового пения!

Художественный руководитель Уральского камерного хора Владислав Новик тоже поделился своими впечатлениями о поездке:

– На каждом концерте повторялась одна и та же история: мы оканчиваем произведение, я опускаю руки, а в зале… тишина. Аплодисментов нет. Поначалу я растерялся, подумал: что не так? А потом понял: значит, каждый что–то услышал внутри себя. Для меня это имеет огромное значение. Это самое важное в том, что мы делаем…

Кстати, программа «Пять веков русской духовной музыки» будет представлена в двух городах Германии: сегодня – в храме г. Бад–Херсфельде и 30 ноября – в соборе г. Кронберге. А пермяки смогут ее оценить лишь 5 декабря в Органном концертном зале. Это будет российская премьера концерта.  

Маргарита Неугодова


           


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Администрации края и города могли бы стать лучшими Дедами Морозами Прикамья. Но им это не нужно. 

Геннадий САНДЫРЕВ, вице–президент  Палаты налоговых консультантов России

Отрасль налогового законодательства по сравнению с другими отраслями права достаточно объемна. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу