Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Инвесторы и стимулы


Инвесторы и стимулы

В Прикамье больше всего споров вызывает реформа выборов глав муниципалитетов.

Две недели назад в качестве «политической разминки» депутаты обратились к законопроектам, посвященным порядку избрания глав муниципальных образований Пермского края. Такого числа проектов на одну тему в стенах Законодательного Собрания не бывало давно. С инициативами выступили: группа депутатов (в том числе – спикер Валерий Сухих и председатель комитета по инфраструктуре Виктор Плюснин), фракции ЛДПР и «Справедливая Россия», представители КПРФ – Владимир Корсун и Ксения Айтакова, а также Дума Гремячинского городского поселения.

Предложения по схеме избрания глав муниципалитетов были самые разные. Например, «эсеры» предлагали вариант, когда глава городского округа, избирается на муниципальных выборах, а руководитель муниципального района, городского или сельского поселения избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Владимир Корсун и Ксения Айтакова настаивали, что необходимо выбирать глав городских округов и муниципальных районов исключительно на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Зато при избрании первых лиц городского и сельского поселения коммунисты соглашались на вариативность: или прямые муниципальные выборы, или – выборы депутатами муниципального парламента из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Либерал–демократы презентовали свою формулировку: глава муниципального образования Пермского края избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Группа депутатов отстаивала вариант, при котором главу муниципального района, городского округа (в том числе ЗАТО), городского поселения, которое является административным центром муниципального района, предлагается избирать представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Именно этот вариант и был одобрен, в конечном итоге, большинством голосов. При этом, согласно законопроекту, предлагается установить к кандидатам на должность главы муниципальных районов, городских округов и административных центров муниципального района весьма серьезные требования к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, которые «предпочтительны для исполнения главой муниципальных образований отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления». К этим требованиям, в частности, предлагается отнести: наличие высшего профессионального образования; стаж муниципальной или государственной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет (в том числе – на руководящей должности не менее трех лет). При этом под «руководящей должностью» в законопроекте подразумевается должность руководителя, заместителя руководителя структур государственной власти или местного самоуправления.

В ходе ноябрьской «пленарки» краевые парламентарии также рассмотрели законопроект, который направлен на «ускорение» решения вопроса о предоставлении бесплатных земельных участков многодетным семьям. Как известно, в ряде территорий, прежде всего – в городских округах, свободных земель, обеспеченных необходимой для строительства дома инфраструктурой, недостаточно. По информации правительства Пермского края, на начало 2016 года на учете в органах местного самоуправления для получения земельных участков состояли более 14 тыс. многодетных семей, из них земельные участки предоставлены 8 тыс. семей, 55,5% от числа очередников.

Поэтому в августе депутаты ЗС уже приняли закон, согласно которому многодетная семья может получить – при своем согласии и желании – достаточный для строительства особняка участок, который находится в удобном для семьи месте, но при этом чуть меньше по площади нормы, изначально установленной региональным законодательством (14–15 соток). Многие многодетные семьи, как показывает практика, готовы получить в собственность земельные участки в среднем в размере 8–9 соток, но расположенные в уже сложившейся застройке, а значит, обеспеченные электроэнергией, водоснабжением, дорожным сообщением.

При этом часть многодетных семей вообще желали бы приобрести вместо земли жилплощадь в многоквартирных домах. Новые поправки в законодательство региона, рассмотренные парламентариями, в принципе, позволяют решить этот вопрос. Так, Закон «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально–культурного и коммунально–бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых земельные участки предоставляются в аренду без торгов» дополнен новым положением. Установлен новый критерий, согласно которому земля без торгов может быть предоставлена строительной компании под возведение многоквартирного дома, часть квартир в котором будет бесплатно предоставляться многодетным семьям, поставленным на учет для безвозмездного приобретения земельных участков. Правда, при этом предложено исключить один из других, прежде действовавших критериев: когда «инвестиционный проект воплощается в соответствии с соглашением о государственно–частном или муниципально–частном партнерстве». По мнению парламентских аналитиков, «последствия принятия законопроекта в части исключения критерия для инвестпроектов, реализуемых в соответствии с соглашением о государственно–частном партнерстве или о муниципально–частном партнерстве, которым земельные участки предоставляются без проведения торгов, на наш взгляд, неоднозначны».

Кроме того, как отмечают специалисты Управления аналитической и законотворческой деятельности краевого парламента, «оценить эффективность предлагаемого в законопроекте механизма обеспечения жильем многодетных семей затруднительно, поскольку его реализация будет зависеть от наличия и возможностей инвесторов, о существовании которых авторы не упоминают. Наличие в краевом законе нормы о замене земельного участка на жилье и одновременно возможное отсутствие заинтересованных в бесплатной передаче построенного жилья инвесторов может, по нашему мнению, спровоцировать социальную напряженность среди многодетных семей, желающих такую замену произвести. Отметим также, что в субъектах РФ практика применения подобных механизмов отсутствует».

Видимо, между чтениями законопроекта парламентариям еще придется вернуться к вопросу о том, можно ли реально заинтересовать застройщиков, «обменивая» земельные участки без торгов на квартиры для многодетных семей, или же для этого потребуются более весомые преференции.

В рамках «правительственного часа» депутатам был представлен доклад министра промышленности, предпринимательства и торговли региона Алексея Чибисова «Об основных направлениях деятельности правительства Пермского края по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Пермского края».

По словам министра, в Прикамье с 2014 года успешно внедряется Стандарт деятельности органов местного самоуправления по формированию благоприятного инвестиционного климата. Пилотный проект, в котором участвовали 13 муниципальных образований, доказал свою эффективность. Поэтому в 2015 году эта практика была распространена на все муниципалитеты Пермского края.

На сегодняшний день в территориях региона разработан регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». По сути это процедура сопровождения инвестиционного проекта муниципальными органами власти, в рамках которой бизнесмены получают весь комплекс услуг, связанных с реализацией своего проекта. Такая форма поддержки со стороны власти позволяет сократить время и финансовые затраты инвесторов.

Сейчас муниципалитеты ведут сопровождение почти полусотни инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Общий объем инвестиций по всем этим проектам превышает 70 млрд рублей, по итогам реализации проектов планируется создание на территории края более 9 тысяч рабочих мест.

По словам Алексея Чибисова, одним из наиболее актуальных направлений экономического развития края также является создание комфортной инвестиционной среды в моногородах.

По распоряжению федерального правительства к моногородам отнесены 10 поселений Пермского края – Чусовское, Красновишерское, Нытвенское, Очерское, Уральское, Теплогорское, Александровское, Горнозаводское, Пашийское и Юго–Камское.

Сегодня на территории Западного Урала планируется реализовать 20 инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций более чем 47 млрд 897 млн рублей.

– На территории города Чусового и Теплогорского сельского поселения также реализуются крупные инвестиционные проекты, признанные «приоритетными инвестиционными проектами» по итогам заседания Совета по улучшению инвестиционного климата Пермского края, – отметил министр. – Это инвестиционный проект по добыче и переработке щебня, ООО «Пермский щебеночный завод», а также строительство завода по производству растворимой целлюлозы (ООО «Промышленная целлюлоза»).

Объем инвестиций по этим инвестиционным проектам составляет 35 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест – 1 тыс. 552.

Для диверсификации экономики и привлечения инвестиций в моногорода в крае проводится работа в нескольких направлениях. В том числе – это создание территорий опережающего социально–экономического развития (далее – ТОСЭР). Создание ТОСЭР предусматривает для инвесторов комплекс государственных преференций, включая нулевую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, пониженные предельные ставки по налогу, уплачиваемому в бюджет региона (не более 5% в течение первых пяти лет и не более 10% – в течение следующих пяти налоговых периодов). Кроме того, в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОСЭР применяются льготные тарифы страховых взносов (Пенсионный фонд Российской Федерации – 6%, Фонд социального страхования РФ – 1,5%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1%).Сейчас, как отметил Алексей Чибисов, рассматривается возможность создания ТОСЭР на территории трех моногородов: Красновишерска, Чусового и в Теплогорском сельском поселении.

Анастасия Петрова


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений