Газета деловой интерес
Достаточно ли, по вашему мнению, мер по поддержке бизнеса, предоставляемых государством?

Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Инна ДУБРОВИНА: «Инклюзивная образовательная среда – это больше, чем пандус»


Инна ДУБРОВИНА: «Инклюзивная образовательная среда – это больше, чем пандус»

Проект «Класс без границ» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития реализуется в пермской школе №47 с 1 сентября 2018 года. Об особенностях проекта, поддержке родителей и педагогов и о его первых результатах корреспонденту IN рассказали руководитель МАОУ «СОШ №47» Инна ДУБРОВИНА и заместитель директора по учебно–воспитательной работе, куратор «Класса без границ» Лариса БОБРОВА.

– Расскажите, пожалуйста, как возникла идея проекта?

Лариса Боброва: Идея проекта принадлежит Пермской краевой общественной организации защиты прав детей–инвалидов и их семей «Счастье жить». А принять в нем участие нам предложил департамент образования администрации города Перми. Мы проанализировали свои ресурсы и решили поддержать эту идею.

В апреле и мае прошлого года у нас был адаптационный период, когда по субботам ребята и родители  знакомились с педагогами, адаптировались к школьному пространству, чтобы 1 сентября пойти в школу как полноправные ученики.

Инна Дубровина: Свой проект мы назвали «Класс без границ», и наша основная задача – интегрировать ребят в систему общего образования, повысить уровень толерантности всех участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья.

– Какие ресурсы необходимы для реализации проекта «Класс без границ»?

Инна Дубровина: Если говорить о ресурсах, то наша школа давно занимается инклюзивным образованием. У нас есть коррекционные классы, кроме того, в рамках инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются в общеобразовательных классах. Также мы реализуем проект «Успешный старт» – наш внутренний проект для детей, которые не имеют статуса ОВЗ, но у которых невысокие стартовые возможности и низкий уровень готовности к получению образования.

И, наверное, самый главный наш ресурс – это кадры. На данный момент школа полностью укомплектована специалистами: есть и логопед, и учитель–дефектолог, и психолог, и социальный педагог. Учителя, которые работают в начальной школе, прошли специальную переподготовку. Кроме того, наш учитель–логопед является тьютором по развивающим технологиям В. Воскобовича. Поэтому с точки зрения ресурсов мы были к проекту полностью готовы.

– В чем заключается особенность проекта?

Лариса Боброва: Без преувеличения можно сказать, что наш проект уникален. На сегодняшний день мы первые в Пермском крае. Конечно, в нашем регионе есть коррекционные школы, классы, специальные центры, но именно ресурсный класс для детей с тяжелыми множественными нарушениями в рамках общеобразовательной школы в Прикамье открыт впервые.

Инна Дубровина: В основном дети, которые учатся в общеобразовательных классах в рамках инклюзии, имеют одну нозологию, например, нарушение зрения или задержку развития. Наши же дети имеют несколько нозологий, и единственный путь, который им открыт, – в специальное образовательное учреждение. А мы хотим разработать и внедрить особую модель инклюзивного образования, при которой ребята включены в образовательный процесс школы.

У нас запланировано несколько видов интеграции. Прежде всего, социальная – общение со сверстниками, умение находиться в коллективе. Кроме того, мы предполагаем интеграцию в общеобразовательные предметы художественно–эстетического цикла. И, по возможности, в предметы естественно–научного цикла.

Начальный этап проекта рассчитан на четыре года, и уже по итогам мониторинга результатов наших ребят будем понимать, что необходимо реализовать на уровне основного общего образования.

– Сколько ребят сейчас занимается в ресурсном классе, как проходят занятия?

Лариса Боброва: Сейчас в проекте «Класс без границ» участвуют шестеро детей в возрасте от 7 до 10 лет. Занятия строятся по–разному: сначала в персональных кабинках проходят индивидуальные, затем за общим столом – групповые. Все коррекционные занятия индивидуальны. Занятия по общеобразовательной программе, как правило, групповые.

Инна Дубровина: На федеральном уровне в системе коррекционного образования разработаны примерные программы, которые мы адаптируем для детей. То есть для каждого ребенка есть либо индивидуальная образовательная программа, либо специальная индивидуальная программа развития (СИПР) в зависимости от заключений психолого–медико–педагогической комиссии. И каждый ребенок имеет свой индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается нашими специалистами.

– Принимают ли участие в проекте родители?

Лариса Боброва: Конечно! Без родителей у нас не было бы такого положительного результата по итогам первого полугодия. Одна из мам работает у нас в качестве ассистента. У нее есть педагогическое образование, кроме того, как и другие родители, она прошла соответствующее обучение в организации «Счастье жить». Она наряду с педагогами и тьюторами сопровождает ребят, помогает им на бытовом уровне.

В целом роли среди родителей очень хорошо распределены, каждый из них вкладывает что–то свое. Например, одна мама ищет какие–то необходимые материалы, другая их распечатывает.

Инна Дубровина: То, что у каждого своя роль, – тоже особенность нашей модели, потому что обычно родители, приводя своих детей в коррекционные школы или в коррекционные классы, возлагают всю ответственность по обучению и воспитанию ребят на образовательную организацию. В нашем же случае родители осознают значимость и своего обучения, и понимания своего ребенка. Поэтому они распределили между собой обязанности и активно помогают нам в учебно–воспитательном процессе. Наверное, те положительные результаты, которые уже есть у наших малышей, появились еще и благодаря включенности родителей, которые нам доверились и вошли в незнакомый, по сути, проект.

Хочу также подчеркнуть, что мы начали реализацию «Класса без границ», прежде всего, получив поддержку и согласие педагогического коллектива, который откликнулся на него без колебаний. Поэтому я могу сказать, что с точки зрения эмпатии, принятия ребенка, любви к детям, наверное, МАОУ «СОШ №47» – удивительная школа, а проект «Класс без границ» – это проект, в первую очередь, педагогов.

– А как другие дети относятся к ребятам с ограниченными возможностями здоровья?

Лариса Боброва: Для воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ мы запланировали ряд мероприятий. В рамках интеграции у нас вместе с ребятами из общеобразовательного класса прошли сказкотерапия и музыкотерапия. Удивительно, но того, чего мы боялись больше всего – неприятия детьми и родителями особенных детей, – не было.

Инна Дубровина: Президент Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев часто говорит о том, что у нас в инклюзивном образовании есть две проблемы. Первая – мы инклюзию заменяем понятием «пандус» и думаем, что если мы установили пандус, то создали все условия. А вторая проблема – когда социум не принимает ребят. И я могу говорить об исключительности нашей образовательной организации. Да, у нас есть пандусы, но наша образовательная среда – это больше, чем пандус. Это готовность педагогов, это добрая окружающая среда, это принятие особых ребят.

– По итогам первого полугодия уже можно говорить о каких–то результатах?

Инна Дубровина: В конце первого полугодия мы попросили педагогов подвести предварительные итоги. И у всех детей есть положительная динамика. А родители отметили очень позитивный результат с точки зрения эмоционального и интеллектуального развития детей.

Дмитрий Николаев

 

school47–perm.ru


IN-календарь
INосказательно
Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

Сегодня, пожалуй, один из самых актуальных вопросов – вопрос административного давления на бизнес.

Анастасия ПЕТРОВА, главный редактор газеты Dеловой INтерес

1 июля – переломный момент года, с которого в силу вступает целый ряд законодательных ограничений 

Геннадий САНДЫРЕВ, член регионального штаба ОНФ, руководитель группы компаний «Налоги и право»

Особого внимания заслуживает отмена возможности двусмысленного трактования законов