Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

В стиле Ван Дамма


В стиле  Ван Дамма

Реформа пермского общественного транспорта вновь оказалась в центре внимания на октябрьском пленарном заседании Пермской городской Думы. Депутаты согласились с тем, что вопрос повышения тарифа на проезд в автобусах и трамваях в 2020 году экономически назрел, но при этом раскритиковали многие «текущие моменты» транспортного эксперимента, идущего в столице Прикамья.

О наиболее заметных результатах «тренировки» по внедрению новой транспортной модели в Перми депутатам сообщила вице–мэр Людмила Гаджиева.

«Гонок» больше не будет?

По словам замглавы администрации, ежегодно пермская мэрия проводит социологические исследования качества транспортной услуги. По результатам этих изысканий следует сделать вывод, что одними из главных причин, по которым пассажиры стали реже пользоваться общественным транспортом, – едва ли не ставшая нормой переполненность салона, отсутствие комфорта в поездках, устаревший транспорт и низкий уровень культуры обслуживания со стороны водителей и кондукторов. По мнению Людмилы Гаджиевой, решив эти проблемы, можно рассчитывать на повышение роли общественного транспорта в передвижениях пермяков и рост пассажиропотока.

В качестве «положительного момента» заместитель главы города отметила, что в Перми на пассажирских маршрутах в основном соблюдается высокий уровень установленного расписания движения машин – почти 100%, в центральных районах интервал движения автобусов не превышает 5–7 минут.

– Важно подчеркнуть, что мы добились высокого уровня информационной доступности: пассажир с помощью телефона может получить данные, где находится автобус, через какое время он подъедет к остановке, – отметила Людмила Гаджиева. – При этом в систему «подгружен» весь транспорт города, включая частных перевозчиков.

Как заявляют чиновники пермской мэрии, одним из существенных элементов новой транспортной модели будет самый современный подвижной состав. Только в 2019 году были куплены 85 новых автобусов. В рамках новой транспортной модели предусматривается, что с 2020 года частные перевозчики также будут обновлять свои автобусы, старые машины попросту не будут иметь права работать на городских линиях – и эти требования будут отражены в новых контрактах.

Кроме того, в ближайшие годы намечается обновление трамвайного парка. В 2019–2021 годах планируется приобрести 21 трамвай, из которых три будут «длинными» – из трех секций.

– В новых контрактах с перевозчиками вводятся достаточно жесткие штрафные санкции за нарушение требований безопасности, – подчеркнула вице–мэр.

Так, в рамках пилотного проекта часть городских автобусов уже работает с перечислением выручки в бюджет города, что исключает гонки автобусов на маршрутах и риски возникновения дорожно–транспортных происшествий. По данным городской администрации, за пять месяцев после начала пилотного проекта пассажиры стали реже падать в салоне автобуса по вине водителя–«гонщика».

– Эффективность работы отрасли во многом определяется качеством системы управления, – заявила Людмила Гаджиева. – Получение объективных данных о работе городского пассажирского транспорта невозможно без внедрения современных цифровых технологий. Ну и, конечно, один из ключевых аспектов – это контроль за соблюдением условий исполнения контрактов и сбором выручки. Кроме системы учета пассажиропотока в ее «классическом» понимании, мы также развиваем другие информационные системы. Особое внимание хотелось бы обратить на систему учета количества вошедших и вышедших из салона автобуса пассажиров. Это специальные датчики, которые позволяют определить число перевезенных на маршруте людей. Как говорят, погрешность таких систем не превышает 7%.

Кроме того, в новые контракты с перевозчиками включаются те требования к качеству, на дефицит которых наиболее часто обращают внимание пермяки. В том числе – чистота и состояние салона транспорта, соблюдение температурного режима: зимой нормальная работа системы отопления, летом – кондиционирования.

Что касается способов оплаты проезда в общественном транспорте, пока пермские власти решили не брать пример с ряда других городов России, где расплатиться можно только по «безналу». В Перми же сейчас, напротив, в большинстве автобусов можно оплатить проезд только «живыми деньгами». За пассажирами будет сохранено право выбора – то есть сохранится возможность оплаты наличными, вместе с тем в транспорте постепенно будут внедрены все современные способы оплаты проезда.

Бюджет — в убытке

Впрочем, по расчетам, сделанным на 2020 год, городской бюджет по–прежнему будет вынужден дотировать общественный транспорт – в сумме 888 млн рублей, и это при условии повышения стоимости проезда с 20 до 26 рублей. А с 2021 года расход между транспортными доходами и расходами мэрии увеличится до 1 млрд 159 млн рублей, «в связи с ростом безналичных платежей», по которым предусмотрены различные скидки. Городской департамент транспорта уже разработал новое тарифное меню, в котором предусмотрены скидка при безналичной оплате разовой поездки, возможность бесплатной пересадки, а также проездные билеты для всех горожан (60 поездок и безлимитные на день, месяц, квартал, год). По просьбам пермяков также намечается ввести льготные проездные на 30 поездок и безлимитную плату для школьников и студентов.

Все результаты пилотного проекта руководство мэрии готово представить думцам в декабре, поскольку летние месяцы, с точки зрения пассажиропотока, «не показательны» и необходимо получить статистику как минимум за всю осень.

Завершая свой отчет, Людмила Гаджиева пригласила депутатов на конкурс профессионального мастерства водителей автобусов, который будет проводиться на стадионе «Юность».

– Будут заезды лучших водителей Перми и края, с участием каскадеров и акробатов, – пообещала вице–мэр. – Мы надеемся повторить трюк Ван Дамма прямо на крыше пермского автобуса. Приглашаем вас принять участие в нашем конкурсе, потому что, на наш взгляд, это все–таки работает на повышение популярности профессии водителя.

Впрочем, некоторые депутаты отнеслись к приглашению скептически и, вспоминая о недавних авариях с участием пассажирских автобусов, высказали пожелания, чтобы «трюки в духе Ван Дамма» полностью исчезли с пермских дорог.

Доклад о ходе транспортной реформы думцы обсуждали на протяжении нескольких часов, в адрес чиновников мэрии прозвучало более 60 вопросов.

– По крайней мере сегодня нам обрисовали контуры реформы, прозвучал ряд существенных цифр, и это уже хорошо, потому, что есть от чего отталкиваться, – резюмировал депутат Александр Филиппов. – Но более шести десятков заданных вопросов – это говорит само за себя, и на половину из них ответов пока или нет, или они не вполне внятные…

Очень хорошо, что все эти «трюки Ван Дамма» и прочие каскадерские нам решили показать на стадионе «Юность»: дай Бог, чтобы его конструкция выдержала. Но, к сожалению, получается так, что пока все эти «трюки» – на наших дорогах. И «трюк», который я зафиксировал, – то мы отстраняем перевозчика от работы, то не отстраняем. А ведь в любой нормальной системе есть понятные варианты работы: не выполняет перевозчик договор – можно его расторгнуть, вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков. Почему мы не применяем эту меру, и даже не думаем о ее применении? Возьмем того же, ныне широко «известного» перевозчика, который от двух маршрутов отказывается, потому что ему там работать «невыгодно». А мы говорим: «очень хорошо», выставляем его на новый аукцион, и он опять же заходит на контракт, но уже с другими деньгами. Ну где такое видано? Это нормальные партнерские взаимоотношения?

По мнению Александра Филиппова, «сегодня перевозчики просто «крутят» отраслью так, как хотят. Кроме того, говоря о недавних депутатских поездках с целью изучить «транспортный» опыт других российских городов, критик отметил, что в Нижнем Новгороде, например, «коллеги просто смеялись, когда узнали, что в Перми кондукторы состоят в штате у перевозчиков». Неудивительно, что они то «забывают» на первые несколько рейсов включить контрольные аппараты, то вместо билетов пассажирам выдаются «непонятные бумажки».

– Кондуктор в штате перевозчика – это прямой путь к воровству, – считает думец. – Поэтому хотелось бы обратиться к руководителям отрасли: пока не поздно, решите вопрос с кондукторами.

«Токсичная» должность

Не менее критичным было выступление лидера думской фракции «Справедливая Россия» Вероники Куликовой. Она напомнила, что даже на пилотных маршрутах, работающих в рамках «транспортного эксперимента», прокуратура и Госавтонадзор выявили серьезные нарушения. Это, в частности, касается лицензирования, нарушения трудового законодательства. По словам депутата, ее «поразил ответ руководителя отрасли, который сказал: «За эти нарушения никто не наказан». А ведь, по сути, речь идет о ситуациях, когда перевозчики допускают переработку водителей, и уставшие шоферы снова садятся за руль автобуса.

Кроме того, депутат скептически отнеслась к планам мэрии купить «длинный» трамвай из трех секций (стоимостью около 30 млн рублей), чтобы посмотреть, насколько он «подойдет» к пермским путям. Разумнее приобрести два обычных трамвая и не ставить дорогие и ненужные «опыты», считает руководитель партийной фракции.

– Исходя из представленной депутатскому корпусу информации, считаю, что отсутствует грамотная, подготовленная квалифицированными кадрами «дорожная карта» транспортной реформы в Перми, – заявила Вероника Куликова. – Далее, даже в рамках пилотного проекта, обладая всеми юридическими рычагами, администрация города не в состоянии навести порядок в сфере транспортной безопасности, не может обязать перевозчиков соблюдать требования новых контрактов и отработать механизмы контроля. Подчеркну – хотя бы в объеме пилотного проекта.

В транспортной сфере, на мой взгляд, стала складываться нездоровая ситуация, когда вместо того, чтобы быть внесенными в реестр недобросовестных поставщиков, отказывающиеся исполнять действующие контракты перевозчики получают новые, более выгодные контракты. По сути сейчас у нас дело идет к тому, что правила, цену контракта и требования к качеству услуги определяет уже не заказчик в лице мэрии, а, извините, перевозчик–исполнитель.

Лидер думских «эсеров» обратилась к главе Перми Дмитрию Самойлову с предложением в ходе работы над структурой администрации города «рассмотреть вариант оптимизации должностей неэффективных управленцев, поскольку с такой неудовлетворительной работой транспортного блока в его сегодняшнем виде, по моему мнению, мы далеко не уедем»…

Мэр был вынужден «заступиться» за своих подчиненных. В частности, говоря о молодом начальнике департамента дорог и транспорта Анатолии Путине, отметил:

– У нас так складывалось в последние годы, что руководитель транспортного ведомства, это – «токсичная должность». Давайте дадим Анатолию Алексеевичу нормально и спокойно отработать первый год. Уверен: несмотря на то, что у него нет экономического образования, все–таки руководитель этого департамента все же обязан быть «многоборцем», обладать не только экономическими знаниями, но и управленческими талантами и, безусловно, хорошо знать транспортную отрасль. Думаю, что в этом плане – мы на правильном пути. 

Фото Михаила Чепкасова


IN-календарь
INосказательно
Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Пусть в нашей общей жизни будет больше здравого смысла 

Дмитрий МАЛЮТИН, первый заместитель председателя Пермской городской Думы

Транспортная реформа – ключевая тема этого года.  

Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов