Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Логично? Отлично!


Логично? Отлично!

В Перми для проведения интеллектуальных игр используют ИТ–технологии. 

В Перми второй год продолжается бум барных викторин (квизов, как их называют) и интеллектуальных игр. Организаторы спортивных турниров по «Что? Где? Когда?» отмечают, что на их мероприятия в среднем за последние два года заявляется вдвое больше пермских команд. «Мозгобойня», минская франшиза барных квизов, так и не завоевавшая Москву, в Перми еженедельно проводит от шести до восьми игр. Организаторы «Соликамской осени», которая пройдет в ближайшие выходные, заявили: «Извините, но мы просто не можем принять всех желающих» – такой интерес к проходящему в крае мероприятию проявили пермяки.

Однако далеко не всем квизам удается удержаться на пермском рынке. Так и не смогли собрать игроков «Квизплиз», всего пару раз была проведена в Перми «Инквизиция», не смог конкурировать на рынке «Мозголэнд». Причины того, что постоянным потребителям нравятся далеко не все продукты, заходящие на новый, но уже крайне насыщенный рынок, просты. Пермские игроки барквизов избалованы качественным продуктом: у нас есть сразу несколько успешных авторских проектов, готовых предоставить оригинальный контент и интересные вопросы.

Игра «Ботва» определенно выделяется среди барных викторин Перми – на рынке квизов она уже полтора года. Плюсов у нее сразу несколько. Во–первых, это чисто пермская игра, независимая от франшизы – следовательно, дающая организаторам больше свободы в выборе формата и вопросов, больше возможности общаться с игроками и командами. Во–вторых, «Ботва» одной из первых в нашем городе начала проводить тематические игры – «Киноботву», «Спортивную Ботву», «Ботву 90–х» – буквально на любой вкус. В–третьих, эта игра не требует точных знаний – в ней нужны только логика и эрудиция, что позволяет привлекать максимально широкую аудиторию. А в–четвертых, «Ботва» для проведения своих игр активно использует новаторские IT–решения.

«Ботва» для всех

История «Ботвы», как и многих других пермских квизов, началась с минской «Мозгобойни».

– Мы с друзьями ходили на «Мозгобойню», нам понравился сам формат. Но были какие–то недочеты, по ощущениям чего–то не хватало – и мы подумали, что можно было бы сделать немного иначе, – рассказывает организатор «Ботвы» Алексей Рудометов. – В январе 2017 года провели первую игру, чисто для мужчин. Вообще изначально была идея разделить игры на женские и мужские. Но если «Женская Ботва» собрала много народу, то на мужскую пришло гораздо меньше команд. Видимо, умным мужчинам надо обязательно красоваться перед девушками, просто так им играть не интересно... Поэтому от первоначальной идеи мы отказались и решили провести игру для всех. А потом уже начали выбирать тематики игр, сделали «Ботву 90–х» – нашим игрокам в районе 35 лет, для них девяностые – это молодость. И пошло–поехало.

В начале Алексей все вопросы для игр писал сам. Но одного человека такой объем работ выматывает, кроме того, у Алексея есть собственный бизнес, который также отнимает много времени. Поэтому сейчас у «Ботвы» свой коллектив авторов – это ребята из Беларуси, Челябинска, Перми и Березников, которые составляют пакет вопросов.

Кстати, основной бизнес – компания «Камчатка», занимающаяся созданием и продвижением сайтов, – помогает Алексею и в проведении игр. В частности, ребята разработали систему, в которую авторы дистанционно добавляют вопросы, а затем администраторы из разных городов их тестируют.

– У авторов и тестеров есть возможность зайти в определенный раздел на сайте, где выдается вопрос. Оценивать его можно по различным параметрам: «Нравится – не нравится», «Логичный», «На знание», «Интересный», «Смешной» и так далее. Есть таблица, где видно статистику по каждому вопросу, можно сделать выборку вопросов по сложности, логичности, – объясняет Алексей. – Я считаю, что в игре должно быть как можно больше логичных вопросов, которые можно каким–то образом «докрутить». Вопросы на знание мне не нравятся, потому что если ты знаешь какой–то факт, тебе не нужны 30 секунд, чтобы ответить. Если ты не знаешь ответ, за 30 секунд ты никак до него не дойдешь. В целом, на мой взгляд, идеальный квиз – в меру сбалансированная логическая и юмористическая составляющие и элементы риска.

Вопросы на «Ботве», пусть логичные и порой весьма забавные, неподготовленным командам могут показаться чуть сложнее, чем на более массовых барных викторинах. Но к ним просто надо привыкнуть: как показывает опыт, новенькие команды, играя регулярно, постепенно учатся «раскручивать» логические вопросы и уже через несколько игр входят в число лидеров.

У «Ботвы» уже сформировался костяк постоянно играющих команд, регулярно появляются и новые. Некоторые ходят только на тематическую «Ботву», кто–то выбирает определенные игры. Кстати, все команды заносятся в общий рейтинг, который находится в свободном доступе на сайте викторины, что также добавляет азарта: по итогам года «Ботва» вручает лучшим командам кубки и призы.

Такая разная «Ботва»

Организаторы «Ботвы» первыми в городе начали проводить тематические игры: в арсенале квиза – «Ботва 90–х», «Ботва 2000–х», «Черная Ботва», «КиноБотва», «Мульт­
Ботва», «Ботва патриотов» по истории России, «Потерриана», «РокБотва», фантастическая, детективная и многие другие игры. Интеллектуалам понравилось: игроки с удовольствием «ныряют» в прошлые эпохи, приходят в соответствующих тематике костюмах. Организаторы, со своей стороны, готовят необходимый реквизит, раздаточные материалы, приглашают артистов.

– Тематические игры делать интересно. Но, например, «Потерриана» оказалась для нас тяжелой, потому что много времени ушло на проверку ответов и на апелляции. У книг про Гарри Поттера есть много переводов. И, несмотря на то, что мы старались учитывать в ответах все варианты, все равно были какие–то нюансы. Получается так, что фанаты знают больше, чем даже авторы пакета, – улыбается Алексей.

Кстати, небольшой спойлер: в планах «Ботвы» – сделать фанатскую игру по «Звездным войнам».

Кроме того, в настоящее время ребята разрабатывают новый формат игры, которую проведут уже в ближайшее время. Подробностей организаторы пока не разглашают. Известно лишь, что в новой викторине будет больше туров, похожих на «Пентагон» (игра, в которой на правильный ответ дается пять подсказок с разной стоимостью), а для игры команде нужен будет лишь телефон и, разумеется, эрудиция.

Кто не рискует...

Правила «Ботвы», казалось бы, просты: семь туров, в каждом по семь вопросов. После того, как вопрос появился на экране и ведущий озвучит его, команде дается 30 секунд на обсуждение. После звукового сигнала задается следующий вопрос – и так далее. После того, как произнесены все семь вопросов, ведущий снова их повторяет, и у команд есть еще минута на обдумывание. Затем бланк с ответами и названием команды сдается.

Но у ребят есть и свои «фишки». Например, музыкальный тур – это не просто «угадайка» и знание тех или иных исполнителей и композиций. Каждой команде выдается лист с картинками, которые нужно соотнести с авторами или песнями. Например, изображение древнеримского бога Марса – это группа 30 seconds to Mars. «Всякая Ботва» и тематические игры предлагают еще больше разнообразия: туры с ассоциациями и картинками, видеораунды, «Х–тур», который для каждой игры придумывается оригинальный, а его особенность анонсируется лишь за несколько дней до игры.

Присутствует, конечно, и риск. Так, при регистрации или перед началом игры каждая команда выбирает свой «джокер» – любой тур, в котором за правильный ответ она получает два балла. Но рисковать на «джокере» опасно – за неправильный ответ баллы вычитаются. Если ответ не написан, команда получит ноль очков. То есть за один тур команда может как набрать 14 баллов, так и потерять их же.

Другая особенность «Ботвы» – раунд «Спасибо, кэп!», который традиционно проводится последним. Капитаны отсаживаются за другой стол и играют отдельно от своих команд. Причем если и капитан, и команда правильно ответили на один и тот же вопрос, команде присуждается за него три очка – максимально за тур можно получить 21 балл.

Наличие сразу двух рискованных раундов придает игре особый азарт: ведь неправильные ответы в джокер–туре и разные ответы в «капитанке» могут здорово «раскидать» итоговые результаты, и команда, занимавшая всю игру средние позиции, вполне может войти в тройку победителей.

– Когда продумывали идею игры, хотелось сделать вещи, которые отличались бы от тех, которые уже были. Поэтому придумали джокер–тур. Минус в том, что в нем сложнее подсчитывать баллы. Но сейчас у нас есть система, которая подводит итоги автоматически, – рассказывает Алексей. – «Капитанку» сделали, потому что, по нашему мнению, было бы интересно выявлять самых умных людей. А сделать это можно, только посадив играть отдельно. И на «капитанке» хороший игрок может обеспечить очень сильный отрыв. С одной стороны, это плюс: у человека, спасающего свою команду, особенные эмоции. С другой стороны, неопытный человек может все провалить и испытать совершенно противоположные чувства.

Справедливости ради стоит отметить, что капитанский тур нравится не всем, поэтому в настоящее время ребята продумывают и альтернативные варианты рискованных раундов.

...тот не пьет шампанского!

Кстати, еще одним отличием «Ботвы» от других интеллектуальных игр города является возможность узнать баллы за правильные ответы до оглашения общих результатов. Так, в перерывах между раундами, до появления промежуточной и итоговой таблиц на экранах, капитанам всех команд приходят SMS с количеством полученных в каждом раунде очков. Таким образом, организаторы сумели существенно сократить время на подачу и рассмотрение апелляций.

– На то, чтобы проверить, все ли правильно, оспорить какие–то вопросы уже после появления итоговой таблицы, уходит достаточно много времени. Я подумал, почему бы просто не прислать командам SMS, чтобы они увидели количество баллов, прошли по ссылке в сообщении на определенный раздел сайта и посмотрели, что им засчитали, а что нет, и затем уже подали бы апелляцию, – объясняет Алексей. – Это исключает момент, когда с апелляциями единовременно подходит сразу несколько человек.

Победителей, занявших первые три строчки турнирной таблицы, традиционно награждают магнитиками, сертификатами в различные заведения города и бутылкой шампанского. Среди постоянных партнеров «Ботвы» – пиццерия PiPizza, фитнес–клуб ALEX FITNESS, кальянная Hookah Box и другие. Зачастую компании сами пишут организаторам с предложением стать спонсорами игры.

Кстати, команда, занявшая последнее место, тоже не остается без утешительного приза – ей вручается бутылка шампанского. Такой же подарок получает команда, расположившаяся на седьмом месте. А игроку, правильно ответившему на самое большее количество вопросов в «капитанке», достается небольшой сувенир.

Кто эти люди?

Коллектив у «Ботвы» достаточно большой: это примерно шесть авторов из разных городов, тестеры, девушки, которые присутствуют на игре и помогают с рассадкой команд, сбором листочков с ответами и подсчетом результатов. Но постоянных членов коллектива двое – сам Алексей Рудометов и Вера Завьялова, являющаяся его правой рукой.

Кроме того, у «Ботвы» есть администраторы в других городах. На данный момент в «Ботву» играют в Ухте, Челябинске, Симферополе и Березниках. Стоит отметить, что это не франшиза – организаторы не платят Алексею роялти, они выкупают только пакет вопросов.

– Мы их поддерживаем, помогаем с партнерами, но в целом они полностью самостоятельны, – объясняет Алексей. – Мы не занимаемся активными продажами, люди обращаются к нам сами. Сейчас интерес к «Ботве» проявил Екатеринбург.

Часто к организаторам «Ботвы» обращаются с просьбой провести корпоративную игру – например, специальную игру в этом году «Ботва» приготовила для «Дней пермского бизнеса». Под каждое конкретное мероприятие и специфику компании готовится соответствующий пакет вопросов. Бывает, что корпоративная игра проводится параллельно на два города.

Игры проводятся каждую неделю, именно столько времени требуется, чтобы подобрать вопросы, определиться с партнерами, реквизитом. Всех финансовых тайн организаторы не раскрывают. По словам Алексея, пока для него «Ботва» – скорее хобби, чем способ заработать. Ну а для игроков «Ботва» – возможность разнообразить будний вечер приятной компанией и интересными вопросами…    

 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов