Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Врать надо вовсю!


Врать надо вовсю!

Это веселое, лукавое и в то же время мудрое игрище для любителей сказок, небылиц и диковинных историй, созданное на основе сказок Степана Писахова. Зрителей премьеры поджидали трогательные бытовые картинки жизни и нравов жителей русского Севера — поморов.

Вышли из тени кукол

Литературной основой спектакля «Не любо — не слушай!» стали оригинальные сказки архангельского писателя, этнографа, художника Степана Писахова: «Морожены песни», собственно «Не любо — не слушай!», «Северное cияние», «Баня в море», «Перепилиха», «Модница», «Проповедь попа Сиволдая» и другие.

Первая сказка «Ночь в библиотеке» была написана Писаховым в 14 лет. Первая его опубликованная сказка «Не любо — не слушай!» появилась в 1924 году в сборнике «На Северной Двине», издаваемом архангельским обществом краеведения. По своему характеру она так отличалась от традиционного фольклора, что составители сборника пустили ее в печать без подзаголовка. Писахов решился дать сказку в сборник по совету Бориса Шергина и Анны Покровской, сотрудников московского Института детского чтения. Их поддержка помогла Писахову найти свой путь в литературе.

Писахов сразу нашел удачный образ рассказчика — Сеню Малину из деревни Уйма, от лица которого и повел повествование в своих сказках. По словам Писахова, «с Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своем тяжелом детстве. На прощанье рассказал, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила». Чтя память безвестных северных сказителей — моих сородичей и земляков, — я свои сказки веду от имени Сени Малины».

Сказки Степана Писахова — это продукт индивидуального писательского творчества. У чудес в сказках Писахова иная природа, чем у чудес народных сказок. Они порождены писательской фантазией и вполне мотивированы, хотя мотивация эта не реалистична, а фантастична.

Писахов-сказочник, создавая свои побасенки, дает волю богатейшему воображению, реализует с детства жившую в нем потребность в сочинительстве.

- Фантастика — мир другой. Все крутится узором. В сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю, — утверждал писатель, понимая, что никаких строгих канонов у литературной сказки нет и быть не может.

Один из излюбленных приемов Писахова — материализация природных явлений (слова застывают льдинками на морозе, северное сияние дергают с неба и сушат т. д.) становится толчком для развития авторской фантазии во многих сказках. Это во многом определяет тот особый юмор, который так характерен для сказок Писахова: все, о чем говорится в них, вполне может быть, если в самом начале допустить существование таких овеществленных явлений. В сказках Писахова можно найти вполне современные реалии: женщина требует от мужа, чтобы тот отправил ее в город «на короткой волне», а муж склонен отправить ее на «волне длинной», как более ему подходящей; в другой сказке медведь говорит по телефону.

По словам художественного руководителя театра и постановщика Дмитрия Вихрецкого, в спектакле можно увидеть множество архетипичных ситуаций, которые дают понять — мир чудесен и удивителен, и вокруг все фантастическое, но иногда люди этого просто не замечают.

Побасенки Писахова режиссер Ирина Ткаченко (ее режиссерские работы пермяки могли видеть на сцене театра «Сцена-Молот»: она выступила не только как режиссер, но и как автор музыкального оформления спектакля «Сказки о царе Салтане»). Также пользуются популярностью у зрителей «взрослые» работы Ирины — «Глаза голубой собаки», «Шинель» и др.) объединены в единую сюжетную линию: в архангельскую деревню неожиданно попадает богатый американец, путешествующий по миру. Его-то и дурачат местные жители во главе с Семеном, рассказывая небылицы о том, как катались на льдинах, как медведи торговали на ярмарках молоком, люди вытряхивали их из собственных шкур, чтобы погреться днем, а ночью отдавали обратно зверям; пингвины приезжали к ним на заработки и ходили по улицам с шарманкой; как с помощью банного пара и пуховой юбки можно слетать на Луну – подальше от сварливых и болтливых жен.

Спектакль просто фонтанирует гротесковой иронией. Эти же поморские бабы – вместилище всех грехов мира! Или вот просто беспощадно высмеянный поп Сиволдай, которого Писахов в своей сказке обозвал «инкубатором». И это в 1938 году! Хотя становится понятным, почему эта тема в годы массовой борьбы советской власти с клириками, была так актуальна.

Нельзя не сказать и о блестяще переданном актерами северном говоре. Даже у самых ортодоксальных филологов не нашлось повода, чтоб придраться!

Ирина Ткаченко, режиссер:

— У нас получилась очень веселая и трогательная комедийная история о Северном Поморье. Мы пытались передать любовь к месту, в котором люди рождены. Помимо самих этих историй зрителей ждет много хороших и неожиданных актерских работ, а некоторые из них и вовсе станут сюрпризом!

Действительно, таланты актеров-кукольников обычно спрятаны за ширмой, а все их эмоции максимально должны передавать куклы самых разных модификаций. Другое дело, «Не любо – не слушай!» Продолжая развивать таланты, которые впервые раскрылись в спектакле «Вино из одуванчиков», актеры Театра кукол 50 минут прекрасно пели живьем и лихо отплясывали. За это нужно сказать отдельное спасибо опять же Ирине Ткаченко, которая стала не только режиссером, но и хореографом постановки, а также композитору и главному хормейстеру Ольге Тихомировой. Последняя уже много лет сотрудничает с различными пермскими театрами и знакома зрителям по музыке к спектаклям ТЮЗа - «Сказки про ежика в тумане», «Слушай, как поют эльфы», «Господа Головлевы» и многим другим. Стихи на музыку Ольги Тихомировой написала актриса Пермского академического Театра-Театра Наталья Макарова. Вместе у них получилось удивительное аутентичное музыкальное сопровождение спектакля, которое погрузило зрителей в волшебную атмосферу Русского Севера.

Кстати, нельзя не сказать и о блестяще переданном актерами северном говоре. Даже у самых ортодоксальных филологов не нашлось повода, чтоб придраться!

Над сценографией и костюмами работала художник Анастасия Гончарова. У них получилось увлечь зрителей за героями «Не любо — не слушай!» в полярные льды и сделать историю, которая разительно отличается от многих стереотипных представлений о северной культуре.

Дмитрий Вихрецкий, постановщик:

— Когда занимаешься постановкой спектакля по какому-то известному произведению, неизбежно узнаешь все больше и больше подробностей о нем. Уже во время репетиций мы стали замечать какие-то новые слои этой истории, на которые раньше, во время чтения, не обращали внимания, и, оказывается, помимо всей этой сказочности, в ней заложен огромный пласт обычной жизни, знакомой всем и каждому. Этот спектакль получился практически без кукол — люди играют для людей и про людей, ведь даже в фантастических реалиях самое важное — это человеческие отношения.

Кстати, во втором составе сам худрук театра Дмитрий Вихрецкий блестяще исполнил роль Сеньки Малины.

Провокатор Алиска

Еще одна премьера - «Про девочку Аню и кошку Алиску» - состоялась в Театре кукол в октябре. Это игровая пьеса для ребят от трех лет, написанная главным режиссером Ханты-Мансийского театра кукол Еленой Евстроповой. Идея спектакля родилась у нее еще несколько лет назад, и в Пермском театре кукол режиссеру удалось довести задумку до сценического воплощения.

Елена Евстропова, режиссер спектакля:
— Сейчас очень модно создавать полностью интерактивные спектакли, рассчитанные на изучение, например, времен года или предметов и категорий. Но я хотела сделать именно игровой спектакль со своей историей, понятной малышам, в которой ребята смогут узнать себя. Отталкиваясь от сказок для самых маленьких, я смогла объединить в одну историю три сюжета, которые учат ребенка бережно относиться к окружающему миру и людям.

В центре событий — трехлетняя девочка Аня, которая попадает в различные бытовые ситуации, а помогает ей в них попадать и потом выпутываться и находить ответы на возникающие вопросы кошка Алиска. Вместе они получают новые навыки, а также оттачивают уже имеющиеся. Маленькие зрители без труда узнают в девочке Ане себя и смотрят на свои поступки со стороны. Спектакль имеет воспитательный характер, но при этом история доносится ненавязчиво, без назидания.

Действие спектакля разворачивается в комнате маленькой девочки, над созданием которой работала художница Елена Наполова (Кемерово). Пермскому зрителю она знакома по спектаклю «Левша», премьера которого состоялась в прошлом театральном сезоне. Для спектакля «Про девочку Аню и кошку Алиску» Елена Наполова создала очень уютный крохотный мир, ограниченный одной комнатой, в которой и разворачиваются сказочные события. Все это происходит на фоне веселой и задорной музыки, написанной композитором Глебом Успенским, одним из создателей авант-фолкового коллектива «Собачий триндем №2» (Томск). Вместе у них получилась обаятельная история, которая обязательно займет свое место в сердцах детей.

На «Волшебном поезде» по «Методу Вероники»

Еще одна премьера - «Волшебный поезд» - спектакль-игра для ребят от двух лет до младшего школьного возраста, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). За его основу автор и режиссер проекта «Волшебный поезд», актриса Пермского театра кукол Марина Морозова взяла авторский метод развивающего движения Вероники Шерборн.

«Метод Вероники» широко известен в Европе, но в России, к сожалению, применяется очень редко. Благодаря заданиям, которые используются в игре, у детей вырабатывается уверенность в своем теле. Зачастую малыши еще неуклюжие, особенно, когда только начинают ходить. В процессе упражнений они начинают лучше осознавать свое тело. Простые движения позволяют сконцентрироваться на своих возможностях, и от этого у детей растет уверенность в себе. Затем появляется доверие к окружающему миру, к партнеру — в первую очередь к маме и папе, или другим ребятам, которые также участвуют в спектакле. Это доверие пробуждает желание исследовать окружающий мир. Ребенок понимает, как важно уметь взаимодействовать с другими людьми.

«Волшебный поезд» — это  игра со свободным и творческим подходом ко всем заданиям — здесь нет правильного или неправильного, главное — воображение и взаимодоверие. При этом спектакль — не просто игра, а возможность восполнить дефицит внимания к ребенку со стороны родителя, а также возможность заложить основы социализации детей и нарастить  социокультурные и психолого-педагогические компетенции взрослых. На протяжении всего спектакля родитель и ребенок работают в паре, и родитель — полноправный участник действия.

- Для меня эта работа не просто спектакль, я мама ребёнка с ОВЗ, и методику Вероники «подсмотрела» в Европе. Захотела, чтобы у нас родители и малыши тоже получили возможность с ней ознакомится и «внедрить» в свою жизнь, - рассказывает Марина Морозова, для которой «Волшебный поезд» стал режиссерским дебютом. - Работа по созданию спектакля была очень увлекательной, проходила в дружеской атмосфере моих молодых коллег, которые всегда были рядом, поддерживали и помогали во всем. Наш «Волшебный поезд» как долгожданный, желанный малыш, рождался в абсолютной любви! За что я очень благодарна всей команде: это актёры Даниил Петров, Ангелина Провкова, Вениамин Смыков, художница Виктория Ельцова и композитор Артём Тетерин. Мы с ребятами, помимо репетиций, проводили ещё и психотренинги на сближение, на развитие эмпатии, сами участвовали во многих заданиях из «Метода Вероники» для того, чтобы на себе испытать все то, что будет предлагаться зрителям, проникнуть в самую суть метода.

По сюжету малыши и их родители занимают места в волшебном поезде и под веселую музыку отправляются в удивительное путешествие по сказочной стране. На станциях они встречаются со славными кукольными героями, у каждого из них своя уникальная история. Грустная гусеничка, кот-повар, поросенок-именинник ждут участников спектакля в гости, чтобы подружиться с ними, вместе петь и танцевать.

Маргарита Неугодова

Фото Анастасии Трофимовой

Справка IN

Пермский театр кукол принял участие в конкурсной программе II Международного большого детского фестиваля со спектаклем «Левша» по повести Н. Лескова.

Фестиваль организует Московский губернский театр под руководством народного артиста России Сергея Безрукова. Основная идея фестиваля - собрать лучшее, что делается для детей и юношества в самых различных жанрах перформативного искусства и усилиями жюри выбирать лучших из лучших. Особенность фестиваля — детское жюри, которое состоит из детей разных возрастов.

Спектакль Пермского театра кукол «Левша» (режиссер — Петр Зубарев) был отобран для участия в конкурсной программе экспертным советом фестиваля.


IN-календарь
INосказательно
Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Пусть в нашей общей жизни будет больше здравого смысла 

Дмитрий МАЛЮТИН, первый заместитель председателя Пермской городской Думы

Транспортная реформа – ключевая тема этого года.  

Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов