Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Отмена «вмененки»: за и против


Отмена «вмененки»:  за и против

В Пермском крае разработаны изменения в Закон «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае». Еще одно налоговое нововведение – отмена с 1 января 2020 года единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которым пользуются сегодня тысячи предпринимателей по всему краю. О том, чем такие нововведения могут обернуться для жителей Прикамья, нам рассказал Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», председатель попечительского совета АНО «Общественная инициатива».

– Геннадий Геннадьевич, в принципе эти изменения планировались в Российской Федерации, но на год позднее. Почему в Пермском крае принимают изменения в спешке? Это поможет муниципалитетам увеличить поступления в бюджет?

– Отмена ЕНВД в Пермском крае уже с 2020 года, на мой взгляд, никаких преимуществ для муниципалитетов не несет точно. Для бизнеса это скорее даст отрицательный результат. И единственный плюс, если это можно так назвать, это тот факт, что в Пермском крае налог будет отменен раньше, в целом в Российской Федерации. Но, согласитесь, что это плюс сомнительный. Если только не рассматривать его как плюсик перед Москвой, типа – мы первые.....

– Как давно взимается ЕНВД с предпринимателей?

– Вообще в Пермском крае, вернее, тогда еще в области, единый налог на вмененный доход начал действовать с 1 июля 1999 года. Двадцать лет этому налогу. Сначала он действовал по закону Пермской области, а затем, соответственно, Налоговому кодексу РФ. Аналог этого налога есть практически во всем мире.

– Если отменять так называемую «вмененку», то останется патентная система – тоже налого­обложение по упрощенной схеме…

– Я не вижу никаких аргументов против того, чтобы оставить и то, и другое. У предпринимателей должен быть выбор. Больше того, «вмененку» выбирает больше предпринимателей еще и потому, что здесь нет ограничений по выручке, как на патенте. ЕНВД выгоден своей простотой, и потому популярен.

– Почему на уровне края противников этого налога оказалось больше, чем сторонников? Почему на уровне России его хотят также отменить, пусть и через год?

– Многие считают, что налог устарел, что он не отражает объективную ситуацию в стране. Но я, как правоприменитель, этого не вижу. И считаю, что налог нравится бизнесу. Схожая ситуация может быть с любым налогом. Государству кажется, что мало платят налогов, бизнес считает, что платит даже больше, чем нужно. Но с точки зрения развития предпринимательства в стране – а это, напомню, национальный проект, поддерживаемый Президентом РФ («майский указ» 2017 года), с точки зрения удобного налогообложения малого и среднего бизнеса ЕНВД – идеальный налог. Это именно про него сказано – заплатил налог и спи спокойно.

Другой вопрос, что кто–то считает, что предприниматели мало платят. Ну, давайте пересчитаем сумму налога, проведем экономический анализ, вычислим среднестатистическую цифру, исходя из средней доходности, и определим тем самым величину налога.

Добавлю, что все время действия этого налога, все двадцать лет, всегда велись споры по базовой доходности и по коэффициентам, применяемым по признакам удаленности и видам товаров. Но всегда получалось находить компромисс.

– А есть ли выход, устраивающий всех, сейчас?

– Есть. Повторюсь: если кому–то из чиновников кажется, что владелец конкретного ларька платит меньше, чем надо, то нужно пересмотреть цифру налога. Стоит посмотреть базовую доходность и корректирующие коэффициенты и увеличить их. Если в этом киоске не платят за работника, потому что выдают ему «серую зарплату», надо провести проверку, составить протокол и обязать предпринимателя заключить трудовые договоры с работниками, исходя хотя бы из минимальной заработной платы.

– Почему такая форма налога популярна?

– Потому что сама суть ЕНВД предполагает упрощенную форму уплаты налога и отчетности для малого и среднего предпринимательства. Можно вспомнить историю, когда ЕНВД платился авансом, вперед за определенный период. Это было еще до вступления в силу Налогового кодекса РФ. По закону Пермского края предприниматель платил ЕНВД, получал свидетельство и три месяца мог спокойно торговать или оказывать услуги.

На мой взгляд, отмена ЕНВД слишком поспешна и в РФ вообще, и в Пермском крае, в частности, ни к чему хорошему не приведет. Почему? Во–первых, пострадает предпринимательское сообщество, потому что будет утерян один из видов льготного налогоообложения. Никто не просчитал возможные негативные последствия для бизнеса. Во–вторых, муниципалитеты потеряют свои доходы. Сегодня 100% ЕНВД остается в муниципалитетах и идет в муниципальный бюджет.

Многие могут возразить, что «вмененка» вполне заменяема патентом. Но при этом патент не очень востребован, и не так много предпринимателей пользуются патентной системой. А так называемая упрощенка, к сожалению, для муниципалитетов, далеко не вся попадает в муниципальный бюджет, а только в качестве дотаций и субсидий, так как поступает в бюджет края.

– Сторонники отмены ЕНДВ на федеральном уровне приводят такой аргумент в свою пользу: есть патент и упрощенная система налогообложения, и этого достаточно.

– Как действующий налоговый консультант и предприниматель, не соглашусь с этим. Практика показывает, что средства просто уходят из территорий. Возьмем, к примеру, Краснокамск, городской округ. Поступления от ЕНВД в округе в 2018 году составили порядка 25 млн рублей. А поступления от патентной системы – чуть более миллиона. Не факт, что все предприниматели, которых лишат права применять ЕНВД, перейдут на упрощенку или патент. Может и такое случиться – многие вообще прекратят свою деятельность. И чем это может нам грозить? Мы потеряем, в первую очередь, доходы муниципалитетов.

– Вроде бы из краевого бюджета будет компенсироваться потеря?

– Да, край обещает муниципалитетам в течение двух лет компенсировать сумму потерянных налогов в двойном размере, в нашем случае – в Краснокамский городской округ «вернутся» аж 50 млн рублей. Но, во–первых, компенсировать доходы от ЕНВД будут только в течение двух лет. Во–вторых, 25 млн – это собственные доходы муниципалитетов, получаемые в качестве налогов. И распределять их могут местные депутаты и администрация именно на первоочередные нужды своего муниципалитета и по своему усмотрению. А деньги, которые поступят из краевого бюджета в качестве дотации и компенсации, будут целевыми и тратить их можно будет только по назначению в том направлении, которое определит край.

Кроме того, замена налога на дотации не повлияет на увеличение бюджета в целом. Как было энное количество денег, так и останется. А вот если бы бюджет реально увеличился на эти 25 млн рублей – у муниципалитетов был бы какой–то интерес. Но…

Скорее всего это игра – не в пользу муниципалитетов, а в пользу края. Расчет делается на то, чтобы лишить муниципалитеты дополнительных доходов и получить влияние на муниципалитеты, держать их под контролем. Например, в 2018 году поступления от ЕНВД составили один миллиард тридцать шесть миллионов рублей, и это все собственные доходы муниципалитетов. Поступления же от патентов всего 87 миллионов рублей. Я очень сомневаюсь, что после отмены ЕНВД поступления по патенту вырастут почти на миллиард. Поэтому я бы на месте местных депутатов хорошо подумал, прежде чем отменять данный налог!

– Есть мнение, что те предприниматели, которые платят ЕНВД, нарушают законодательство, не платят налоги за своих работников – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), не платят официальную зарплату. А переход на патент или упрощенку заставит их платить все налоги в полном объеме.

– Это утопия. Результаты борьбы с неплательщиками налогов и нарушителями закона достигаются несколько другими методами и, в первую очередь, за счет жесткого контроля.

Правом на проведение контрольно–надзорных мероприятий обладают правоохранительные органы, в том числе полиция, налоговая служба и администрации района или городского округа. Если муниципалитет заинтересован, чтобы в бюджет поступал в том числе и налог на доходы физических лиц с работников, которые трудятся в малом и среднем бизнесе, например, от продавцов торговых точек, то он должен организовать этот контроль, чтобы все работники были устроены на работу официально и за них перечислялись налоги. Не надо перекладывать эту работу, контроль за исполнением налогов на другие службы. В первую очередь именно муниципалитет должен беспокоиться о наполнении бюджета. Да, бизнес обязан платить налоги, и я этого не отрицаю. Но отмена единого налога на вмененный доход, повторю еще раз, не заставит платить налоги недобросовестных предпринимателей.

– Еще одно налоговое нововведение – с нового же года предполагается ввести в действие изменения в Закон Пермского края «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае». Что эти изменения означают для предпринимателей и для муниципалитетов?

– Согласно финансово–экономическому обоснованию, принятие Закона «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае» не повлечет за собой увеличение расходов бюджета Пермского края. Напротив, планируется, что налоговые поступления вырастут в 2020 году на 0,47 млрд рублей.

– За счет каких поступлений?

– За счет налогов на недвижимость, определяемых по кадастровой стоимости объектов, – зданий, по площади превышающих 300 квадратных метров. С нового года такие объекты включаются в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Расчет налога на недвижимость по кадастровой стоимости в Пермском крае тоже принимается на год раньше, чем в целом в России.

Напомню об истории 2012–2014 годов, когда мы получили введение расчета налога, исходя из кадастровой стоимости на землю. И в ходе реформы выяснилось, что система неадекватна, кадастровая стоимость земли оказалась завышена просто катастрофически, потому что кадастровая оценка проводилась практически из кабинетов московских чиновников, без выезда на места, без изучения ситуации.

На сегодняшний день по недвижимости мы видим точно такую же ситуацию. Сейчас по кадастровой стоимости налогом на имущество облагаются здания свыше тысячи квадратных метров. По нашему законодательству кадастровая стоимость объекта не может превышать рыночную. Однако мы видим, что реально кадастровая стоимость выше рыночной, что здания  реально стоят одну сумму, а согласно кадастровой стоимости – в десятки, сотни раз больше. И по этой завышенной стоимости никогда не продать такой объект. Даже кредит не получить за дом, предлагая его в качестве залога по кадастровой стоимости. Более того, банки, если и предоставят кредит под залог недвижимости, оценят его не по кадастровой или рыночной стоимости, а намного ниже. Получается, что взимание налогов за недвижимость по кадастровой стоимости не выгодна никому, кроме чиновников.

– А физические лица будут обязаны нести бремя за имущество по кадастровой стоимости?

– Безусловно. Если они владеют такими объектами недвижимости. Я не отрицаю необходимость введения такого налога, но настаиваю на том, что подобные изменения должны вводиться постепенно, в соответствии с российским законодательством и исходя из воли субъекта. Прежде чем это делать, надо пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости в сторону ее адекватности, соответствия действительности. Иначе может опять повториться история введения кадастровой стоимости на землю. Катастрофическая была ситуация, было оспорено – и выиграно! – больше четырех триллионов рублей по искам против взыскания налогов на землю по кадастровой оценке. Бизнес и государство понесли колоссальные затраты. Так давайте сначала все же постараемся избежать сложных ситуаций.

Зданий размерами от 300 до тысячи квадратных метров в Перми достаточно много. А значит, многие владельцы недвижимости в рамках от 300 квадратных метров могут пострадать. Проблему тогда при введении определения налога на землю от кадастровой стоимости удалось решить только после прямого обращения к Президенту РФ. Сейчас ситуация может развиваться по тому же сценарию: произойдет социальный взрыв, и первыми пострадают предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, потому что они квитанции о новом размере налога на имущество получат раньше.

Я хочу сказать, что реформы, в том числе и системы налогообложения, нужны и важны. Но прежде чем принимать решение и тем самым влиять на судьбы десятков тысяч людей, на процесс развития территорий, стоит хорошо подумать, взвесить все риски и принять правильное и взвешенное решение.       

Дмитрий Николаев 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов 

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»