Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

К истокам и корням


К истокам и корням

В прошедшую субботу постановкой «Лебединого озера» в редакции примы–балерины Мариинского театра и звезды Лондона и Нью–Йорка Наталии Макаровой Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского открыл 148–й сезон. Как ни странно звучит, в театре цифру «148» называют юбилейной, поскольку историки до сих пор спорят, когда театр открылся, и не могут найти точную дату. Руководство решило, что это само по себе замечательно: значит, есть возможность продлить праздник и порадовать пермяков уникальным событием!

Есть ли жизнь без Курентзиса?

Однако новый сезон, который для труппы, обескровленной Теодором Курентзисом, покинувшим вместе с основной частью хора и оркестра musicAeterna Дом Чайковского летом, вряд ли будет простым. Но обновленная творческая команда, к счастью, раскисать не собирается. А театр, после восьми лет спорных экспериментов, наконец–то вернется к своим корням и alter ego – репертуарному базису.

После ухода Курентзиса с поста художественного руководителя эту должность упразднят. Главной фигурой теперь будет интендант – генеральный директор. На пост назначен Андрей Борисов, который ранее занимал пост исполнительного директора. Новый устав театра фиксирует изменения и организационно–управленческой структуры. Генеральный директор будет опираться на художественный совет: Артем Абашев (главный дирижер – тоже новая должность), Алексей Мирошниченко (главный балетмейстер), Медея Ясониди (директор оперной труппы), Евгений Воробьев (главный хормейстер).

По словам Андрея Борисова, «ареопаг творческих людей» будет вместе вырабатывать стратегию развития театра. Ее придется подготовить и представить общественности в достаточно сжатые сроки.

– Эти люди не первый год в команде, мы чувствуем плечо друг друга, и, я надеюсь, вскоре выйдем из турбулентности, которая временно возникла у нас на пути, – отметил руководитель театра.

Самая главная задача, которая стоит перед новой командой, – максимально быстро залечить «прорехи», которые так или иначе появились с уходом Теодора Курентзиса, восстановить необходимую для творческого коллектива устойчивость и сохранить истинный интерес зрителей, что совсем непросто. А публика в Перми, как правильно заметил Андрей Борисов, знающая и даже привередливая.

К счастью, в Перми осталось много прекрасных музыкантов, некоторые просто решили не переезжать вместе с Курентзисом: у них здесь семьи, квартиры, дачи. В конце концов, у них в Перми родились дети! Ну а пополнением состава вокалистов и музыкантов занимаются Артем Абашев и Евгений Воробьев.

– Сложная работа, которую делали летом, чтобы собрать оркестр мирового уровня, – проделана, – рассказывает главный дирижер. – Уже первые репетиции показали, что мы набрали достойный коллектив. Причем он может играть не только репертуарные произведения. В плане стоят 10 симфонических концертов. Чтобы оркестр лучше сыгрался, почувствовал друг друга, я взял симфоническую программу, поставил сочинение камерного струнного оркестра. То, что я делал раньше в родном театре, я продолжаю делать и сейчас.

Импортозамещение певцов

Такое же существенное обновление идет в составе хора пермского театра. По свидетельству нового хормейстера Евгения Воробьева, оттуда ушло немалое количество артистов, но в театр приходят и новые голоса.

– У коллектива есть сложности: им нужно привыкнуть ко мне, мне – к ним, – сказал он. – Но мы вместе готовы формировать именно то качество, которое необходимо. Скажу сразу, что коллектив способен на очень многое. У тех людей, которые остались, не всегда была возможность показывать то, на что они способны. Но если им эту возможность дать, то мы получим большое удовольствие. Мы хотим хорошо показывать себя не только в репертуарных спектаклях, но также планируем делать концерты. Готовы и хотим петь русскую и зарубежную музыку, классическую и современную. Особое внимание к духовному музыкальному пласту: пение a capella – огромная и очень важная школа для певца.

К новому сезону труппа уже пополнилась молодым солистом. Это – баритон Энхбат Тувшинжаргал, который уже 4 сентября выступил в заглавной партии в «Евгении Онегине». Затем его ждут роль Грязного в «Царской невесте», партия князя Игоря в одноименной опере. В России певец из Монголии прожил восемь лет, учился в Петербургской консерватории у Михаила Кита – нашего земляка, поэтому русским владеет хорошо. Тувшинжаргал станет первым певцом пермской оперы, который попытает счастья в проекте телеканала «Россия–Культура» «Большая опера». В «Большом балете» пермяки уже участвовали, и успешно, а в «Большой опере» – пока нет. Прослушивания пройдут 17 и 18 сентября в Москве.

Кстати, руководитель оперной труппы Медея Ясониди, которая приехала в Пермь вместе с Курентзисом, покидать город на Каме в ближайшее время категорически не намерена:

– Я остаюсь сознательно. Уже 35 лет я работаю с солистами в разных оперных театрах. Это моя работа. В пермской опере я уже восемь лет, последние два года – в должности директора оперной труппы. Эту работу мне предложил директор театра Андрей Борисов, и мне кажется, что здесь я на своем месте. У нас немало достижений, но есть пробелы, которые надо восполнить, поэтому покинуть театр я пока не могу. Если Теодору в новых проектах понадобится моя помощь, например, кастинг и вокальный коучинг на концертных исполнениях опер, я готова приехать и помочь, но не насовсем.

По словам Медеи Ясониди, она намерена показывать публике и те «элитарные» оперы, которые шли исключительно с участием Курентзиса и приглашенных солистов:

– Мы уже показывали эти постановки в современном строе, на современных инструментах, и наши артисты, и певцы других российских театров, участвующие в спектаклях, выступали достойно, не хуже их зарубежных коллег. Я всегда говорила Теодору, что нам нужно импортозамещение не только там, где речь идет о сыре или хамоне, но и в сфере вокальных кадров…

Кроме того, руководитель пермской оперы просто убеждена, что театру нужна полноценная молодежная программа подготовки певцов по опыту столиц:

– У нас была небольшая стажерская группа, но она существовала в связке с хором musicAeterna, а теперь хотелось бы набрать группу молодых перспективных певцов–солистов с целью их воспитания и постепенного вливания в оперную труппу театра. Поэтому я жду, что эта идея будет поддержана Министерством культуры Пермского края. Пусть это для начала будет маленький коллектив 5–6 человек, но мы уже готовы делать прослушивания.

Что касается планов, то на поверку они оказались очень расплывчатыми. В ноябре будет представлена премьера детской оперы «Теремок». По словам Медеи Ясониди, они перебрали массу детских опер и, наконец, выбрали ту, «в которой есть что попеть». Например, в партии Лисички есть верхнее ре – далеко не каждая певица справится.

Затем, в декабре, последует концертное исполнение некой оперы (название премьеры в театре озвучить пока не смогли). Еще одна неизвестная концертная опера запланирована на весну 2020 года. Может быть, это будут «Бал–маскарад» или «Трубадур» Верди – мечты Медеи Ясониди. Ведь, как она выразилась, «репертуар надо выстраивать, отталкиваясь от возможностей оперной труппы и стимулируя профессиональный рост исполнителей». Планирует руководитель оперной труппы сделать и полноценный спектакль из семистейдж–версии «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева.

Хорошо забытое старое

По словам руководителя балетного коллектива Алексея Мирошниченко, основные планы на этот сезон – восстановление забытого репертуара. За последние несколько лет в театре было создано немало ярких постановок. Но многие из них давно не показывали публике. В декабре на сцену вернется балетная трилогия «Зимние грезы», премьера 2014 года. Это серия небольших постановок британских хореографов – «Конькобежцы», «Когда падал снег» и, собственно, «Зимние грезы» – по мотивам чеховской пьесы «Три сестры». Трилогию будет танцевать обновленная труппа.

В апреле 2020 года еще один чеховский спектакль – «Анюта» – также возобновят в театре.

– Хотелось бы выделить силы на восстановление репертуара. Прошлый, десятый сезон у меня был юбилейный. За это время мы накопили много качественного репертуара. Были сезоны, когда было по семь балетных премьер. Поэтому сегодня любимые спектакли зрителей возвращаются на сцену. Первая премьера возобновления будет – «Вечер зимних грез». Вторая премьера – балет «Анюта». И это не только потому, что Владимиру Васильеву 80 лет, а потому что нас очень много связывает, – объясняет Алексей Мирошниченко. – Во–первых, спектакль был поставлен в Большом театре Екатериной Максимовой – первым художественным руководителем конкурса «Арабеск», и Владимир Викторович является родным человеком для Перми. Кроме этого, у нас есть коллекция спектаклей советского периода, поэтому из периода балетов 1980–х годов хотелось бы добавить спектакль. Он очень любим артистами, поэтому это все очень правильные шаги. Я надеялся, что в этом году мы восстановим два балета Форсайта, но переговоры с фондами даются очень тяжело, в основном из–за того, что мы не можем согласовать график приезда репетиторов. Они очень заняты и мотаются по всему миру, поэтому в этом сезоне это не получится. Я надеюсь, что в следующем сезоне мы это дело дожмем, и мне хочется, чтобы мы поставили «Дитя и волшебство».

«Анюта» будет 24 апреля, а на следующий день откроется конкурс «Арабеск». Здесь все очень тематически связано, как память о Максимовой, а сам Владимир Викторович выйдет в партии Петра Леонтьевича, отца Анюты. Именно в этой партии он выходил на премьере в Большом театре, это совершенно замечательно. А на «Зимние грезы» мы приглашаем 6, 7 и 8 декабря. Вы пойдете в театр по зимнему снегу, откроется занавес и перед вами будет викторианский каток с фонариками. Очень атмосферно.

С видом на Татищева и Каму

Перед началом сезона с труппой театра встретились губернатор Прикамья Максим Решетников и министр культуры края Вячеслав Торчинский. Глава региона напомнил о тех преобразованиях, которые ждут театр в будущем. В частности, о строительстве новой сцены. На данный момент уже идет работа над ее проектом, участие в которой примут и американские архитекторы: им предстоит заниматься архитектурным обликом фасада и интерьера. Как сообщил глава Прикамья, месторасположение новой сцены уже известно. Это будет площадка рядом со сквером Татищева. Один из фасадов будущего театра будет выходить на улицу Ленина, другой – на Каму.

