Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Третейский суд Пермского края®


Третейский суд Пермского края®

Фидарис НИГМАТУЛЛИН,

председатель Третейского суда
Пермского края,
профессиональный медиатор

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА —
ПРЕРОГАТИВА СТОРОН АРБИТРАЖА

Арбитраж (третейское разбирательство) как процесс разрешения спора третейским судом все больше ориентируется на волю сторон спора. Это нашло подтверждение и в реформе третейского законодательства. Так, со вступлением с 1 сентября 2016 года Закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» введен институт прямого соглашения. Прямое соглашение как элемент арбитражного соглашения заключается сторонами по условиям, которые предусмотрены законом и имеют приоритет по отношению к правилам арбитража. К числу таких условий относится и порядок формирования состава третейского суда.

Таким образом, в силу прямого соглашения сейчас стороны арбитража могут согласовать по своему усмотрению процедуру избрания (назначения) арбитра или арбитров при условии соблюдения положений, предусмотренных законом.

В отсутствие соглашения об этом:

1) при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона избирает одного арбитра, и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны, или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом;

2) при арбитраже с единоличным арбитром, если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение производится компетентным судом.

Под компетентным судом в контексте закона следует понимать государственный суд, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обращение в компетентный суд должно быть осуществлено любой стороной спора путем подачи заявления о содействии в отношении третейского суда (назначении арбитра).

Следует при этом отметить, что подача такого заявления должна сопровождаться оплатой, установленной налоговым законодательством государственной пошлины.

Вышеуказанные правила действуют в отношений арбитражных (третейских) соглашений, заключенных после 1 сентября 2016 года.

Как отметил председатель Третейского суда Пермского края, Фидарис Нигматуллин, такой способ формирования третейского суда пока не показал свою эффективность.

Во–первых, если стороны арбитражным соглашением не определят единоличный состав третейского суда, то третейское разбирательство должно быть осуществлено коллегиальным составом. Так как в силу закона если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются три арбитра. Таким образом, происходит удорожание третейского разбирательства пропорционально гонорару арбитров, хотя в этой части в Третейском суде Пермского края не проведен пересмотр шкалы третейского сбора.

Во–вторых, установленный законом месячный срок по получении просьбы другой стороны по кандидатуре арбитра или согласования двумя арбитрами третьего может существенно растянуть третейское разбирательство во времени, без учета времени на само рассмотрение заявления о со– действии в отношении третейского суда (назначении арбитра).

В–третьих, при назначении арбитра компетентным судом не выработан механизм отбора. Если в третейском суде, как правило, учитывается специализация арбитра, нагрузка по количеству рассматриваемых дел, то в компетентном суде эти моменты могут быть не учтены. И самое главное – как компетентный суд будет анализировать вопрос конфликта интереса назначаемого арбитра по отношению сторонам спора. Если допустить такой факт, то, безусловно, назначенный арбитр обязан отказаться от рассмотрения дела, но что делать в такой ситуации сторонам спора, вопрос остается открытым.

С учетом изложенного Третейский суд Пермского края рекомендует использовать арбитражное соглашение в следующей редакции, предусматривающей порядок формирования третейского суда:

«Все споры по настоящему договору подлежат рассмотрению в постоянно действующем Третейском суде Пермского края® (сайт: www.tretsudperm.ru) местонахождение: г. Пермь, ул. Куйбышева, 97а в соответствии с его Регламентом (Правилами). Место рассмотрения спора: Российская Федерация, город Пермь. Стороны пришли к соглашению, что указанный спор будет рассмотрен единоличным арбитром, избранным председателем третейского суда (либо постоянно действующего арбитражного учреждения). Решение третейского суда является окончательным и не подлежит отмене. Место выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения определяется местом арбитража».


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии