Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Роста не предвидится


Роста не предвидится

Налоги не будут повышать минимум до 2019 года – об этом сказал Президент РФ Владимир Путин.

Еще в 2014 году в послании Федеральному собранию Президент обещал не повышать налоговую нагрузку на бизнес минимум четыре года. Что и происходило в стране, в общем–то, в эти два года. Однако те, кто отве­чает за бюджет России – Министерство финансов – с весны в закрытом режиме пытается обсудить предложения о повышении налоговой нагрузки на бизнес и население. Предложения касались разных видов налогов НДС, НДФЛ и так далее. К осени дискуссия приобрела острый характер. Вопрос роста налогового бремени обсудили на совещаниях у первого вице–премьера Игоря Шувалова и премьера Дмитрия Медведева. Чиновники Минфина предполагали унификацию ставки страховых взносов, ее поэтапное снижение и повышение НДС. Поступления в бюджет от маневра Минфин оценивал в 2017 году в 600 млрд руб., а всего за 2017–2019 годы – в 1,2 трлн. Однако Президент РФ идею финансистов не поддержал и заявил, что до 2019 года налоги повышаться не будут.

Впрочем, чиновники не теряют надежду на изменение в налоговой системе. Так, по мнению Антона Силуанова, министра финансов, чиновники министерства считают, что сейчас высока нагрузка на фонд оплаты труда, от этого велики издержки бизнеса – если снизить эти изъятия, то у представителей малого и среднего бизнеса появится стимул для выхода из тени и внедрения на предприятии «белой зарплаты». При этом, заверил министр, вовсе не предлагается увеличивать налоги.

Недостающие для процветания средства Министерство финансов предлагает изъять у ПАО «Газпром». Проблемы в бюджете возникли из–за снижения цены на нефть. Доходы бюджета сокращаются по этой причине примерно до 12,3 трлн руб. Расходы правительство договорилось заморозить на цифре 15,787 трлн руб.; дефицит составит 3,2% со снижением на 1–процентный пункт в год в 2018–2019 гг. Чтобы уложиться в бюджет, министерствам и ведомствам придется сокращать расходы в номинальном выражении на 6% в 2017 г. и на 9 и 11%, соответственно, в 2018–2019 годах. Силуанов также объявил о том, что расходы на военно–промышленный комплекс также будут сокращаться.

В 2017 году Минфину нужно собрать дополнительно около 800 млрд руб. Их принесут дополнительные изъя­тия из нефтегазового сектора – около 400 млрд, повышенные до 50% дивиденды госкомпаний (250–300 млрд), администрирование таможенных и страховых платежей (100–150 млрд). Финансировать дефицит планируется также за счет займов (1,2 трлн руб. на внутреннем рынке и до $7 млрд на внешнем) и резервных фондов. По мнению министра, этих средств может хватить на три года при аккуратных тратах.

Минфин также пока рассчиты­вает на поступления от приватизации «Роснефти» и «Башнефти» в 2016 году, но готов получить эти средства и в 2017году. «Возьмем больше из фонда в этом году и меньше потратим в следующем», – пояснил Силуанов.

По мнению некоторых чиновников, дыра в бюджете более чем в 1 трлн руб., мягко говоря, неправда. На самом деле она гораздо меньше и ее можно полностью покрыть за счет повышения нефтегазовых налогов, более высоких дивидендов, приватизации и больших бюджетных остатков, которые в этом году будут еще больше. Для ликвидации денежного провала нет необходимости также повышать пенсионный возраст.

Зато, по мнению все того же Минфина, богатым следует поделиться своими доходами с соседями: 1% ставки налога на прибыль предлагается передавать в федеральный бюджет с распределением на дотации бедным регионам. Такая мера принесет в бюджет дополнительно около 115 млрд руб. в 2017 году. Пока перераспределение части налога не решенный вопрос, но с высокой долей вероятности решение будет принято в пользу Минфина. «Фактически это экспроприация», – уточнили участники форума.

Главную проблему озвучила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова – регионы недополучают доходов и дотаций. Им трудно избежать дефицита: номинальные доходы выросли на 2,7%, а расходы – на 5,7%. Общий профицит регионов в первом полугодии (276,6 млрд руб.) получен за счет огромного превышения доходов над расходами в бюджете Москвы и Сахалина, значительных профицитов ХМАО, Тюменской и Ленинградской областей и Санкт–Петербурга. У 15 регионов ситуацию можно назвать критической.

Настоящие сложности с бюджетом у Минфина начнутся в 2018 году. При цене нефти $40 за баррель дыра в бюджете 2018–2019 годов превысит 2 трлн руб. Реальных резервов нет и денег взять неоткуда. Жить взаймы – значит, попасть на процентные расходы бюджета. Но бюджет – вещь простая: либо увеличивать доходы, либо сокращать расходы. Если ставится задача налоги не повышать, приходится увеличивать долг. Хотя есть еще надежда, что цена нефти не будет ни расти, ни падать.

Фото: actualcomment.ru

КОММЕНТАРИИ

Елена ОНУЧИНА, исполнительный директор Группы компаний «Налоги и право»:

Елена Онучина– Бюджет – вещь простая: либо увеличивать доходы, либо сокращать расходы. Расходы Правительство РФ рассчитывает заморозить, но дефицит бюджета необходимо чем–то восполнить и откуда–то собрать денежные ресурсы дополнительно. За счет системы автоматизированного контроля юридических лиц, информационного обмена расширяется налоговая база. Это направление в перспективе представляется ФНС наиболее приоритетным. А для налогоплательщиков это означает, что увеличится рост запросов от контролирующих органов на представление документов для предпроверочного анализа, перечень требуемых документов и их количество, будет больше требоваться дополнительных пояснений. В итоге все это приведет к обязательному росту камеральных налоговых проверок бизнеса. Нельзя убирать со счетов и человеческий фактор, и сбои в программном обеспечении... В связи с этим возможны судебные иски, куча бумажной волокиты, упущенное для бизнеса время, невыполнение обязательств перед поставщиками, уменьшение выручки или вообще приостановление деятельности. И что лучше для бизнеса – пока не ясно. Если ставится задача налоги не повышать, то нужно либо брать в долг, либо доначислять и взыскивать. Думаю, что будут использованы оба варианта.

Валерий АНИКИН, экс–начальник отдела работы с налого­плательщиками краевого налогового управления в 1999–2014 годах, зампредседателя Общественного совета при УФНС России по Пермскому краю:

Валерий Аникин– В Минфине и в Правительстве РФ идет активная работа над проектом очередного бюджета. И в конце октября его предстоит внести на рассмотрение Государственной Думы. Дискуссии о том, как свести доходы и расходы, идут нешуточные. При этом идеи обсуждаются самые разные. И повышение НДС при одновременном переходе на уплату страховых взносов со всего зарплатного фонда по единой пониженной ставке. И увеличение налоговой нагрузки исключительно на нефтегазовый сектор путем повышения НДПИ, акциза и экспортной пошлины в разных вариантах. И корректировка межбюджетных отношений. И приватизация гос­предприятий. И много чего еще. Но идеи повышения налоговой нагрузки поддержку у Президента не находят. Напротив, он одно за другим формулирует предложения об ограничении налогообложения, в частности, для малого бизнеса. Думаю, к чему гадать? Скоро все увидим в форме нормального документа – проекта бюджета. Заодно посмотрим, с чего начнет работу Государственная Дума, и как будут выполнять свои обещания депутаты. А что касается денег, убежден, они есть. И в достаточном количестве. Вопрос – как сделать так, чтобы их не воровали, рационально использовали и платили то, что установлено действующим законодательством. Все платили.


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений