Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Опережая время


Опережая время

Пермские энтузиасты профориентации выиграли грант Президента.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Пермский институт муниципального управления и инноваций» разработала проект «Автобус профессий», который стал победителем в открытом конкурсе по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

О том, что это за проект и почему он так важен сегодня, нам рассказал Николай ЗАХАРОВ, научный руководитель Пермского института муниципального управления и инноваций, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

– Николай Николаевич, расскажите о проекте.

– Проект «Автобус профессий» направлен на профориентацию детей и молодежи муниципальных районов и городских округов Пермского края, презентацию возможностей территорий в плане молодежного трудоустройства и бизнеса, а также сокращение оттока молодежи из малых городов и сел в краевой центр.

Сегодня это стало проблемой для всей России. И пока мы первые – опережая события – столь громко заявили об этом.

Хотя надо сказать, что последние сорок лет я только об этом и говорю – профориентацией надо заниматься в системе. Есть определенные законы профориентационной деятельность и нарушать их не стоит. Надо понимать – если мы сначала не научим человека трудиться, то ни о какой его ориентации на трудовую деятельность не может быть и речи. А труд – это основа и для выбора профессии, и для выбора жизнедеятельности, что сейчас становится особенно важным в контексте того, что делает недавно назначенный министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина.

Надо отметить, что Президент был очень удивлен тем фактом, что трудовое обучение как предмет было ликвидировано из школьной программы. И без письменного разрешения родителей нельзя было даже попросить ученика стереть написанное со школьной доски. В нашей стране детей абсолютно перестали учить заниматься общественно полезным трудом. Даже в капиталистических странах такого нет, зато есть обязательный труд по самообслуживанию. Дети миллионеров всего мира трудятся и зарабатывают деньги. И только в нашей стране взрослые и обеспеченные удивляются, когда учитель просит вытереть доску.

Новый министр с первых дней работы обозначил профориентацию как социальную необходимость. Это особенно важно, что в управлении образованием появился человек, который реально смотрит на действительность.

Это же так ясно: надо учить человека трудиться, учить делать элементарные вещи – вбивать гвоздь, готовить, шить. И самые первые элементарные навыки труда должна давать школа, если уж в семье этого сделать не могут.

– Знаю, что Вы много лет за­нимаетесь вопросами профориен­тации.

– Да. Одна из первых моих книг была посвящена профориентации в сельской школе. Написана она более сорока лет назад. Уже тогда мы говорили, что сельскохозяйственный труд, как и производительный труд в школе, – основа основ.

– Тогда даже были ученические бригады в школах…

– Сейчас все резко ухудшилось. Да, раньше в сельских школах были ученические производственные бригады, обрабатывающие десятки гектаров земли. Когда дети выращивали сельскохозяйственную продукцию и обеспечивали себя, свою школу ягодами и овощами – это было замечательно. Мы растили тружеников, умевших сделать свой профессиональный выбор уже в школе. Сейчас надо возрождать профориентационный процесс. И начинать надо снова с сельских школ. Наш проект именно для этого.

– Можно узнать подробности о проекте?

– Конечно. «Проект «Автобус профессий» направлен на профориентацию детей и молодежи муниципальных районов, городских округов, сельских поселений Пермского края, презентацию возможностей территорий в плане молодежного трудоустройства и бизнеса, сокращение оттока молодежи из малых городов и сел в краевой центр. Участником проекта станет молодежь в возрасте от 14 до 30 лет; всего около 15 000 человек.

Наши специалисты будут выезжать в отдаленные районы, например, в Красновишерский район, в Коми округ, то есть в первую очередь в те учебные заведения, где ни разу не были специалисты по профориентации. Учителя в таких отдаленных школах не владеют нужной методикой, ведь последние десятилетия заниматься профориентаций было фактически запрещено. И особенно это сказалось именно на сельских школах. Здесь негде заниматься практикой. Теплицы школьные заросли либо снесены. Цветы на клумбах в школьных дворах – заслуга учителей. В новых школах приусадебных участков нет вообще. Например, Сивинская школа – прекрасное только что построенное здание. Но в этой сельской школе нет ни одной грядки. Есть все, кроме сельскохозяйственной направленности преподавания. Если в советское время дети могли уже на школьной скамье осваивать профессии механизаторов, ветеринаров, агрономов, то сейчас дети не знают, с какой стороны подойти к корове!

Поэтому неудивительно, что молодежь, проживающая в небольших городах и селах, зачастую не видит в местном сообществе возможностей для самореализации, построения трудовой карьеры, обеспечения достойного уровня жизни. После окончания школы выпускники стремятся уехать в крупные города – Березники, Соликамск, Пермь – для поступления в вузы, СПО или в поисках работы, при этом лишь малый процент уезжающих в будущем планирует вернуться на малую родину.

Более того, даже поступившие в вузы студенты не определились с профессией. Студенты сельхозакадемии, приехавшие из сельских территорий края, не знают, какую профессию выбрали, не знакомы с ней, потому что их родители исключают детей из трудового процесса. Потеряно главное умение – трудиться и восхищаться своим трудом. Сейчас подрастающему поколению активно внушается мнение о том, что трудиться, работать руками – постыдно. На первом месте по привлекательности – профессия муниципального служащего. Это – нонсенс. Ни в одной стране мира такого нет.

– Чем объясняется такая ­ситуация?

– Завиральностью в воспитательной работе, неправильной расстановкой акцентов. Мы сейчас критикуем высшую школу за то, что она готовит специалистов по невостребованным профессиям, в основном юристов и экономистов. Но ведь это не вузы виноваты. Само общество не сформировало нужный социальный заказ. Если нет заказа – вузы будут готовить тех, на кого хотят ориентироваться прежде всего родители детей. Четверть века функционирования этой системы привело к тому, что мы сейчас испытываем кадровый голод. Нам заново нужно восстанавливать престиж многих профессий.

У нас собран огромный опыт по проф­ориентации. К сожалению, сейчас вся профориентация подменена некой пробой сил. А ведь, прежде чем пробовать свои силы, надо понимать, чего ты хочешь, что интересно, какие у тебя есть таланты и способности. А как выявить способности человека, который ничего не умеет делать руками? Должны быть трудовые навыки у каждого.

Система воспитания и профориентационная работа с детьми важны в любой профессии. Но в профессии учителя – особенно. И наша задача – доехать до самых отдаленных населенных пунктов и просто поговорить с учениками, родителями, учителями, вдохновить их на то, что самые сложные вопросы можно решать на местах – было бы желание.

– От кого зависит возвращение профориентационной системы?

– От нас с вами. Скажем, по одиночке у нас очень много хороших руководителей в системе образования. Но у нас слишком много функционеров, которые на своих уровнях перечеркивают то, что говорит и требует Президент. Цена необдуманных поступков функционеров от образования, когда решения принимаются без анализа ситуации, когда нет связи учитель – чиновник, обходится стране в миллиарды рублей.

А страдает школа. Есть, например, школы–девятилетки, где у выпускников нет никакой возможности учиться дальше. Следующая ступень образования – за десятки километров, и продолжить учебу могут только те, у кого в том селе есть родственники. Значит, нарушаются права ребенка на образование. Проблема? Да. И надо решать ее сейчас, немедленно, иначе потеряем целое поколение детей.

– Почему такое внимание именно к детям из отдаленных районов?

– Потому что фундамент проблемы – именно там. Дети, в пятнадцать– шестнадцать лет оторванные от родителей, теряют не только связь со своими корнями. Они подвергаются серьезной опасности, искушениям, перед которыми в силу своей наивности не могут устоять. Ведь живут они в общежитиях либо на съемных квартирах…

Мы же хотим показать, что при наличии мотивации для трудоустройства на предприятиях и в организациях муниципалитета или для открытия собственного дела возможность потенциально есть у каждого молодого человека в любом уголке Прикамья. А потому основными задачами проекта являются создание мобильной системы профориентации детей и молодежи, отвечающей запросам и реальному состоянию рынка труда территорий Пермского края, и востребованным в них направлениям бизнеса, отвечающих нуждам местного сообщества. Это еще и презентация возможностей трудоустройства и самозанятости в территориях Пермского края, в первую очередь – в малых городах и селах. И, конечно, повышение гражданской активности молодежи, создание условий для ее личностного («Я смогу!») и профессионального роста.

Любой труд уважаем. Правильно можно сделать карьеру и в селе. И это будет целесообразней, чем пытаться поступить одновременно в несколько разных учебных заведений – лишь бы поступить. Такие студенты вряд ли собираются работать по выбранной наугад специальности. И получается бюджетное финансирование в пустоту. Это преступление. Если же человек может своим трудом организовать правильную жизнь, то надо это делать. И надо гордиться своим трудом. Пока же неудачники, отрывающиеся от своих корней, убегающие в другие города, даже страны, у многих вызывают зависть.

Не завидовать надо. А делать жизнь своей родины, села, улицы, двора интересной и комфортной. По этим маленьким частичкам строить свое счастливое завтра.

Нам не нужно делать революции. Надо просто спокойно с детского сада, школы прививать любовь к труду.

– Сколько будет длиться проект?

– Работы будут проводиться в течение года. Мы рассчитываем всколыхнуть тех, кто раньше занимался профориентацией. И сделаем это не в первый уже раз. По опыту знаем – нас поддержат. В прошлом году был, например, конкурс «Лучший профориентатор Прикамья», второй краевой конкурс муниципалитетов», был детский конкурс профессионального самоопределения «Выбор». Мы почувствовали, как внутри система образования задыхается без профподготовки. Директора школ, учителя, завучи очень положительно относятся к этому, считают, что нужно себя реализовать. И поэтому в своем проекте мы предусмотрели грантовое обеспечение огромного количества наград и поощрений, чтобы любого ребенка, который хоть как–то задумался о профориентации, что–то сделал в этом направлении, мы могли поощрить.

Мы вновь будем проводить конкурсы и будем собирать дополнительные средства на пропаганду профориентации. Грантовый фонд не очень большой, не хватит, чтобы дойти до каждой школы. Но мы уверены, что население, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, органы местного самоуправления нас поддержат. Пора вернуться к реальной жизни и дать новый импульс развитию нашего государства. А для этого нужна практика, нужна любовь к труду, нужно овладение специальностью, что говорится, с младых лет.

Юлия Шумихина

фонд Перспектива логоАНО ПИМУиИ

Адрес: 614022, г. Пермь,
ул.Самолетная, 40

Т. 8(342) 256-­58-­50


IN-календарь
INосказательно
Алексей ЧИБИСОВ, министр промышленности, предпринимательства  и торговли Пермского края

В целом в 2017–2024 годах на территории Прикамья исполняется 78 инвестиционных проектов 

Людмила СЕРИКОВА,  руководитель департамента образования администрации  города Перми

Самый главный сегодня вопрос: как сделать так, чтобы хороший учитель оставался в профессии