Вячеслав Торчинский, в свою очередь, рассказал, что в новом театре запланированы два больших зрительных зала – на 1300 и 800 зрительских мест. Планшеты сцен задуманы абсолютно идентичными, чтобы можно было репетировать максимально долго в малом зале, пока в большом идут репертуарные спектакли. Малый зал будет концертным. В новом театре разместятся три балетных класса, хоровой класс и классы для индивидуальных занятий.

Ожидается, что к ноябрю текущего года уже будет готов эскиз нового театра.

Кто запатентовал Дягилева?

Но главный вопрос – будущее пермского Дягилевского фестиваля, который запланирован на июнь следующего года, и отношения Теодора Курентзиса с городом – пока явно завис. И тут очень важна позиция власти, поскольку, по словам Андрея Борисова, он сам готов подписать договор о сотрудничестве прямо сейчас, но маэстро хочет, чтобы документ был заверен не директором театра, а конкретно министром культуры.

Есть у него и еще одно требование – чтобы Дворец культуры им. Солдатова, в котором прошло открытие нынешнего Дягилевского фестиваля, был передан под его резиденцию и площадку будущего мероприятия. И Теодор хочет, чтобы эти пункты были занесены в договор, а не остались лишь устными договоренностями.

Сами же власти, в лице губернатора края и министра культуры, выражают полную готовность к общению. На общем собрании труппы, посвященном открытию сезона, они оба подтвердили, что все договоренности насчет использования ДК им. Солдатова и финансирования театра, данные Теодору Курентзису, сохраняются.

Однако тут тоже все не так просто, поскольку на ситуацию накладывается история с «дележкой» бренда Дягилевского фестиваля, разыгравшаяся в последнюю неделю августа. А это может серьезно осложнить переговоры о пермском будущем фестиваля и, как написано в официальном сообщении пресс–службы musicAeterna, подтолкнуть «к отказу от проведения фестиваля в Перми».

Напомним, что конфликт вокруг «Дягилевского фестиваля» начался после того, как Пермский театр оперы и балета отправил коллективу оркестра musicAeterna письмо с уведомлением, что бренд «Дягилевский фестиваль» юридически закреплен за театром. На это письмо от имени musicAeterna пришел ответ, в котором сообщалось, что «бренд «Дягилевский фестиваль» был создан Теодором Курентзисом и его командой в 2012 году». И это просто смешно! Каждому культурному пермяку известно, что фестиваль был придуман и создан бывшим худруком оперного театра Георгием Исаакяном и оперным режиссером и продюсером Олегом Митрофановым – свидетелем и непосредственным участником трех сезонов пермского «дягилевского движения», с осени 1990 года по лето 1993 года. 

А в это время

Пресс–секретарь коллектива Теодора Курентзиса music Aeterna Оксана Гекк прокомментировала для прессы сложившуюся с брендом Дягилевского сезона ситуацию:

– В ответ на письмо Пермского театра оперы и балета, касающееся прав на использование бренда «Дягилевский фестиваль», о котором мы узнали из массмедиа, сообщаем, что бренд «Дягилевский фестиваль» был создан Теодором Курентзисом и его командой в 2012 году. До этого времени фестиваль назывался «Дягилевские сезоны: Пермь, Петербург, Париж». Бренд создан для Перми, и команда musicAeterna не использовала и не собиралась использовать его в других городах. А что касается проекта в парижском театре Шатле, который будет проходить под руководством Теодора Курентзиса с 2021 года, то он не будет называться буквально «Дягилевский фестиваль», хотя в его названии, безусловно, будет фигурировать имя человека, который именно сцену Шатле выбрал для первого представления своих знаменитых «Русских сезонов».

Но главное – можно любое название дать фестивалю, как пермскому, так и французскому. Не от названия зависит успех, а от содержания. Поэтому лучше было бы закончить игры с массмедиа, подталкивающие нас к отказу от проведения фестиваля в Перми, и сесть за стол переговоров, чтобы решить принципиальные вопросы, касающиеся будущего фестиваля. Время идет, а переговоры с Министерством культуры Пермского края, по сути, еще не начались. 

Маргарита Неугодова         

Справка IN

В ходе встречи губернатор Прикамья вручил благодарственные письма за заслуги в развитии культуры и искусства в Пермском крае и плодотворную деятельность.
Их получили директор оперной труппы Медея Ясониди, солистка оперной трупы Лариса Келль и артистка оркестра Татьяна Савинова. Еще двум артистам оперы – Борису Рудаку и Константину Сучкову – благодарственные письма вручат уже в наступающем сезоне. Директор Андрей Борисов поздравил коллектив с присуждением главной государственной театральной награды – премии имени Федора Волкова. Правда, она еще не получена, но глава правительства РФ Дмитрий Медведев уже подписал соответствующее распоряжение.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона