Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Смогу жить сам


Смогу жить сам

В Прикамье запустили проект профессиональных проб для детей с ОВЗ

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются родители детей с ограниченными возможностями здоровья, – их трудоустройство в будущем. Если обычный ребенок определяется с дальнейшей профессией уже в школе, то мамы «особенных» детей часто не знают, удастся ли их детям заниматься хоть какой–то работой в будущем или всю жизнь придется сидеть дома. Одни родители считают ситуацию тупиковой, другие раз за разом устраивают ребенка на специальные курсы, не особо надеясь хоть на какой–то эффект…

Но пермский благотворительный фонд «Социальная деревня «Светлая» доказал – возможности для работы людей с ОВЗ есть. Придуманный ими проект «Здесь работают особенные люди» направлен на организацию дневной занятости молодых людей с инвалидностью посредством освоения народных ремесел. Основная цель проекта — дать возможность людям с ограниченными возможностями здоровья вести трудовую деятельность и «попробовать» будущую профессию, еще учась в школе.

КЕМ БЫТЬ И КЕМ НЕ БЫТЬ?

Алина – девушка уже взрослая. В прошлом году она окончила специализированную школу и поступила на учебу в суз, где проходят обучение дети с ограниченными возможностями. В будущем планирует стать швеей – по крайней мере, так будет значиться в ее дипломе. Однако ни родители, ни преподаватели Алины иллюзий не питают – работать по профессии она не будет. Алине не хватает внимания и усидчивости, чтобы сосредоточиться на самых простых швейных операциях. Однако найти профессию «по душе» Алине не удалось – она поступила туда, где есть «места для детей с отклонениями психического развития».

Профессий, которые предлагают сегодня получить особенным детям, не так много. В основном они связаны с ручным трудом – это каменщик, маляр, штукатур, швея, кухонный рабочий, упаковщик, сортировщик, курьер, сборщик изделий, обойщик мебели, фасовщик, укладчик изделий, гладильщик. Однако даже в этом недлинном списке далеко не всем людям с ограниченными возможностями здоровья удается найти работу, которую они могут выполнять. Более того, неспособность даже к простому физическому труду проявляется уже в процессе обучения.

При этом вопрос «Кем быть?» – один из самых непростых в жизни подростка. Это десятки других вопросов: что мне интересно, чем я могу заниматься долго, что у меня получается лучше всего, где я смогу добиться успеха?

Если у ребенка в обычной школе существуют «профессиональные пробы», позволяющие ему без труда выбрать будущую профессию или отказаться от заведомо неудачного решения, то у детей из коррекционных школ такого выбора до недавнего времени не было. Забота о выборе профессии и возможности будущего заработка была исключительно делом родителей или опекунов. Причем трудовая реализация таких молодых людей ограничивалась не только объективными условиями, но и незнанием потенциальных возможностей для учебы.

ПРОБОВАТЬ НАДО ВСЕМ

Однако в этом году возможность проходить профпробы появилась и у учащихся коррекционных школ и коррекционных классов. Правда, учреждений, где ребята могут попробовать свои силы на профессиональном поприще, совсем немного. Это лишь несколько ремесленных мастерских в Перми, Кудымкаре и Чайковском, где пробы в минувшем учебном году прошли учащиеся 11 школ Прикамья.

Проект разработали в благотворительном фонде «Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями» – в прошлом году организация получила на реализацию своей идеи о профессиональных пробах средства президентского гранта. Теперь учащиеся коррекционных школ имеют возможность познакомиться с различными ремеслами, а те, кто проявят особую заинтересованность, смогут продолжить обучение в мастерских и даже прийти сюда работать. Ребят учат ткать, создавать изделия из бересты, плести ковры, заниматься гончарным делом.

– Мы прекрасно понимаем, что нашим ребятам в силу особенностей их развития по достижении совершеннолетия будет достаточно сложно найти работу и стать востребованными на рынке труда, – говорит специалист благотворительного фонда Светлана Галина. – Знакомство с ремеслом и дальнейшее овладение им в наших учебных мастерских – это отличный шанс для их будущего трудоустройства. Сейчас Пермский край – едва ли не единственный регион России, который работает с профориентацией таких ребят и дает им шанс в будущем работать и обеспечивать себя.

Задача профессиональных проб – не только определить способности ребят к будущим профессиям. Специалисты выявляют и тех ребят, которые гарантированно не смогут трудоустроиться, но смогут приобрести навыки работы на дому или в мастерских. Для них важны похвала мастера, высокая оценка их достижений – на фоне неуспешности в обычном мире.

Занятия в мастерских – это еще необходимая «особенным» детям социализация, возможность вести активную жизнь, обрести новых друзей и получить новые знания. Ведь на занятиях не просто происходит механическое запоминание алгоритма действий: преподаватели говорят с ребятами о жизни, об истории, о творчестве – обо всем на свете.

– Я сейчас занимаюсь керамикой – параллельно основной учебе, – признается Алина. – И это у меня получается лучше, чем шить. Я делаю какие–то небольшие вазы, украшения для моих родителей. И начала сама что–то пробовать дома – например, валять из шерсти небольшие броши, плести браслеты – к этому меня подтолкнул проект «Деревни «Светлая».

ДОРОГА, А НЕ ТУПИК

Как признаются сами мастера, работать с необычными детьми интересно и им самим. Ребята постигают азы мастерства на совсем необычном, почти интуитивном уровне. Многие неожиданно делают успехи уже с первого раза – за таких ребят можно быть спокойными, они обязательно овладеют трудовым навыком.

По мнению специалистов «Деревни «Светлая», главное в работе с особенными детьми – не ошибиться, не махнуть на них рукой. Ведь, как показала практика профессиональных проб, шанс на успех есть даже у самых «безнадежных», тех ребят, на ком все специалисты ставили крест. Причем многие планируют после девятого класса получить «серьезную профессию» – швеи, повара–кондитера, маляра – но рассматривают ремесло, навыки которого получили в ходе профессиональных проб, в качестве «второй профессии».

– Залог успешного будущего ребенка с инвалидностью – то, насколько он влился в социум. Мы видим, как очень многие родители опускают руки, смиряются с участью своих детей сидеть дома, всю жизнь быть на попечении родителей. Профпробы наглядно демонстрируют: тупика нет. У этих ребят есть множество дорог, которыми они смогут пойти, – уверены в благотворительном фонде «Деревня «Светлая». И первые шаги по этой дороге в будущее здесь уже помогают сделать.           


IN-календарь
INосказательно
Геннадий САНДЫРЕВ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Проблема недобросовестного бизнеса мешает развиваться добросовестным предпринимателям.     

Любовь Елсукова, директор  ООО «Деловой Интерес»

Уже десятый раз в краевой столице проходят «Дни пермского бизнеса»  

Геннадий Сандырев: "Пермь узнаваема под любым именем"

В преддверии Дня города IN встретился с Г.Г.Сандыревым, руководителем ГК "Налоги и право"