Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Мечта без прописки


Мечта без прописки

О долгой дороге к «дому», на чем «сердце успокоится», о том, что будет дальше с экспозицией исторической техники, IN беседует с директором музея «Ретро–гараж» Александром ЧЕРЕПАНОВЫМ.

ЧТО—ТО ПОШЛО НЕ ТАК

– А вы знаете, что когда Дягилев повез свой балет в Европу, один из вагонов поезда был переоборудован в балетный класс со всеми станками? Мы готовы были этот вагон воссоздать к Дягилевскому фестивалю, – основатель «Ретро–гаража» Александр Черепанов может часами рассказывать о ярких фактах пермской истории, связанных с индустриальным развитием.

Давняя мечта команды «Ретро–гаража» о техническом музее – с паровозами, реставрационными мастерскими, детскими автогородком и железной дорогой – была практически в двух шагах от реализации. С лета СМИ дружно писали о том, что технический музей получит «прописку» в культурном кластере «Завода Шпагина».

31 декабря музей обратился в социальных сетях к своим друзьям и пожелал «Ретро–гаражу» переехать в начале 2020 года в постоянный дом. Сомнений в том, что «Ретро–гараж» с проектом технического музея разместится на одной из площадок завода, не было.

Но что–то пошло не так. Неожиданная новость января: музею не нашлось места в социокультурном пространстве «Завод Шпагина». Запланированная под музей площадка предложена театру «У Моста», для которого ранее рассматривалось здание бывшего заводоуправления. Говорят, руководство музея не смогло представить подтверждения высоких цифр возможной посещаемости проекта. Так ли это?

Состояние без постоянного места прописки, «на чемоданах», к сожалению, для «Ретро–гаража» становится постоянным.

ХОЧУ ОТДАТЬ «ДРУГА» В «РЕТРО—ГАРАЖ»

С «Ретро–гаражом» пермяки познакомились осенью 2014 года. Тогда на «Диораме» прошла первая выставка автомобилей 1930–1980–х годов. Можно было даже посидеть за рулем ГАЗ–67Б 1944 года выпуска. По данным Министерства культуры, за месяц на выставке побывало более 22,5 тысячи человек.

– Мы были на третьем месте по посещаемости после «Белых ночей» и «Флаэртианы». Приходили мамы с колясками. Мы созданы для семейной аудитории, связывая поколения. Куда еще внуку с дедушкой пойти? А ведь у нас не только машины, еще советская бытовая техника, детские игрушки. Мы проводили конкурсы детских рисунков и мастер–классы по рисованию автомобилей, – рассказывает Александр Черепанов.

Основатель и бессменный директор музея вспоминает, как все начиналось:

– Когда завязал с автоспортом, решил для души собрать «Москвич–412». Как ни старался создать авто для прогулок, получилось «как всегда». В итоге собрали гоночный мотор. И пошло: гоночная коробка, специальный кардан, спортивный дифференциал в задний мост, каркас безопасности. Получилась именно такая машина, «ИЖ–ралли», какую в Ижевске выпускали для сборной СССР, по всем автогоночным законам эпохи. На этом автомобиле я выступал на Rally Master Show. Красавец мой сейчас под снегом стоит. На машину нам выдали спортивный паспорт, позволяющий принимать участие в самых серьезных европейских гонках ретрокаров. Вот как раз после Rally Master Show в 2014 году я серьезно «заболел» идеей создать в Перми музей старинных автомобилей.

К открытию музея «Ретро–гараж» на площадку встали 34 автомобиля. Известный пермский коллекционер Дмитрий Еремин предоставил даже ГАЗ–А 1933 года, первый автомобиль Горьковского автозавода. Были в экспозиции и известные всему миру советские вездеходы ГАЗ–67 и ГАЗ–69, представительские ГАЗ–12 «ЗиМ» и ГАЗ–14 «Чайка», ГАЗ–М20 «Победа», ГАЗ–21 «Волга», «горбатый» ЗАЗ–965 «Запорожец» и «ушастый» ЗАЗ–966, легендарные «Москвичи», ряд мототехники, включая мотоцикл–самовар на 555 лит-ров, занесенный в Книгу рекордов России. У каждого экспоната – своя история.

– Первый автомобиль, «Москвич–401» 1955 года выпуска, бездушно выкинутый, лишившийся всех стекол и колес, я буквально спас осенью 2003 года. В Германии, к примеру, на законодательном уровне запрещено утилизировать раритетные автомобили. Даже не думал тогда, что лет через 11 это техническое чудо станет первым экспонатом выставки ретро–автомобилей,  – рассказывает Александр Черепанов. – А вот красный «Москвич–412» 1975 года. Его хозяин посмотрел передачу о нас по Первому каналу, позвонил: «Хочу передать «друга» в «Ретро–гараж». Записываю адрес: Псковская область, поселок Наумово. Далековато, думаю. Дед парирует: «Думай, мне 79 лет, можешь опоздать». В 2017 году возвращаемся с гонок из Эстонии, по дороге домой заночевали под Великими Луками. Смотрю по карте: в дороге – 18 км отклонение от маршрута на Москву. Звоню…

ХРОНИКИ «НА ЧЕМОДАНАХ»

Первый, как казалось тогда, постоянный дом появился у «Ретро–гаража» на ул. КИМ, 75 в феврале 2016 года. Я привела туда знакомого из Бельгии, Юрген был в восторге от увиденного, рассказывая дома про легендарную «полуторку» – грузовик ГАЗ–АА, который нес службу на Дороге жизни. Его достали со дна Ладожского озера после войны.

Тогда, действительно, повезло, ведь по этому адресу музей прожил всего полтора месяца, при том, что монтаж экспозиции занял два месяца. «Ретро–гараж» планировал обосноваться по этому адресу надолго. Обнаружились неожиданные проблемы, сначала с электричеством: «вскрыли потолок, а там скрутки меди с  алюминием». А затем, уже после открытия выставки, в начале марта, в одном из залов (как раз там, где планировалось создание детского авто–городка) обрушилась часть потолка.

– Подметут, потолочные плитки «байкал» на место вставят и на этом все, – вспоминает Александр Черепанов. – После инцидента вынужден был обратиться к профессионалам для проверки состояния перекрытий помещения, обратился в ПНИПУ. Техническое заключение экспертизы призвало ограничить пребывание людей в опасной зоне. Мы людей приглашаем – должны обеспечить безопасность. Предложение привести все в порядок в счет аренды не нашло понимания у хозяев.

По словам Черепанова, первое время администрация города была готова передать музею старое историческое трамвайное депо Горэлектротранса. Однако потом планы изменились.

Следующим адресом музея стал один из салонов «Экс Авто» Skoda в Камской долине, а к зиме выяснилось, что «отопительная система там угроблена».

– Нам предложили переехать еще раз, теперь в соседнее здание. В конце 2017 года там сменился собственник, у которого были свои планы на помещение. К чести владельца, он с пониманием предоставил время для подготовки музейного имущества к очередному переезду, – делится Александр Черепанов. – В процесс очередного переезда включился Александр Рудольфович Протасевич, заместитель министра культуры края: «Не бросим. Ищи здание – обсудим варианты взаимодействия». У нас все поиски зданий и переезды приходятся то на весенний, то на зимний период. Летом переезд – это тоже как два пожара, но зимой–то еще сложнее...

ДВА МЕСЯЦА КАК ПОБЕГ ИЗ ТЮРЬМЫ ГОТОВИЛИ

К апрелю 2018 года новым местом «прописки» музея стала площадка издательства «Звезда» на улице Дружбы, 34.

— Главное, что нужно было сделать, — прорубить в стене ворота, чтобы автомобили могли заезжать внутрь. Два месяца как побег из тюрьмы готовили, – вспоминает Черепанов.

Но в январе 2019 года в прессе опять появилась информация о том, что музей выселяют. Причина: слишком дорогая аренда. Команда музея не может платить арендодателю 3,6 млн рублей в год, и это без коммунальных платежей.

– Президентский грант, грант администрации губернатора, гранты Минкульта большей частью уходили на аренду помещения. Но назначения гранта – проектная деятельность, а не аренда. И на общественном форуме я акцентировал: «Если все гранты: и президентский, и губернаторский, и от Минкульта сложить по номиналу, мы и то не закроем полностью арендную плату. А вы хотите, чтобы мы еще и проектной деятельностью занимались? Нестыковка? В переговорный процесс с арендодателем включился министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский, нашли компромиссные варианты выхода из сложившейся кризисной ситуации по оплате за аренду помещения Росимуществу. К июлю мы вышли «в ноль» по задолженности, но дальше не смогли платить непосильную аренду, – объясняет директор музея.

Так в очередной раз, 1 июля 2019 года, закрылся «Ретро–гараж». Но тогда все дружно говорили о скором создании технического музея на территории «Завода Шпагина».

ВЫ ДУМАЕТЕ, МЫ НЕ ОБЕСПЕЧИМ ПОСЕЩАЕМОСТЬ?

По словам Александра Черепанова, сотрудники музея «уже мебель на территорию завезли, субботники проводили в будущем цехе».

27 ноября на краевом общественном форуме «Ретро–гараж» представил отчет о четырех реализованных в 2019 году грантах, направленных на сохранение индустриального наследия и создание технического музея на площадке «Завода Шпагина». Проекты по наполнению будущего технического музея были реализованы при поддержке Фонда президентских грантов, администрации губернатора Пермского края и регионального Министерства культуры: это история Горнозаводской железной дороги и Камского речного пароходства, историческая железнодорожная техника и, само собой, наш авто–мото–велотранспорт.

Александр Черепанов:

– На Совете по культуре при губернаторе в августе «Ретро–гараж» звучал как один из будущих якорных элементов на «Заводе Шпагина», никаких сомнений в этом не было. Санкт–Петербургский международный культурный форум, несмотря на Год театра, открывала секция «Сохранение индустриального наследия России». Федеральным Минкультом задан этот тренд: если речь идет о каких–то реновациях промышленных территорий, как на «Заводе Шпагина», то, прежде всего, акцент ставится на реализацию инфраструктурных проектов. Министр культуры Прикамья Вячеслав Торчинский представил на форуме презентацию социокультурного пространства «Завод Шпагина», на которой «Ретро–гараж» присутствовал с нормой трафика не менее 100 тысяч человек в год.

Концепция технического музея и проект «Индустриальное ядро пермской истории», поддержанный Фондом президентских грантов, обсуждались еще год назад. Мы взяли лучшее из полувекового мирового опыта по организации технических музеев на разных территориях, предложили актуализацию этого лучшего опыта на площадке «Завода Шпагина». Чтобы не было обвинений в некомпетентности, при музее была создана рабочая группа из ученых ПГНИУ. Провели социологический опрос. Мы даже с входной группы все проработали, вплоть до того, где грязь от обуви должна оставаться, централизацию системы пылеудаления добавили. У нас есть собственная, пусть пока не очень большая, картинная галерея «Холст. Масло. Бензин». Гордостью музея стала бы реставрационная мастерская, в которой посетители видели бы, как проходит процесс: как ржавый, но заслуженный автомобиль привести в порядок. Мы планировали создать и отдельный зал под 3D– технологии, где можно было бы устраивать виртуальные экскурсии по Перми и Пермскому краю, 3D–гонки по «Заводу Шпагина» хоть с немцами, хоть с американцами.

В качестве экспонатов пермские предприятия уже готовы были передать индустриальному музею уцелевшие ЛАЗы, ЛиАЗы, «Икарусы», общественный транспорт, который раньше ходил в городе, старые аппараты для продажи газировки, телефонные будки. При содействии руководства Свердловской железной дороги на «кладбище паровозов» в Шумково присмотрели паровоз и две теплушки. К сожалению, многие образцы техники, изготовленные заводом им. Шпагина, утрачены. Мало что известно о судьбе легендарных шпагинских бронепоездов «Пермский рабочий», «Щорс» и «Котовский». Мы нашли в архивах много очень интересной информации и фотографии.

У нас 22,5 тысячи человек в месяц еще на Диораме было, в «Ночь музеев» – более двух тысяч в день. Вы, правда, думаете, что мы не обеспечим посещаемость?

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Тем не менее принято решение отдать этот цех театру «У Моста», коллектив которого, кстати, дружит с «Ретро–гаражом» много лет. Как комментирует Александр Черепанов, Вячеслав Торчинский, который не раз участвовал в оказании поддержки музею, обещает, что «Ретро–гараж» не бросят на произвол судьбы, помещение для коллекции и реставрационных мастерских сейчас подыскивается.

Сегодня музей насчитывает около 80 машин и мототехники. Самые старые экземпляры, которые нельзя держать под дождем и снегом, пока «живут» в частных гаражах. Остальные временно перекантовываются под открытым небом в разных районах Перми и в пригороде.

– Мы продолжаем настаивать на этой территории, потому что другой такой площадки, способной связать региональную историю и промышленное наследие Прикамья, нет. Великий промышленный индустриальный край — и ни одного политехнического музея, – объясняет свою позицию Александр Черепанов. – При этом есть отличные ведомственные музеи, но доступ туда ограничен и сложен – по предварительной записи и через бюро пропусков. Кроме нас эту площадку, как память о сделанном этим заводом в годы войны, никто даже не пытается позиционировать. Почему это все игнорируется? Найдется ли место индустриальному музею? Вопросов очень много.

Дмитрий Николаев

Фото: vk.com


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».