Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Скороварка для Манилы


Скороварка для Манилы

Расширенное заседание Градсовета при главе Перми состоялось в действующем театре оперы и балета. В числе присутствовавших – представители краевого правительства, депутаты Законодательного Собрания региона и гордумы, театральная и архитектурная общественности, что еще раз подчеркивает значимость и знаковость обсуждения. Проект представили главный архитектор ГК «Строй–Эксперт» Владимир Цехомский и архитектор бюро wHY Андрий Стожич. Также на презентации присутствовала  представитель компании Романа Абрамовича MHC (Services) Ltd дизайнер Лиза Джордан.

НА СРЕДСТВА АБРАМОВИЧА

Необходимость строительства современного здания театра оперы и балета в Перми власти Пермского края обсуждают уже около тридцати лет. Проект второй сцены театра от архитектурного бюро Дэвида Чипперфильда (Великобритания) в марте 2010 года победил на состоявшемся в Перми международном конкурсе, однако позднее от него отказались. В декабре 2019 года стало известно, что над эскизами новой сцены работает международное архитектурное бюро wHY, известное проектами дизайна в США и Великобритании  (офисы в Нью–Йорке и Лос–Анджелесе). Организацию выбрал российский предприниматель Роман Абрамович, который и профинансировал создание концепции для проекта новой сцены оперного. В Перми wHY занимается дизайном внешнего облика театра: зоной публичного пользования, фасадными и ландшафтными решениями, интерьерами зрительской части.

Конкурс на создание нового здания театра выиграла ГК «Строй–Эксперт» из Санкт–Петербурга (221 млн рублей) – архитектурное бюро, близкое к худруку Михайловского и Новосибирского оперного театров Владимиру Кехману.

— Задача, стоявшая перед нами, — спроектировать современное и технологичное здание, соответствующее задачам театра, — подчеркнул Владимир Цехомский. — В то же время оно должно органично вписаться в пространство города. Театр будет притягивать людей со всей России. На выбор нам были предложены две площадки — в Разгуляе и квартал №5. Приоритетной мы видим площадку в Разгуляе.

По словам архитектора–дизайнера компании wHY Андрия Стожича, при разработке архитектурной концепции стояли пять задач: создать новый центр притяжения, куда люди будут приходить независимо от происходящих здесь событий; «связать» улицу Ленина и «Завод Шпагина», организовав сквозную пешеходную дорогу; использовать природные пермские материалы–символы; сделать здание максимально функциональным; в полном объеме использовать техническое задание театра.

БУДЕТ ГДЕ РАЗГУЛЯТЬСЯ

Подход к проектированию предполагает получение максимально технологически оснащенного здания, где можно создавать спектакли с помощью самых современных театральных технологий. Так, например, в проекте предусмотрена специальная площадка для монтажа декораций, из которой их можно перемещать в разные залы, а значит – играть спектакли, не прерываясь на монтажные работы.

Как отмечают разработчики, проект новой сцены полностью отвечает отраслевому заданию: учтены запросы оперной и балетной трупп, потребности оркестра, есть все ответы на вопросы о репетиционном процессе и работах технических служб театра.

Новое здание включает в себя комплекс с двумя зрительными залами: на 1250–1350 мест и на 1150–1250 мест со специальной акустикой (его можно будет использовать для репетиций); сценический комплекс со сценой размером архитектурного портала не менее 16 на 10 метров (сцена – не менее 27 на 21 метр). Оркестровый комплекс будет содержать оркестровую яму с  ремя рабочими подъемно–опускными площадками и подъемно–опускным барьером не менее чем на 100 музыкантов. В репетиционный комплекс на 400–800 мест войдут зал для постановочных репетиций, три зала балета, залы хора и оперы. Первый этаж будет содержать просторные театральные мастерские: костюмерные и декорационные цеха. Общая площадь нового здания составит 33 700 кв. метров.

Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский отметил, что второй зал театра, который был запланирован как репетиционный, проектировщики по настоянию Теодора Курентзиса превратили в концертный. Его наличие позволит сократить время подготовки спектаклей.

ТЕАТР КАК ПОРТАЛ

По словам разработчиков, вдохновением при проектировании здания послужили природа Прикамья, географическое расположение региона – на берегу Камы и вблизи Уральских гор. Как выразился Андрий Стожич, архитекторы постарались создать здание театра, «вдохновленное музыкой и танцем».

Дизайн–проект предусматривает два центральных фасада – один выходит на улицу Ленина, другой обращен к Каме. В здание можно будет попасть с трех сторон — улицы Ленина, парка и Завода Шпагина. Перед центральным входом в здание будут разбиты  парк и площадь, на которой будет стоять памятник Татищеву. Само здание будет исполнять роль своеобразных ворот, позволяя посетителям проходить на территорию Завода Шпагина и выходить из нее. При этом доступ для пожарных машин и другого транспорта, а также зона погрузки и парковка будут учтены.

— В ландшафтном решении вокруг здания театра мы запланировали растения и деревья, которые присутствуют в местных лесах, — говорит Андрий Стожич. — Также мы учитывали то, что новое здание будет находиться рядом с рекой, и посчитали, что в парке будут находиться не только посетители театра, но и те, кто пришел в парк.

На здании будет находиться смотровая площадка с видом на новый парк и Завод Шпагина. Стожич сравнил ее со знаменитым пешеходным мостом в парке «Зарядье». В самом здании будут работать кафе, рестораны.

Архитектор отметил, что в проект введено огромное количество стекла, это сделано для того, чтобы создавалось ощущение единения с природой.

– Проект новой сцены выполнен не только с учетом злободневных, то  есть сегодняшних, запросов театра, но и прогнозирует технологические задачи, которые могут возникнуть в будущем. Проектировщики работали под нашим полным контролем, все обсуждалось, были и резкие моменты. То, что мы видим сейчас, полностью соответствует нашему отраслевому техническому заданию: параметры обеих сцен, репетиционных и технических помещений, возможности для быстрого монтажа декораций. Что касается дизайна, то он разработан с оглядкой на пермский контекст, его локальные особенности, как, скажем, одноименный геологический период, который ассоциируется с Пермью в первую очередь в мировом контексте. Это сделано не вычурно, а в легком ассоциативном ключе, и это, скорее, плюс в данной ситуации. И не будем забывать все–таки об акустике: она должна быть в новом здании превосходной. Для музыкального театра это первостепенная задача, – подчеркнул Андрей Борисов, генеральный директор Пермского театра оперы и балета.

ТЦ «РАЗГУЛЯЙ» ПОД СНОС?

После представления проекта выступили пермские эксперты, ими были высказаны серьезные замечания и претензии.

Председатель правления краевой общественной организации «Союз архитекторов» Виктор Воженников сообщил, что при разработке проекта Первогорода планировалось размещение подземной парковки, которая была учтена в проекте устья реки Егошихи архитектора Сергея Чобана. Ее можно было бы использовать как перехватывающую, тем самым разгрузив центр города. Однако в проекте театра эксперт ее не увидел. Виктор Воженников рекомендовал при дальнейшей работе над проектом учесть большое количество парковочных мест у театра.

Архитектор Геннадий Игошин обратил внимание на то, что нужно заранее продумать размещение в здании театральных мастерских, чтобы они не создавали шум во время показа спектаклей. Председатель Пермской гордумы Юрий Уткин поинтересовался возможными рисками, которые могут помешать реализации проекта. На это ответил почетный архитектор и член Градсовета Перми Геннадий Игошин: «Сейчас еще есть вопросы к месту размещения театра, но никаких серьезных рисков нет». Вячеслав Торчинский добавил, что «по окончании разработки проект будет проходить все необходимые экспертизы и будут учтены все риски».

Главный архитектор ГК «Строй–Эксперт» Владимир Цехомский отвечал, что театр расположится в месте стихийной застройки, и «на сегодня есть проблемы». Депутат гордумы Надежда Агишева обратила внимание на то, что при проектировании здания надо учитывать наличие на этой территории охраняемого достопримечательного места – Егошихинский медеплавильный завод. Госпожа Агишева добавила, что размещением презентованного здания театра на территории Разгуляя фактически принято решение о разрушении градостроительных решений XVIII века.

Однако глава краевой инспекции по охране объектов культурного наследия Александр Жуковский заявил, что размещение новой сцены не затрагивает никакие градостроительные особенности Разгуляя, здание займет пустое место.

Также участники Градсовета заметили, что театр будет «впрямую упираться» в ТЦ «Разгуляй», и это полностью разрушит архитектурный ансамбль концепции. Дмитрий Самойлов заявил, что архитекторы не позиционировали новую сцену в отношении этого ТЦ, и власти не учитывали его в градостроительной политике.

Известный пермский строитель Михаил Плеханов напомнил о сложных грунтах под будущим зданием сцены и связанных с этим рисках, однако глава краевого Минстроя Андрей Колмогоров ответил, что на территории проведены геологические изыскания и запланирован экспертный мониторинг строительства.

По словам архитектора Сергея Шамарина, «этот масштаб сравним с большой скороваркой, рядом с которой расставлены кофейные чашечки»:

– Есть приемы, которые меня пугают. Это круглые фасады, которые у нас в Перми четко связаны с архитектурой цирка. Огромные витражи невыполнимы, придется их делать в виде стеклопакетов, они очень тяжелые. В итоге появится рисунок витражей, и все очарование пропадет. А с Красной горки мы увидим ипподром крыши. Я считаю, что проект рисовался с другими мыслями, о другом городе, может быть, Маниле. Хотя проект замечательный.

Несмотря на немалое количество замечаний к концепции театра, члены градсовета одобрили проект при двух воздержавшихся.

Строительство нового здания – один из ключевых проектов к 300–летию Перми. Как сообщил вице–премьер края Михаил Сюткин, в течение первой половины 2020 года необходимо завершить проектирование новой сцены. Окончательная сумма, направленная на строительство оперного театра из федерального и краевого бюджетов, не должна превысить 10,3 млрд рублей, 7 млрд рублей заявлены в краевой инвестпрограмме развития Прикамья. В конце прозвучал вопрос о том, что будет со старым зданием нынешнего театра.

— Судьбу здания нужно серьезно обсуждать, есть разные предложения, — сказал министр культуры. — Одна из идей — сделать в этом зале большой зал филармонии. Это  несложные преобразования основного планшета сцены. Наша филармония — одна из лучших в России. Но пока есть время подумать.

Дмитрий Николаев

Фото: Министерство культуры Пермского края


IN-календарь
INосказательно
Николай УХАНОВ, министр транспорта Пермского края

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае реализуется

Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право», кандидат юридических наук

Я уверен, что не нужно никого агитировать проголосовать за принятие поправок или против них 

Геннадий САНДЫРЕВ, председатель попечительского Совета АНО «Общественные инициативы»

Краевой суд в очередной раз поддержал предпринимателей, и это вполне предсказуемый результат. 

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Февраль в Пермском крае прошел в стилистике «разброд и шатание».