Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Раиса КАССИНА: «Образование должно быть деятельностным»


Раиса КАССИНА: «Образование должно быть деятельностным»

Модернизация в системе российского образования идет уже не первый год.

Что же на самом деле здесь изменилось и чем Пермский край выделяется среди других регионов страны. Эти вопросы мы задали министру образования Пермского края Раисе КАССИНОЙ.

– Раиса Алексеевна, изменения в системе образования идут не один год. Чем нам запомнится год 2016–й?

– Именно изменениями в системе образования, и стагнации не предвидится. Изменения в образовании будут всегда, и это связано с тем, что стремительно развиваются все процессы в обществе, активно идут социальные преобразования, изменения в экономике, производстве… И мы не можем отставать, нам даже надо быть немного впереди тех преобразований, которые глобально меняют мир. Но – учебники пишут после того, как произойдут события, и поэтому иногда мы не успеваем за процессом развития общества. Мы не можем написать в учебнике то, что учеными еще не открыто. Но по технологиям, которые приведут к этим открытиям, мы должны быть впереди.

Главная идея нового федерального государственного образовательного стандарта – обучение подрастающего поколения должно быть в деятельностном режиме. Мы уверенно движемся в этом направлении. Учителя знают, как надо работать по–новому. Все открытые уроки в рамках внедрения нового стандарта проходят с использованием деятельностного подхода. Но зачастую в обычной работе учитель обучает по старинке. Он объясняет, ученики запоминают. Конечно, иногда и этот метод бывает эффективен. Например, при изучении вопросов космонавтики, конечно же, интересно узнать о предмете изучения от самого космонавта. Но в норме все–таки ученики должны быть вовлечены в деятельность. И это отличает современную школу от школы предыдущих лет.

– То есть новые технологии в системе образования работают?

– Конечно. У преподавателей теперь совсем другие возможности организации урока, и прежде всего технические. Игнорировать влияние информационных технологий на жизнь человека мы не можем. Значит, нужно использовать их во благо.

Вариантов их использования много. Например, модель «1 ученик – 1 компьютер» – это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве средств обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Для части учащихся подходит именно такая система обучения. Есть ученики, готовые двигаться вперед быстрее своих сверстников. И информационные технологии позволяют это делать. Некоторые дети при обучении не могут войти в общий для своих сверстников ритм образования. И тогда такой метод преподавания также удобней для ребенка. Например, дети–инвалиды, обучающиеся на дому. В этом случае индивидуальное обучение посредством дистанционных технологий им подходит гораздо больше.

– Совсем недавно приобретение компьютерного класса было событием для школы…

– Сегодня это реальность, они есть в каждой школе. Это могут быть ноутбуки и планшеты, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения или вести его дистанционно. По абсолютному большинству предметов есть современные электронные учебники. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но, кроме этого, в них есть мультимедийные элементы. Для работы по электронным учебникам учителя проходят соответствующую переподготовку.

Кроме того, частью школьной программы стали уроки робототехники. Обычно занятия проводятся в 5–9–х классах в рамках уроков технологии. Во многих школах появились и 3D–принтеры, позволяющие учащимся самостоятельно конструировать и печатать различные объекты.

Пермский край выиграл грант по оснащению школьных библиотек электронными учебниками. Дети могут заниматься с ними и дома, и в школе. Учебник сейчас может быть как электронным, так и бумажным. В рамках одного из направлений деятельности федеральной стажировочной площадки в 2016 году в 32 школах Пермского края поставлено новое оборудование для электронных библиотек, а также электронные образовательные ресурсы. Пока не все электронные учебники идеальны. В частности, недостаточно интерактивных элементов, позволяющих учащимся взаимодействовать с наглядными материалами и моделями процессов и явлений.

Отмечу, что среди электронных учебных пособий, разработанных пермскими учеными, достаточно много таких, в которых велика интерактивная составляющая.

– Развивается ли дистанционное образование в Пермском крае?

– Да, конечно. Прежде всего это дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так у нас сейчас обучаются 357 детей–инвалидов. Выбор программы обучения – за ребенком и его родителями.

Кроме того, уже третий год в Пермском крае действует проект «Электронная школа». И главное, что удалось сделать в этом проекте, – с помощью сетевых учителей идет полноценное преподавание многих предметов в отдаленных школах, где по тем или иным причинам не хватает педагогов. Обучение идет удаленно, учатся и целые классы, и ученики из разных классов, школ и даже территорий, собранные в один виртуальный класс. Особо востребован английский язык. Всего удаленное обучение по различным предметам сейчас ведется в 23 школах. В классах есть кураторы, которые следят за порядком и техническим обеспечением проведения урока. Ребята практически забывают, что учитель преподает предмет удаленно.

Помогает улучшить качество образования и проект «Мобильный учитель». Благодаря этому проекту мы можем дать детям полноценное среднее образование. Это было невозможно раньше, в отдаленных районах, в дальних селах иные вакансии учителя годами оставались незаполненными. На 84% в 14 территориях края, участвующих в этом проекте, вакансии закрыты. С помощью современных средств обучения и новых подходов к организации образования мы решаем проблему с кадрами.

– Какие еще из новых трендов в образовании вы могли бы назвать?

– Например, семейное образование. Неожиданно для нас эта форма обучения проявилась очень мощно. Многие родители готовы учить детей дома. В прошлом учебном году было 158 таких семей. И их количество с каждым годом растет.

– Есть ли проблемы в организации современного обучения?

– Конечно, есть. Например, сейчас ребята стремятся к индивидуализации, многие живут в виртуальном мире. А время требует, чтобы они умели работать в группах, командах. И формировать эти компетенции надо со школьной скамьи. Очень непростая задача.

Юлия Шумихина


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений