Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Об эффективности медиации в сфере кредитования


Об эффективности медиации в сфере кредитования

Фидарис НИГМАТУЛЛИН,

председатель Третейского суда
Пермского края,
профессиональный медиатор

Объем просроченной задолженности по розничному портфелю (потребкредиты, ипотека, автокредиты, долги по кредиткам) в январе 2016 года увеличился на 2,1%. Удельный вес просрочки физических лиц в общем объеме кредитного портфеля достиг 8,3%, свидетельствуют данные Центробанка. Просроченная задолженность по корпоративному портфелю выросла в январе и вовсе на 12,1%. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам бизнесу поднялся за месяц с 6,2 до 6,8%.

Согласно обнародованной статистике, около 40 млн человек – более половины экономически активного населения страны. В состоянии обслуживать свои долги — около 8 млн. Если учитывать в данной статистике и сферу микрофинансирования, то эти показатели, скорее всего, значительно выше.

Основная масса таких споров основана на несвоевременном исполнении денежных обязательств, а порой и по встречным претензиям заемщика.

Обращаясь к досудебному порядку урегулирования таких споров, следует отметить, что практически все из них проходят стандартную процедуру досудебного претензионного порядка, заключающегося в направлении письменной претензии, сопровождающегося его игнорированием с другой стороны, либо возражением.

Далее в условиях неурегулированного спора сторона обращается в суд за разрешением спора в судебном порядке.

Однако не все задумываются об эффективности медиации для разрешения споров в сфере кредитования.

Медиация — это процедура, позволяющая сторонам при содействии третьего, нейтрального, беспристрастного лица — медиатора — на добровольной основе выработать взаимовыгодное решение, отвечающее их интересам.

Относительно сферы кредитования такая процедура особо эффективна, так как нейтральность медиатора позволяет найти консенсус по спору лучше, чем это делают сами стороны, а чаще представители, отстаивающие лишь позицию каждой из сторон.

Медиация отличается от традиционного разрешения споров в суде прежде всего тем, что медиатор не принимает решения по спору, оставляя стороны собственниками как самого спора, так и процесса его урегулирования. Лишь стороны вправе принимать то или иное решение, которое они вырабатывают при содействии медиатора. Медиация дает возможность обеим сторонам равноценно участвовать в процессе поиска решения, выхода из создавшейся ситуации, позволяя прояснять интересы сторон и причины спора. Тем самым стороны получают возможность и урегулировать конфликт, и сохранить партнерские отношения в будущем.

По словам председателя АНО «МЕДИАЦИЯ» Фидариса Нигматуллина, спор в сфере кредитования чаще сопровождается некой формой эйфории со стороны инициатора спора. С одной стороны: потребитель, выходя с иском в суды как менее защищенный субъект, имея правовую поддержку, основанную на Законе «О защите прав потребителей», не ищет компромисса, ориентируясь на положительное решение суда, а с другой стороны, когда банк либо микрофинансовая организация в рамках взыскания финансовой задолженности по проработанному в правовом смысле договору также ориентируется на положительное решение суда, как на некий конечный результат в споре.

Разочарование сторон возникает, когда полученное решение суда не удовлетворяет потребностям сторон. Ведь зачастую бывают ситуации, когда каждая из сторон в выигрыше формально. К примеру, когда кредитор взыскал задолженность, а должник в суде сумел снизить неустойку. Можно ли считать, что с вынесением такого решения суда спор прекращается? Безусловно, нет, так как противоборство сторон продолжается и на стадии исполнения судебного акта. Во временном исчислении это может длиться годами. Как правило, финансовые потери от такого противоборства несут обе стороны. Как показывает практика, чем больше сумма обязательств, тем выше и расходы.

Обращаясь к профессиональным медиаторам АНО «МЕДИАЦИЯ» (адрес сайта www.mediatio.biz), имеющим обширный опыт урегулирования споров в сфере кредитования, стороны могут быть убеждены в том, что медиация поможет им урегулировать спор на принципах взаимной удовлетворенности.

Для обращения к медиации достаточно инициативы любой стороны, как заемщика, так и кредитора (банка, микрофинансовой организации). Медиация возможна на любой стадии: досудебной, судебной и на стадии исполнения решения суда.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона