Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

На кончиках пальцев


На кончиках пальцев

В Перми завершился Всероссийский форум «Корпоративный музей». 92 творческих проекта от 44 участников, представлявших музеи заводов и выставочные комплексы корпораций, а также музеи театров, состязались в 16 номинациях. Победителя 17–й номинации «Общественное признание» определили по итогам онлайн–голосования на сайте конкурса raso.perm.ru.

Казалось бы, в не самые «жирные» времена производственникам и энергетикам стоит больше думать о материальном – станках, активах, сырье, продукции, но удивительные энтузиасты–музейщики и в такие годы ценятся за умение превратить в актив даже столь неуловимые субстанции, как впечатления, изображения и слова.

– Корпоративный музей – это живая история, точка соединения интересов многих подразделений корпорации. Музейные экспозиции в сочетании с новейшими мультимедиа–технологиями – это и привлечение молодого поколения к истории и настоящему предприятия, создание фундамента репутации, а значит – эффективная работа на образ и бренд корпорации, – считает организатор одноименных конкурса и форума Наталья Нечаева, директор группы «PR–Проект».

Действительно, в презентациях множества участников форума–конкурса прозвучали конкретные рецепты, каким образом музейная практика работает на позиционирование компании, как музейные экспозиции и экскурсии с использованием новейших технологий привлекают кадры на предприятие, как музеи берут на себя посильную ношу корпоративной социальной ответственности. Все это ставит корпоративные музеи в особенное положение по сравнению с уже известными направлениями музейной деятельности, а значит, пермский форум пришелся ко двору и ко времени.

Алексей Нерослов, директор музея пермской нефти ООО «ЛУКОЙЛ–Пермь», подчеркнул, что конкурс – это отличный способ проверить собственные наработки, собственное видение музея в современном социокультурном пространстве, обозначить новые подходы к привлечению аудитории, ведь в любом случае главную оценку музею ставит его посетитель.

Два дня открытого и заинтересованного общения – и тысячи новых идей, каким может быть современный корпоративный музей. Именно – «может быть», ведь никаких «должен» в этом направлении не существует, отрасль развивается самостоятельно и идет своим путем, впитывая все лучшее из уже существующего, но привнося новое и необычное в уже знакомые форматы.

Хранители традиций

Конечно, исторически корпоративные музеи ведут свой род от самых простых памятных комнат, фотоальбомов и стендов и пресловутых «красных уголков». Помимо идеологического флера в разные времена, своей главной цели музеи следуют четко – сохранение традиций предприятия, его истории, воспитание приверженных патриотов корпорации и, что особенно ярко проявляется в последнее время, – людей, объединенных общим видением будущего корпорации.

Лучшие примеры традиционного понимания корпоративного музея на форуме представили Санкт–Петербург (Средне–Невский судостроительный завод, Музей истории и техники ПАО «Кировский завод, корпоративный музей АО «Ленгипротранс»), Иркутск (Ангарская нефтехимическая компания), музей Мосэнерго и энергетики Москвы ПАО «Мосэнерго», музей Мотовилихинских заводов (Пермь) и другие.

От центра Земли к Северному сиянию

Среди лауреатов конкурса – музейно–выставочный центр Кировского филиала АО «Апатит» (компания «ФосАгро», Кировск Мурманской области) – при населении города в 24 000 человек в 2018 году музей посетили 48 850. В чем секрет интереса? В тщательной подготовке экспозиции и применении новых технологий. Например, в 2016 году новая мультимедийная экспозиция музея открылась в башне – «Путешествие из недр Земли в атмосферу», где умело смогли соединить высотность башни, технологии и мультимедиа. В результате посетители путешествуют сквозь разные уровни Земли от внутреннего ядра до смотровой площадки «Атмосфера», откуда открывается вид на Хибинские горы и круглогодичное Северное сияние на куполе башни.

Музеи корпораций активно включаются в общий культурный контекст регионов – лауреатом в номинации «Лучшее мероприятие, посвященное Международному Дню музея» стал Музейный комплекс «Северская домна» ПАО «Северский трубный завод», ТМК из небольшого города Полевской Свердловской области – это комплекс из двух исторических зданий, экспозиции под открытым небом и Спасо–Преображенской часовни. По словам директора музея Анны Трепаловой, здание доменного цеха удалось сохранить практически без изменений с 1860 года. Музей – активный участник «Ночи музеев», партнер биеннале искусства, площадка индустриальных маршрутов – здесь удивительное время расцвета Урала промышленного гармонично сочетается с Уралом культурным и современным.

Миллион долларов

Такой интересный экспонат встречает гостей музея Центрально–Черноземного банка ПАО «Сбербанк» – чемодан с миллионом долларов уже стал героем множества сэлфи. Не менее интересны экспонаты музеев страховых компаний, банков и театров – это не только документы и свидетели эпохи, но и инсталляции, обращенные в будущее корпораций и компаний.

– Мне кажется, это во многом отличает корпоративные музеи от обычных – большинство музеев сохраняют историю и обращены в прошлое, музеи корпоративные можно назвать стереоскопическими – они не только рассказывают историю предприятия и дают возможность с ней соприкоснуться, но говорят о настоящем и будущем компании – благо, в этом им помогают цифровые технологии и визуализация, – считает эксперт по коммуникациям, член РАСО Алена Август.

– Корпоративные музеи, действительно, уникальное направление, – уверена Ирина Есипова, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, председатель Комитета по коммуникациям в ТЭК РАСО, – и конкурс уникален. Он позволяет не только объединить фанатов своего дела на одной площадке, но и дать возможность обмена опытом и технологиями этим людям–патриотам.

Когда размер не важен

Не стоит думать, что внимание форума было приковано лишь к представителям крупных корпораций – среди участников были и небольшие компании, театры, «начинающие» музеи, площадь экспозиции которых, по словам специалистов, не больше прихожей, главное – стремление к качеству контента. И если у виртуального музея АО «ОДК–Авиадвигатель» (Пермь) это виртуальный стенд, то у Пермской же кондитерской фабрики – «сладкое путешествие», у необычного Музея станка ООО «Октава» из Тулы – цифровые экспозиции, где станок является точкой отсчета каждого этапа промышленного и исторического развития.

Одна из задач современных музеев корпораций – заинтересовать подрастающее поколение ценностями бренда, ценностями компании, научиться говорить с «младым и незнакомым» на понятном молодежи языке, да что там молодежи – многие музеи ведут программы для ребят от трех–четырех лет, понимая силу впечатлений, полученных в детстве. И тут необходимы новые технологии мультимедиа – визуализация, приложения, квесты с мэппингом и цифровыми моделями, интерактивные макеты.

Именно это направление развивают в своей практике Музей магистрального газа ООО «Газпром Трансгаз Москва», корпоративный музей ООО «Газпром Трансгаз Саратов», интерактивный выставочный зал «Янтарная палата» АО «Калининградский янтарный комбинат».

Соединяя несоединимое

Гран–при конкурса в номинации «Лучший корпоративный музей» заслуженно получил музей железных дорог России, ОАО «Российские железные дороги» (Санкт–Петербург). По словам представителя музея Татьяны Шмыровой, площадь музея – это «пять футбольных полей» и 118 единиц исторического подвижного состава. Но не только масштабами, но и качеством порадовал музей профессионалов–практиков: специалисты РЖД ищут новые форматы, сочетание живых коммуникаций и электронных приложений, при этом стараются держать баланс в разного рода технологиях. В том же, что после удивительных экскурсий в этот «космос РЖД» мальчишки и девчонки мечтают стать железнодорожниками, сомнений нет, и в этом – огромная роль музея.

Но какими бы красивыми ни были картинки и фильмы, цифровые модели и инсталляции, дети остаются детьми, а значит, интерактив помогает им «на кончиках пальцев» поймать очарование профессии, прочувствовать историю компании, поданную в игровой форме. Что греха таить, и взрослым только волю дай поиграть в то, что было, и то, что будет.

Именно корпоративные музеи активно внедряют геймификацию в свою практику, организовывая путешествие в прошлое и будущее компаний в игровой форме, удивляя пространством и атрибутикой. Технологии живой коммуникации и игропрактики активно используют музей истории Приборостроительного завода им. Пландина (Арзамас), Музей СПАО Ингосстрах» (Музей страхования), музей филиала ПАО «МРСК центра» – «Липецкэнерго», музей «Магнезит» из Сатки, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника из Ленинска–Кузнецкого.

Энтузиасты корпораций

Корпоративные музеи собирают энтузиастов – специалисты занимаются множеством направлений. Не зря в списке номинаций конкурса – корпоративная социальная ответственность, научно–исследовательская деятельность музея, издательские проекты, digital–проекты и многое другое. Форум «Корпоративный музей» включал в себя не только конкурс, но и представил образовательную программу с участием известных специалистов музейного дела, маркетологов и исследователей развития корпоративных музеев. Участники форума решили обратиться с инициативой учредить День корпоративных музеев в календаре профессиональных праздников. Почему бы и нет?

Екатерина Коляда, директор проектов Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа, отметила роль форума и объединения специалистов по развитию корпоративных музеев:

– Появилась уникальная возможность развернуться и активно использовать новый инструмент, канал и площадку одновременно для вовлечения в круг лояльности, как клиентов, так и партнеров, сотрудников, жителей и других целевых аудиторий. Конкурс – большой задел для этой работы.  

Дмитрий Николаев

На снимке: Музей железных дорог России


 


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор  газеты Dеловой INтерес

Администрации края и города могли бы стать лучшими Дедами Морозами Прикамья. Но им это не нужно. 

Геннадий САНДЫРЕВ, вице–президент  Палаты налоговых консультантов России

Отрасль налогового законодательства по сравнению с другими отраслями права достаточно объемна. 

Любовь ЕЛСУКОВА, член Совета  по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при губернаторе Пермского края

Пермский край попал в число регионов, где предпринимателей наказывают по малейшему поводу