Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Право выбирать


Право выбирать

Желания выпускников школ в получении профессии не всегда совпадают с потребностями экономики.

СКОЛЬКО ВЕШАТЬ В СПЕЦИАЛИСТАХ?

Сегодня в Пермском крае один из самых низких в стране процент безработицы. Количество обратившихся за прошлый год в краевое агентство занятости примерно на 20 тысяч человек превышает число имеющихся вакансий. В масштабах региона – особенно в разгар массового высвобождения работников и других трудностей экономического масштаба – это малосущественный дисбаланс.

Тем не менее работодатели, особенно руководители крупных производств, в один голос заявляют об остром кадровом голоде и повальном дефиците рабочих рук. Впрочем, это немудрено: общее количество вакансий – это как средняя температура по больнице, не показатель. Вот только некоторые цифры. Например, по специальности«Экономист» вакансий – 15, резюме – 282. Конкурс составляет 18 человек на место. Не говоря уже о вакансиях продавцов–консультантов, которых бывает по 23 человека на место. При том, что, к примеру, сегодня в фармакологической отрасли соотношение прямо обратное: открыто 36 вакансий, на которые есть 15 резюме.

Кстати, специалисты предупреж­дают, что в ближайшее время экономику будет лихорадить не только по поводу внешних санкций и недостаточности развития импортозамещения, но и от последствий демографической ямы. Отучившись в образовательных учреждениях, в трудоспособный возраст входят те, кого называют поколением 90–х. А их численность – несравнимо меньше, чем поколение 80–х или, тем более, 70–х.

По данным агентства занятости Пермского края, в регионе вплоть до 2031 года будет наблюдаться серьезное снижение населения, занятого в экономике. При том, что количество пенсионеров, наоборот, значительно вырастет. Поэтому ценность каждого специалиста увеличивается многократно. Стало быть, готовить их нужно более точечно, на предельно конкретную профессию.

– Образовательные учреждения, готовящие кадры для производств, сегодня достаточно тесно взаимодействуют с предприятиями края, – подчеркивает заместитель председателя ЗС Пермского края Лилия Ширяева. – Недавно прошедший в Перми Инженерный форум, на котором состоялось обсуждение темы подготовки кадров для Верхнекамья, ярко продемонстрировал это. Промышленность открыто заявляет о собственных потребностях, причем по совершенно конкретным отраслям. Задача образования – сделать все возможное для скорейшего обучения нужных кадров.

И, по словам Лилии Ширяевой, образовательные учреждения с задачей справляются. Другое дело, что выпускники школ в массе своей пока не очень нацелены на то, чтобы получить профессии, на их взгляд, не очень престижные, не раскрученные рекламой или пиаром.

Для этого, собственно, и существует такое направление образовательной деятельности, как профориентация.

НАЙТИ ЕДИНСТВЕННУЮ… РАБОТУ

Однако на сегодняшний день более 60% школьников к концу 11–го класса не знают, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. К концу 9–го класса число таких еще больше. Поэтому тема профориентации, так прочно, казалось бы, забытая еще в середине нулевых, постепенно начинает приобретать все большую значимость в образовательной среде. Об этом начали говорить.

Так, на специализированной выставке «Образование и карьера» состоялась дискуссия на темы самоопределения и выбора профессии. В работе «круглого стола» «Профориентация: взаимодействие, опыт, инновации» приняли участие психологи и педагоги ведущих учебных заведений Прикамья, ученые, специалисты кадровых служб и агентства занятости населения.

При том, что все участники, в общем, были согласны с ценностью профориентационной системы как таковой, каждый из них представил свои методы и способы помощи людям при выборе места работы. Причем речь шла не только о подростках, но и более взрослых людях, а в некоторых случаях – даже уже изрядно поживших и попытавшихся реализовать себя в других профессиях.

По мнению одних – в первую очередь нужно обнаружить в ребенке склонности, которые позволят ему полностью реализовать себя в жизни и получать удовольствие от профессии. Для этого существуют разнообразные методики и профессиональные пробы. И главное – не ошибиться с выбором – найти именно то единственное занятие, для которого, собственно, у человека и есть все предпосылки.

Другая точка зрения заключается в том, что главное – найти себя, сделать себя личностью. После чего можно смело выбирать любую профессию.

– Мы часто подменяем выбором профессии обычный процесс самоопределения человека, – считает заместитель декана Пермского государственного гуманитарного педагогического университета Денис Смирнов. – Нет такой профессии, которая бы полностью удовлетворяла познавательным способностям человека и его потребности в самореализации. Профессия – это просто социальная ниша, в которой можно реализовать лишь какую–то часть собственных возможностей и способностей из всего многообразия личностной индивидуальности.

По его мнению, основой профориентации является самоопределение. То есть последовательность действий должна начинаться с ответов на вопросы: кто я, каковы мои ценности и какое место я занимаю в обществе. И если этот вопрос не решен, то какую бы профессию ни выбрал человек, удовлетворения не будет. И неважно при этом, будет ли эта профессия востребована на рынке труда и насколько хорошо она оплачиваема.

Если же у человека сформирована система общечеловеческих ценностей, тогда становится неважным, какую профессию он выберет, потому что в любой из них можно будет реализовать самого себя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Но что делать, если ребенок к окончанию школы не смог найти себя или «не успел» стать личностью? Не стоит пренебрегать помощью профессионалов. Тем более что сегодня в крае существует немало площадок для общения, познания и раскрытия своих способностей.

К примеру, на базе краевого колледжа предпринимательства не первый год реализуется проект по организации крае­вых конкурсов по психологии. Профессиональное объединение рассматривает организуемые здесь конкурсы, олимпиады и ярмарки профессий, как реально работающий механизм для адаптации обучающихся к профессиональной ­среде.

– Любой конкурс подразумевает состязательность, а значит, исподволь готовит человека к реальной жизни, поскольку вся наша жизнь – состязательность,– говорит педагог–психолог колледжа Марина Мусаева. – Изначально ребенку сложно понять, есть ли у него склонность, например, к предпринимательству. Но с какими бы склонностями ни пришел к нам подросток, мы его научим реализовываться в жизни. Не зря же девиз нашего учреждения: «Умей побеждать!».

Впрочем, успешным хочет стать каждый. Просто понятия успешности и стартовый потенциал у всех разный. Главное – найти то место и тех людей, которые помогут рассмотреть и явные, и скрытые возможности и способности.

Инесса Суворова

Фото Сергея Копышко

КОММЕНТАРИЙ

Ольга ЯКИМОВА, бизнес–тренер:

– Считаю, что в экономике сейчас наступает время «Ч». У нас просто огромное количество безработных. При том, что на рынке почти такое же количество вакансий, которые в принципе не могут быть покрыты существующими профессионалами. Тем более сейчас, когда входят в силу несколько законов, которые будут еще сильнее усугублять ситуацию на рынке труда.

Вообще, напомню, задача профориентации – это не выбор хобби или какого–то увлечения, это выбор места работы. Но при этом большинство психологов, которые помогают в выборе профессий, рассуждают о склонности человека к тому или другому виду деятельности. На мой взгляд, есть только одна склонность – это склонность к лени. Поэтому задача тех, кто занимается профориентацией, помочь подростку выбрать профессию, которая будет востребована. Чтобы не лежать потом с ненужным дипломом на диване.


IN-календарь
INосказательно
Дмитрий САННИКОВ, заместитель министра социального развития Пермского края

Трудоустройство инвалидов остается одной из самых болезненных проблем нашего региона